Политическая система, государство и законодательство о политических партиях
Глава 22.Понятие и характеристика политической системы
Глава 23.Государство и законодательство о политических партиях
Глава
Понятие и характеристика политической системы
ПОНЯТИЕ
И ХАРАКТЕРИСТИКА
ПОЛИТИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ
Традиционно в теории государства и права рассматриваются про-X блемы взаимоотношений политической системы и государства, причем основной акцент делается на проблематику политической системы. Характеризуются ее понятие, теории, структура, функции, типы, действие, хотя это все входит в предмет политологии, и во многом теория государства и прав дублирует разделы этой науки. Затем анализируется правовое, социальное и светское государство. Иные элементы политической системы с позиций государства и права, прежде всего проблематика политических партий, которая играет огромную роль в жизни государства и правовой системы современного общества, мало либо вообще не рассматривается. В ходе характеристики политической системы в качестве осевой компоненты недостаточно используются такие категории, как социальная среда, юридическая ситуация, контекст, взаимодействие, роли и т.д., используемые представителя системного подхода.
Любая система предполагает прежде всего разнообразные структуры, институциональную инфраструктуру, на основе которых могут развертываться взаимодействие и взаимоотношения различных составляющих. Политическое устройство, политическую организацию общества невозможно представить без институциональной инфраструктуры. Разные политические системы отличаются друг от друга наличием или отсутствием в них тех или иных институтов, характером их построения, структурных взаимоотношений, выполняемых ими функций и т.д.
Известно, что в юридической литературе по-разному определялась «система». Первоначально политическая система называлась как политическая организация общества и лишь позднее — полити-
ческая система общества. Последнее более объемно и содержательно удачно, ибо нельзя ограничиваться совокупностью политических организаций. Однако соответствующее понятие еще нуждалось в отражении определенных связей и взаимодействий как между собой этих организаций, так и с другими системами и различными социальными формированиями, т.е. в системной характеристике. Доказывалось, что политическая система содержит в самой себе ее составляющие — организации, которые выступают не как простая совокупность, а в интегрированном виде, как система1.
Политическая система общества представляет собой подвижную целостность, определенное единство составляющих ее частей и их связей, осуществляющих политическую деятельность, возникающих в процессе этой деятельности противоречий идей, мировоззрений и отношений. Каждая структурная часть политической системы выражает политические интересы той или иной социальной общности, участвует в политической жизни общества, обладает организационной упорядоченностью, закрепленной в ее уставе, положениях или программе, определяющих цель, задачи и функции политической деятельности. Участие в политических процессах каждой части политической системы основывается на политическом обыкновении и традициях, сложившихся и принятых в жизни того или иного общества. Отсюда подвижность, изменчивость политической системы.
Можно утверждать о политической системе двух уровней — внутри страны, и международной: политической системе как государственной организации того или иного общества и международной политической системе, охватывающей все мировое сообщество. В первом случае она представляет собой комплекс институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую организацию общества. Это прежде всего механизм государственного управления и координации, система политической жизни страны. Выделение понятия «политическая система» на этом уровне объясняется тем, что оно свободно от государствоведческих значений, нередко ассоциируемых с понятием «государство». Его концептуальное значение шире и позволяет включать в себя явления и процессы, не всегда отождествляемые с собственно государством.
В то же время без государства нет политической системы. Оно, будучи концентрированным воплощением идеи политического, выступает в качестве центрального, исходного элемента политиче-
1 См.: Общая теория государства и права. М., 1998. Т. 1. С. 238, 243.
390 V. Политическая система, государство и законодательство о политических партиях
ской системы, вокруг которого группируются остальные институты. Кроме государства и его органов, политическая система включает в себя политические партии, различные общественно-политические объединении, организации, разнообразные институты и механизм принятия властных решений и т.д. Большое значение среди них имеют политические партии. Их главная функция состоит в том, чтобы превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп и др. в их совокупный политический интерес путем сведения этих интересов к единому знаменателю.
