Функции образа лидера в массовом сознании
Мотивационная теория.
Ее сторонники, социологи С.Митчел и С.Эванс, доказывают, что эффективность И.л. зависит от её воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задач и удовлетворение , испытываемое ими от выполненной работы или в процессе работы.
Теория обмена и трансактного анализа. Теория рассматривает И.л. как чувствующую потребности и желания своих последователей и предлагающего способы их осуществления. Здесь акцент делается на эмоциональной стороне лидерского процесса. Лидер должен быть ориентирован на решение реальных задач, достижение определенных целей, но может придать первостепенное значение и взаимоотношениям со своими последователями. Именно такой стиль лидерства стал предметом анализа в данной теории, когда межличностные отношения выступают на передний план.
«Харизма. Харизматический лидер».
Термин «харизма» происходит от греческого «charisma» и буквально означает «божья благодать», «дар», «милость». В религиозном сознании - это мистическое свойство, ниспосланное свыше и выделяющее его обладателя из массы (например, пророческий дар). Д. Кола считает, что харизматический вождь - это не личность, обладающая особыми качествами, а результат того, что его считаюттаковым те, кто ему повинуется. .Согласно М.Веберу, группа, повинующаяся харизматическому вождю, образует «эмоциональное сообщество». Большинство незнает, почему они подчиняется лидеру приобретает большую уверенность в реальности приписываемых ему достоинств, действует более энергично/ Массы чувствуют себя возвышенными тем, что на самом деле их унижает.
Вокруг вождя формируется группа «адептов» или «учеников». Теоретически он не располагает какими-либо юридическими и административными средствами принуждения их к подчинению и удержания их под своей властью. Связь одна - признание.
Приходится признать, что общественный статус не наделяет харизмой. стоит в том, чтобы обладать достаточной компетентностью и постоянно убеждать окружение в своих чрезвычайных дарованиях. Крометого, харизматических вождей создают определенные социальные структуры или политические конъюнктуры. Таким образом, харизматическое господство не является исключительно продуктом харизмы того, кто ею обладает.
Власть харизмы может не опираться на какие -либо объективные средства и возможности. Будучи иррациональной и аффективной, харизма не способна связаться с конкретными экономическими целями, основанными на расчете, прогнозе.
Можно выделить группы составляющих образа харизматическойИ.л.:
1. Персональные характеристики; большую роль играет внешность. Именно благодаря ей осуществляется загадочное влияние на массы, считают многие исследователи. Сложно обнаружить какую-либо закономерность в этом отношении: должен ли быть лидер высоким или нет, блондином или брюнетом, должен ли он говорить громко или тихо и внушительно?. Но при этом известно, что «выращивать», культивировать в человеке харизматическое обаяние невозможно.
Замечено, что харизматический лидер должен иметь свою, особую историю жизни, физический недостаток или изъян. Часто это люди неуравновешенные, эксцентричные, с отклонениями.
2.Социальные характеристики (статус, ролевое поведение, ориентация на определенную группу).
3. Символическая нагрузка. Лидер становится знаком некоей идеологии или определенного периода существования народа, государства. 4.Условный характер харизматических отношений не признается участниками. Лидер сам искренне верит в свое призвание, последователи верят в лидера, поддержка рассматривается обеими сторонами как священный долг по отношению к нему, всякое сомнение в харизме рассматривается как отступничество и даже святотатство.
5.Харизматический вождь действует не по правилам, а посредством императивных приказов.Он не связан никакими прецедентами.
Харизма в контексте типологии господства М.Веберу-. Вебер объявляет ее «первичным типичным феноменом религиозной (политической) власти» и говорит, что харизма является специфически творческой революционной силой истории. Харизматическое господство может существовать при следующих условиях.
1. Вопрос о значимости харизмы решает признание подчиненных.
2. Если доказательства сверхеъестесгвенных способностей долго не
приходят, то это свидетельствует о том, что одаренный харизмой
покинут богом.
3. Если лидеру долгое время изменяет успех, харизматический ав
торитет может исчезнуть.
