Русская культура в первой половине XIX в
Русская культура в первой половине XIX в. Первая половина XIX в. вошла в историю как «золотой век» отечественной культуры. В этот период отечественная культура развиваюсь на фоне возрастающего национального самосознания народа. Особую роль сыграла победа в Отечественной войне 1812 г., которая оказала существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство. Однако внутреннее положение в стране сдерживало развитие культуры. Консервативные тенденции в политике Александра I и Николая I проявились и в этой области.
Система просвещения и образования расширялась, обеспечивая возраставшие потребности усложнявшегося государственного аппарата и развивавшейся экономики.
В первые годы своего царствования Александр II продолжал политику просвещенного абсолютизма. По указу 1803 г. предполагалось создание бессословной системы образования. Однако система учебных заведений развивалась медленно, а по уставу 1826 г. она приобрела полностью замкнутый сословный характер. Крепостные крестьяне в школы не допускались, для государственных крестьян создавались одноклассные приходские школы. Уездные училища с трехлетней программой предназначались для низших городских сословий.
Для дворянбыли открыты кадетские училища и гимназии, куда могли поступать и дети купцов. Продолжалось развитие женского образования, но также только для дворянок. По указу 1803 г., планировалось создание университетов в каждом из шести округов, на которые была поделена страна.
Событием в истории российского просвещения стало открытие 19 октября 1811 г. Царскосельского лицея. Их программа имела широкое общеобразовательное значение. Лицеи имели права университета и готовили элиту государственных деятелей и высших чиновников.
В последние годы царствования Александра I правительство пыталось взять под контроль внутреннюю жизнь высших учебных заведений. По Уставу 1817 г., автономия университетов была ограничена. В 1826-1827 гг. было запрещено принимать крестьян в университеты (как и в гимназии), усилен надзор за частными заведениями. По Уставу 1835 г., министр просвещения С. С. Уваров предписывал в университетах порядок военной службы, строгое соблюдение уставных форм, чиноначалие и точность в исполнении даже незначительных постановлений. В николаевскую эпоху был открыт один – Киевский – университет (1834).
Развитие специального технического образования во второй четверти XIX в, продолжалось активнее, чем раньше. Были открыты технологический институт, Институт инженеров путей сообщения. Училище гражданских инженеров и др.
В первой половине XIX в. также возникло несколько научных обществ, которые занимались пропагандой научных идей и образования.
В этот период быстро развивалось книгоиздание, способствуя росту просвещения. Несмотря на Цензурный устав 1826 г., прозванный «чугунным», появлялось все больше частных издательств (Свешникова, Глазунова, Смирдина).
Для первой половины XIX в. характерно создание литературных журналов, которые не только способствовали развитию литературы, но и становились центрами, вокруг которых группировались представители различных направлений общественной мысли.
Особое значение приобретают прикладная наука и техника, медицина, особенно военно-полевая хирургия, где было много достижений. Но их внедрение в практику было ничтожно, так как развитие промышленности шло медленными темпами.
Географические экспедиции способствовали развитию научных знаний. Экспедиция М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена во время кругосветного плавания 1814-1821 гг. открыла Антарктиду. Западное побережье Северной Америки и Аляски было исследовано экспедицией О. Е. Коцебу.
Огромную роль в развитии исторической мысли сыграл выход «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Интерес к истории привел к созданию Общества истории и древностей российских при Московском университете, начались археологические раскопки, велась работа по подготовке к печати исторических документов.
Развивались и другие гуманитарные науки – педагогика (К. Д. Ушинский), филология (А. X. Востоков, И. И. Срезневский, С. П. Шевырев, К. С. Аксаков и др.).
Из всех видов художественной культуры первой половины XIX в. литература заняла ведущее место, что было связано с ее социальной направленностью. Гражданственность, национальное самосознание, чувство национального достоинства, патриотизм — черты, характерные для русской литературы с древнейших времен, усилились после Отечественной войны 1812 г.
В эпоху войны 1812г. когда особое значение приобрела идея служения Родине и сложился стиль романтизма.
В рамках этого стиля развивалось творчество поэтов-декабристов - К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. А. Бестужева-Марлинского, положивших начало гражданскому романтизму. В их поэзии преобладающими были мотивы борьбы за свободу, против крепостничества и самодержавия.
Реализм, как стиль русской литературы, формировался во второй четверти XIX в. Огромную роль в его становлении сыграл А. С. Пушкин, с творчеством которого связано также складывание литературного русского языка. В творчестве великого поэта достоверно отразился русский национальный характер, живые характеры и личности, воссозданы многие аспекты жизни России 20 – 30-х гг. XIX в.
На новую высоту поднялась русская литература в творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, обогатившего литературный язык.
Интерес к изобразительному искусству возрастал, что выразилось в создании различных художественных обществ, росте популярности выставок в Академии художеств, основании художественных журналов и создании художественных музеев.
Развитие живописи в тот период проходило в рамках академизма который был ориентирован на высочайшую изобразительную технику, мифологические и библейские сюжеты, декоративность композиции
Классицизм в архитектуре в начале XIX в. достиг наивысшего уровня развития, создав благодатную почву для выражения гражданского пафоса.
На смену классицизму, исчерпавшему свои возможности в 30-е гг. XIX в. пришла эклектика. По проекту К.А. Тони, представителя данного направления в честь победы в Отечественной войне 1812 г. в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя, строительство которой было завершено в 1883 г.
Характерной особенностью развития русской скульптуры первой половины XIX в. стал синтез скульптуры и архитектуры, что особенно ярко выразилось в создании городских ансамблей, решении других градостроительных задач.
В первой половине XIX в. появилось самостоятельное русское музыкальное искусство, хотя влияние итальянской, немецкой, французской школ было еще значительным. Русская национальная музыкальная культура создавалась на основе народного творчества, о чем свидетельствует творчество А. А. Алябьева, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского.
В тот период в культурной жизни России значительно возросла роль драматического театра. Постепенно на русской сцене утверждалось реалистическое направление благодаря драматургии А.С. Грибоедова, Н В Гоголя, А. Н Островского. Среди актеров, создавших славу русской сцены, имена М. С. Щепкина, П. С. Мочалова, С. Семеновой и др.