В современных демократических обществах партии обычно выступают в качестве носителей конкурирующих друг с другом политических курсов, не ставя под сомнение законность существования конституционного строя, основополагающих прав и свобод граждан, утвердившийся и общепринятый в стране механизм управления и т.д. Соблюдение и реализация этих принципов создавали предпосылки для признания каждой из противоборствующих сторон «законности» существования противной стороны.
Партии призваны реализовывать принцип представительства в политической системе тех групп, слоев населения, элит и др., интересы которых она отражает. Путем представительства различных социальных групп, слоев, сословий, интересов и т.д. с помощью партий общество и государство как бы соединяются в единое целое. В современном сложном обществе люди со своими особыми интересами, устремлениями, ориентациями, установками все же могут участвовать в политической жизни как члены различных союзов, объединений, партий. В такой сложной организационной системе, как государство, призванное реализовывать общие цели граждан, которые, в свою очередь, слагаются из множества разнородных, зачастую противоборствующих интересов, имеющей принудительную силу, контроль со стороны народа практически невозможен без этих союзов, объединений, партий.
Партии не только выражают интересы определенных социальных групп, слоев, элит и др., но и активно участвуют в формировании этих интересов. Они выполняют функции объединения интересов различных групп, слоев, элит и др., помогают выделить и очертить конфликтующие интересы, скрытые различия и противоречия в обществе. Они подталкивают граждан к тому, чтобы объединяться, пересекая линии, разграничивающие их по многим качествам, и определять те приоритеты, которые делают их одной массой. Партии разрабатывают аргументы для перевода различий в экономиче-
22. Понятие и характеристика политической системы
ской, социальной и культурной структуре в требования и конкретные действия.
В то же время партии выполняют не только представительные, но и инструментальные функции. Они исторически выдвинулись как институт, способный координировать и контролировать процесс принятия решений на уровне государства. Они подталкивают представителей групп, слоев, элит и др., с противостоящими интересами и взглядами к тому, чтобы заключать соглашения, приводить в соответствие друг с другом различные требования, согласовывать действия и т.д. Благодаря партиям обеспечивается работа парламентов, законодательных собраний и исполнительной власти. Сильные партии не разрушают, а наоборот, усиливают государство, укрепляя каналы обратной связи последнего с обществом, его контроль над положением дел в стране. Соответственно слабость партий неизбежно ведет к слабости государства.
Партии призваны преобразовывать разные интересы в альтернативный политический курс и реализовывать его на государственном уровне. От других общественных организаций партию отличает то, что она охватывает своей деятельностью как можно большую часть общества, разворачивает там информационную и организационно-политическую работу, выполняет воспитательные функции. Пронизывая все политические структуры, партии выполняют функцию по обеспечению связей между различными ветвями государственной власти, вырабатывают компромиссные решения, выполняют посреднические функции между различными социальными группами, слоями, элитами и др., составляющими их избирательную базу. Партии проводят изучения общественного мнения в поддержку выдвигаемых ими проблем, с разных аспектов обеспечивают избирательные кампании и выдвигают кандидатов на выборные должности на всех уровнях власти.
В ходе своей работы партии развивают свой внутренний аппарат и формируют долговременные взгляды своих сторонников. Выступая одновременно и как источники конфликта между различными интересами, и как инструмент достижения согласия между ними, партии приобретают функции своего рода стабилизаторов между обществом и массой людей, объединяя их в единое целое. Разработка программ для выражения конфликтующих интересов способствовала стабилизации механизма государства. Усмирение «статуса» различных слоев граждан содействовало смягчению прежних конфликтов на религиозной почве. Расширение прав и свобод также помогло утверждению легитимности национальных государств.
