Органы дознания, их система, организация и компетенция
В действующем УПК Республики Беларусь порядок деятельности органов дознания по уголовным делам изложен в ст. 186 УПК.
Деятельность органов дознания по уголовным делам– это начальный этап предварительного расследования, который предшествует предварительному следствию. Он носит подчиненный предварительному следствию характер, однако и возникает не по каждому уголовному делу. При наличии признаков преступления, орган дознания либо передает заявление или сообщение с собранными материалами проверки в подразделение предварительного следствия, либо возбуждает уголовное дело и осуществляет дознание, т.е. начинает производство предварительного расследования. Обязанность органа дознания возбудить уголовное дело и начать предварительное расследование в форме дознания обусловлена неотложностью принятия данного решения. Так, в определенных ситуациях следователь не имеет возможности по тем или иным причинам выехать на место происшествия. Задержка же с возбуждением уголовного дела может повлечь утрату доказательств, обнаружение и изъятие которых связано с безотлагательной процессуальной деятельностью по «горячим следам». В других случаях неотложность обусловлена тем, что единственным средством получения доказательств является производство ряда следственных действий (например, обыска, выемки, допроса свидетелей и т.п.), выполнение которых допустимо только после возбуждения уголовного дела. Об обнаруженном преступлении и возбуждении уголовного дела орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
В соответствии с ч. 1 ст. 186 УПК по возбужденному уголовному делу лицо, производящее дознание, вправе произвести следующие неотложные следственные и другие процессуальные действия для установления и закрепления следов преступления: осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на имущество, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, предъявление для опознания, освидетельствование, задержание, применение меры пресечения, допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, получение образцов для сравнительного исследования, назначение экспертиз.
Указанный перечень является исчерпывающим. По выполнении неотложных следственных и других процессуальных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать дело следователю. После передачи уголовного дела следователю органы, уполномоченные законом осуществлять дознание, оперативно-розыскную деятельность, могут производить по нему следственные и другие процессуальные действия, проводить оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным установить лицо, совершившее преступление, органы уполномоченные законом осуществлять дознание, оперативно-розыскную деятельность, обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о полученных результатах.
Начальником органа дознания является руководитель органа дознания, а также каждое из должностных лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 37 УПК. Заместители начальника органа дознания обладают правами и несут обязанности, предусмотренные ст. 38 УПК.
Начальник органа дознания обязан:
а) организовать принятие необходимых оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений;
б) обеспечить полное и качественное производство неотложных следственных действий и других процессуальных действий по уголовным делам и материалам до передачи их следователю, а также выполнение поручений следователя, суда, указаний прокурора;
в) осуществлять контроль за законностью и своевременностью действий лиц, производящих дознание.
Указания прокурора, поручения следователя по уголовным делам, данные в порядке, установленном УПК, обязательны к исполнению начальником органа дознания. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.
По поступившим в орган дознания заявлениям и сообщениям о преступлении начальник органа дознания поручает проведение проверки, а по возбужденным им уголовным делам поручает производство дознания; проверяет находящиеся в производстве у лиц, производящих дознание, материалы проверок и уголовные дела, дает им указания о проведении необходимых оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий; передает материалы проверок и дела от одного уполномоченного им лица, производящего дознание, другому; поручает производство дознания нескольким лицам; вправе лично проводить дознание, в том числе приняв дело к своему производству; направляет в органы предварительного следствия заявления или сообщения о преступлениях вместе с материалами их проверки при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 174 УПК, а также уголовные дела.
Согласно ч. 8 ст. 38 УПК указания начальника органа дознания лицу, производящему дознание, по расследуемому им уголовному делу даются в письменной форме и обязательны к исполнению. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения.
Согласно ст. 39 УПК лицом, производящим дознание, является должностное лицо, уполномоченное органом дознания на осуществление досудебного производства. Лицо, производящее дознание, вправе самостоятельно производить неотложные следственные и другие процессуальные действия, выносить процессуальные решения, за исключением случаев, когда УПК предусмотрены утверждение их начальником органа дознания, или санкция прокурора, или письменное согласование решения органа уголовного преследования о задержании лица.
Лицо, производящее дознание, вправе обратиться к начальнику органа дознания с мотивированным ходатайством о даче им поручения соответствующим работникам органа дознания о производстве неотложных следственных и других процессуальных действий, проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Постановления лица, производящего дознание, вынесенные в соответствии с требованиями УПК, по находящимся в его производстве материалам и уголовным делам обязательны к исполнению всеми организациями, должностными лицами и гражданами.
Проведение дознания проводится административным органом, обусловливает фактическое участие в производстве по делу, как лица, производящего дознание, так и начальника органа дознания, представляющего в ряде случаев сам орган дознания и потому наделенного определенными правами и обязанностями. Наиболее важные процессуальные акты и действия лица, производящего дознание, утверждаются начальником органа дознания. Ответственность за деятельность лица, производящего дознание, несет начальник органа дознания, что, конечно, не освобождает от ответственности и лицо, производящее дознание.
Действующая система органов дознания и их компетенция
Виды органов дознания и пределы их компетенции перечислены в ст. 37 УПК. Государственными органами и должностными лицами, уполномоченными законом осуществлять дознание, являются:
1) Министерство внутренних дел, территориальные органы внутренних дел;
2) органы государственной безопасности – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;
3) командиры воинских частей, соединений, начальники органов пограничной службы, военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, органа пограничной службы или его подразделения;
4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
5) Государственный пограничный комитет, территориальные органы пограничной службы, орган пограничной службы специального назначения - по уголовным делам о преступлениях, выявляемых при выполнении возложенных на органы пограничной службы задач;
6) таможенные органы – по уголовным делам о контрабанде, незаконном экспорте объектов экспортного контроля, невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, об уклонении от уплаты таможенных платежей;
7) органы финансовых расследований Комитета государственного контроля – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 224–227, 233–235, 237–245, 247 и 2611 УК;
8) органы государственного пожарного надзора – по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;
9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах;
10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь – по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.
УПК дает исчерпывающий перечень органов, уполномоченных на производство дознания.
Из перечня органов дознания видно, что дознание осуществляется различными административными органами, носит производный от выполняемых ими основных функций характер и определяется ими. Для одних органов производство дознания непосредственно вытекает из основных их функций (для органов внутренних дел – охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения), составляет постоянную для них обязанность. Для других же, хотя и связано с выполнением основных функций, но его никак нельзя называть делом профилирующим; скорее, наоборот, здесь оно носит эпизодический характер. Производство дознания для вышеуказанных органов является побочной функцией, осуществление которой в определенной мере способствует выполнению их основных задач. Компетенция начальника органа дознания и лица, производящего дознание, предопределяет характер и степень их участия в уголовно-процессуальной деятельности.
На органы дознания и должностных лиц в зависимости от характера преступления возлагаются:
1) прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении;
2) проведение проверки по заявлению или сообщению о преступлении, принятие по ним решения в соответствии со ст. 174 УПК;
3) производство неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам;
4) проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятие иных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, а также предупреждение и пресечение преступлений.