Вопрос 22. Толкование Конституции РФ
Легальное, или предусмотренное законом, толкование есть официальное разъяснение Конституционным Судом РФ смысла и содержания норм Основного Закона. Действующая Конституция функцию легального толкования закрепила исключительно за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125). Целью толкования является юридически точное указание о том, как понимать норму Конституции, допускается ли ее расширительное толкование и в каком объеме. Такое толкование необходимо всякий раз, когда во взаимоотношениях между органами государственной власти возникают сомнения в правильности понимания содержания нормативного объема того или иного конституционного положения, а равно в случае неоднозначного понимания тех или иных положений Конституции. Юридический способ снятия существующей неопределенности - официальное толкование. Толкование Конституции Конституционным Судом относится к числу официальных нормативных, оно имеет юридическую силу, обязательно для всех органов госуд. власти и местного самоуправления, предприятий, организаций, граждан и их объединений. Право толкования Конституции Конституционный Суд самостоятельно реализовать не может. Согласно Конституции (ч. 5 ст. 125) толкование возможно по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Порядок разъяснения норм Конституции определен в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде РФ». От официального толкования Конституции РФ следует отличать ее доктринальное толкование - комментарии к Конституции. Такое толкование не имеет обязательной юридической силы, хотя его влияние на официальное толкование, применение конституционных норм несомненно.
Вопрос 23. Многонациональный народ- носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ. В РФ единственный источник власти - народ.Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется сво-
бодно народом, но в соответствии с требованиями
закона, его суверенной волей и интересами госу-
дарства. В РФ власть легитимируется и контроли-
руется народом, гражданами РФ. Элементы народовластия в РФ: 1) коллективный субъект - граждане РФ; 2) объект - власть. Формы народовластия.: 1) непосредственная (прямая) демократия; 2) представительная (косвенная) демократия Непосредственное народовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.
Виды непосредственной демократии: 1) ре-
ферендум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митин-
ги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.;
4) народная правотворческая инициатива в органы
местного самоуправления, инициатива граждан по
проведению референдума; 5) индивидуальные
и коллективные обращения граждан в государств. органы и органы местного самоуправления.
Высшие формы непосредственной демократии:
референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия - выборы в РФ проводятся на основе: 1) всеобщего; 2) равного; 3) тайного голосования. В зависимости от содержания института институты прямой демократии могут быть: 1) способами принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум); 2) формами выражения народного мнения, имеющими
консультативное, но необязательное значение для
принятия решения органами власти (митинги,
демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.
Представительная демократия (народовла-
стие) - это осуществление власти народом через
представительные органы государственной власти
и местного самоуправления.Органы представительной демократии: 1) высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, пар-
ламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);
2) единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней:1) органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.
Формы косвенного народовластия: 1) обсуж-
дение проектов законов и других важнейших во-
просов общественной жизни государства; 2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан;4) индивидуальные и коллективные обращенияграждан в органы государственной власти и органыместного самоуправления по всем вопросам.
Вопрос 24. Основы конституционного строя РФ. Конституционный строй -установленная Конституцией определенная организация
государства. Основы конституционного строя РФ - основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ. Выделяются
следующие принципы конституционного строя РФ:1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия:непосредственной и представительной); 2) приоритет общечеловечес. ценностей, прав и свобод отдельной личности; 3) верховенство закона; 4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ;равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета
и т. д.); 5) государственный суверенитет (он вклю-
чает в себя следующие элементы: государственн.
целостность, единство системы государственной
власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ,признание равноправия народов России); 6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека); 7) светский характер российского гос-ва (т. е. в РФ деятельность госуд. власти и религиозных объединений осуществляет независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви); 8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ явл. то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской); 9) разделение властей; 10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие,
свобода взглядов и мировоззрения граждан);
11) многообразие форм собственности и свобода
экономических отношений (территория РФ явл. единым экономическим пространством, на ней
гарантируются свободное перемещение товаров,
услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономическ. деятельности)