392 V. Политическая система, государство и законодательство о политических партиях
22. Понятие и характеристика политической системы
С принципом представительства и идеей партии как законной оппозиции связана проблема выборности, которая призвана обеспечить народный суверенитет и представительство всех заинтересованных групп, слоев населения, элит и др., в системе власти через партии. Характерны и полное участие масс в принятии политических решений, и открытая конкуренция с целью завоевания тех или иных государственных постов, и контроль над деятельностью тех, кто находится у власти. Сейчас, как известно, роль выразителя народного суверенитета отводится только избирательному корпусу. Выборы, по сути, являются одним из главных институтов легитимизации существующей власти и государственного режима. Акт участия в выборах сам по себе увеличивает веру граждан в законность и ответственность правительства.
Отмечая важную роль института всеобщих выборов, необходимо различать влияние на состав конкретного правительства и контроль над правительством как органов управления. Так, правила избрания членов парламента делают депутатов зависимыми от избирателей, в то же время изолируя парламент как институт от влияния изменений в поведении избирателей. Относительная простота, с которой может быть заменено то или иное правительство, снижает остроту возможных требований об изменении самого государственного режима и его влияния.
Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране, отдельной области, районе, на муниципальном уровне, в избирательном округе, определить степень доверия избирателей к той или иной партии, конкретным ее лидерам, кандидатам, программным установкам и т.д. Они обеспечивают избирателям возможность выбора между альтернативными политическими курсами и лидерами, призванными представлять избирателей, выступающих в поддержку той или иной программы. Именно здесь партии их конкуренция стали играть ключевую роль. И это видно на примере современной России, где они позволяют избирателям делать продуманный, осознанный выбор в пользу той партии и программы, которые, на их взгляд, соответствуют их позициям и интересам страны.
В качестве одной из главных функций политических партий и избирательной системы были установление и гарантирование политического участия граждан, замена стихийных, неорганизованных и зачастую незаконных (восстание, захват и т.д.) форм политических действий узаконенными формами участия через партии и избирательную систему. Вводя принцип смены политической власти
в процессе конкуренции между двумя или несколькими партиями, избирательная система и партии как бы отделяли конкретных людей, сменявшихся у власти, от самой системы.
Политическая система охватывает организационный и юридический аспекты подсистемы политического с его основополагающими целями, субъектами, отношениями, процедурой, механизмом, функциями и т.д. Она характеризуется определенным единством, что, в свою очередь, предполагает вертикальную и горизонтальную согласованность ее структурных элементов. Ее жизнеспособность определяется тем, насколько в ней преобладают согласие и сотрудничество между отдельными элементами. Политическая система самостоятельна в том смысле, что в силу совей внутренней организации и средств, а также допустимости в окружающем мире она обладает способностью действовать автономно, реализуя свои ценности, нормы и цели, приспосабливаясь к условиям жизни общества.
Политическая система любой страны должна быть открыта влиянию окружающего мира, с которым она тесно сотрудничает и из которого получает важнейшие импульсы для своей деятельности. Открытость предполагает, что политическая система является частью или подсистемой другой более всеохватывающей общественной системы, а именно мирового сообщества, воплощенного, в свою очередь, в международно-политической системе.
Конечно, политическая система руководствуется определенной совокупностью правил поведения (норм, требований и др.). реализуемых в процесс взаимодействия и функционирования ее частей. Но эти правила поведения формируются и действуют в более широком контексте, как и политическое поведение, политическая культура, политическая этика и другие составные элементы политической системы. Важная структурно-функциональная составляющая политического мира — политические отношения. Субъектами политических отношений всегда выступают люди, слои населения, классы, элиты, заинтересованные группы. Однако политические отношения могут реализовываться как между различными политическими институтами, так и между различными социальными силами, например массами граждан, заинтересованными группами, избирателями, олигархами, мафией, военно-промышленным комплексом, церковью.