4. Господствующая мотивация сообщества- эмоциональная общ
ность. Штаб харизматических лидеров - это не специально обу
ченное «чиновничество», пророк должен иметь учеников;
5. Чистая харизма чужда рациональной экономике.
Условия возникновения и цикл харизмы. Как правило, носители харизмы приходят к власти в исключительных ситуациях, когда люди могут рассчитывать лишь на личные качества своих вождей, это, как правило, кризисные или переходные эпохи. Схематично цикл трансформации харизмы можно представить в нескольких этапах:
1 этап. Возникает тип легитимности, которая состоит в признании
«надчеловеческого», «сверхъестественного» дара вождя.
2 этап. Господство приобретает тип легитимности, которая поко
ится на традиции, на вере в авторитет обычаев и идей, принятых
большинством. Появляется легитимность легального типа. Формируется государственный аппарат.В конечном итоге происходит подлинная рационализация власти, что является антиподом харизмы.: желая сохранить власть, харизма начинает создавать социальные институты. И, как только начинают формироваться привычные социальные институты, государственность , харизма начинает в них растворяться. Этот процесс называется рутинизацией харизмы.
Функции образа лидера в массовом сознании.
Политическое лидерство в отличие от лидерства в малой группе обладает некоторыми отличительными признаками. Например, лидерства «лицом к лицу» в небольших группах, где участники имеют возможность непосредственно взаимодействовать между собой, не существует в отношениях политического лидера и электората . Это отдаленное лидерство – без контакта. Общение опосредованно средствами массовой информации. Между субъектом и объектом – имидж лидера, «лидер- для- публики». Объект имеет не в своем представлении не реального лидера, а его образ.
Независимо от генезиса образа он может исполнять различные функции в массовом сознании.
1. Образ лидера может исполнять рольрелигиозного символас такими его атрибутами как вездесущность, бессмертность, совершенство высшего существа.
2. Важной функцией образа лидера являетсяродовой символ.Лидер– это отец, защитник, покровитель ( «царь-батюшка», «отец народов», «дедушка Ленин» и т.д.).
3. Далее - лидер как политический, государственный символ. Он выполняет мобилизующую функцию. Гитлер говорил: «Фюрер- это партия; и партия – это фюрер».
4. Национальный символ. Массовое сознание придает образу антропологические черты той или иной национальности
5.Образец для подражания. Пропаганда культивирует те черты образа, которым возможно реально подражать: человек не может по собственному желанию стать высоким, но он может стать демократичным, открытым, аскетичным, скромным, пойти на самопожертвование и т.д.
6. Сексуальная ипостась образа лидера. Лидер должен быть привлекателен для лиц противоположного пола, но не в качестве сексуального партнера, а как идеал. Таким образом , образ лидера выступает в различных ипостасях в массовом сознании и отвечает неким архетипам.
Историческая личность и историческая динамика.
Существует четыре основных доказательства важности социального аспекта феномена великой личности.
1.Многие выдающиеся люди получили признание после смерти, и часто их заслуги приписывается тем, кто жил позже.
2.Благоприятный социальный контекст не только способствует признанию достижений, но и подталкивает к ним.
3.Существуют эпохи, которые называют «золотым веком». Почему так много великих личностей родилось в эту эпоху? Очевидно, что причину следует искать не в индивидуальных чертах, а в социокультурном контексте.
4.Неравное представительство великих личностей среди мужчин и женщин, разных рас и наций имеет также социальные корни.
Действительно, перед личностью , получившей статус героя, открываются возможности влияния на исторический процесс. Но реализация таких возможностей требует следующих условий:
1. Должна сложиться социальная, политическая, экономическая ситуация, в которой решения обретают вес. Чтобы иметь шанс сыграть подлинно историческую роль, великая личность должна жить в исключительное время.
2. Выдающаяся личность должна обладать прерогативой власти или влияния.
3. Подлинно исторические изменения возможны тогда, когда в них включены большие массы людей. В одиночку никто не может изменить историю.
Историческая личность является одновременно и субъектом, и объектом исторического процесса. Она находится в зависимости от ситуации, обстоятельств места и времени, которые обусловливают цели, направление и ресурсы деятельности.