Особым звеном в политической системе общества является государство, которое вовсе не является простым сосредоточением разных социальных групп, образованных ради тех или иных целей, а объединением всех членов общества, граждан, независимо от
I
394 V. Политическая система, государство и законодательство о политических партиях
классовой, национальной, религиозной, профессиональной или иной принадлежности. Государство выражает (должно выражать) их общие потребности, интересы, цели и реализует их в практической жизни. Оно связано со всеми иными звеньями, частями политической системы общества, со всем населением страны. И в этой прочной связи государство само заинтересовано. Причем его заинтересованность обусловлена следующими обстоятельствами:
• именно государство, единственно обладающее государствен
ным суверенитетом, определяет основные направления внут
ренней и внешней политики, с которыми все иные звенья
политической системы общества не могут не считаться;
• руководство и управление общественным развитием в основ
ном осуществляет именно государство, поэтому все иные зве
нья политической системы общества примыкают к этой дея
тельности, участвуют в реализации тех или иных мероприятий
(или, находясь в оппозиции, тормозят, иной раз даже срывают
их осуществление);
• государство мобилизует, интегрирует и организует все насе
ление страны для решения глобальных проблем (экономиче
ских, управленческих и т.п.), ее безопасности для нормальной
жизнедеятельности и прогрессивного развития общества;
• государство обладает материальными, финансовыми, соци
ально-культурными, духовными и иными средствами для ре
шения и обеспечения текущих и перспективных проблем раз
вития общества, чем ни одно иное звено политической
системы в том же объеме и качестве не обладает;
• государство обладает монополией на издание законов и под
законных актов, реализацию которых обеспечивает, защища
ет, охраняет и может в случае их нарушения использовать
принудительный государственный механизм. Ни одно из иных
звеньев политической системы общества не может издавать
правовые акты (за исключением случаев, когда само государ
ство делегирует право на издание подзаконных актов тому
или иному звену политической системы). Ни одно звено по
литической системы не вправе применять принуждение к ко
му бы то ни было;
• лишь государство обладает правом надзора, контроля над дея
тельностью всех государственных органов и общественных
организаций, должностных лиц и граждан в границах закона,
осуществлять правосудие в лице государственных судебных
органов на основе закона.
22. Понятие и характеристика политической системы
Центральное положение государства в политической системе общества детерминировано тем, что только оно в состоянии обеспечить выполнение тех общих дел, в которых нуждается общество. Ни одно другое негосударственное объединение не может этого сделать в необходимых масштабах, формах и методах.
Непосредственно практическое значение в политической жизни должны иметь и трудовые коллективы, игравшие в советское время важную роль в политической системе общества. Они были «политической лабораторией» в том смысле, что не только занимали активную позицию, участвуя в политической жизни, принятии политических решений, организации всевозможных политических акций, выдвижении своих представителей как в местные, так и центральные органы государственной власти, организации избирательных кампаний и т.д., тем самым приобретая политический опыт, но и «школой» подготовки государственных деятелей, лидеров политических движений и организаций. Пришло время восстановить значение и роль трудовых коллективов.
Та же участь постигла профсоюзы, творческие объединения (композиторов, писателей, художников, архитекторов), союз молодежи, утративших былое активное, плодотворное, эффективное участие в политической жизни России. Возрождение деятельности этих социальных образований тем более необходимо в настоящее время, когда мы намерены и пытаемся создать гражданское общество, его истинно демократическую политическую систему. Надо использовать огромные возможности этих объединений в качестве дополнительных средств выражения духовных и иных потребностей народа, задействовать их значительный творческий и созидательный потенциал в совершенствовании политической реальности.
Особенно актуально стоит эта проблема в отношении молодежи. Ныне молодые люди просто заброшены, забыты, предоставлены самим себе. Алчная жажда приобретения денег, «роскошной жизни» извращает их человеческие ценностные ориентации, превращает их в духовно опустошенных, безродных, антипатриотичных существ. Модным «героем нашего времени» становятся деляга, спекулянт, жулик. Пора обратить все силы общества, особенно старшего поколения, ученых и творческой интеллигенции на предотвращение дальнейшей деградации определенной части молодежи, на ее воспитание и образование в гуманистическом духе, привлечь к участию в трудовой деятельности, активному участию в политической жизни общества, в деятельности общественных и государственных структур. Пессимистическая характери-