Тема 5. ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
1. Определите 3 признака, без которых невозможно представить институт государства.
2. Заполните таблицу: «Теории происхождения государства».
Название теории | Автор (ы) | Основные положения |
Патриархальная | ||
Теологическая | ||
Органическая | ||
Теория общественного договора | ||
Теория насилия | ||
Психологическая | ||
Историко-материалистическая |
3. Заполните таблицу «Функции государства»
№ | Внутренние функции | Внешние функции |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. |
4. Дайте определение понятия по образцу:
Понятие | Точное содержание понятия |
Сущность государства | |
Форма государства | |
Цель государства | |
Функции государства | |
Тип государства |
5. Выпишите в нужный столбик по три основных признака монархии и республики:
МОНАРХИЯ | РЕСПУБЛИКА |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
6. Заполните таблицу "Отличия федерации от конфедерации".
Признак | Федерация | Конфедерация |
Кем принимаются определяющие решения | ||
Территория | ||
Конституция | ||
Гражданство | ||
Субъект внешней политики | ||
Степень самостоятельности административно-территориальных единиц |
7. Почему в федеративных государствах необходима двухпалатная структура парламента. Приведите примеры государств с подобной структурой.
8. Используя справочник "Страны мира" и конституции государств, определите форму государства в следующих странах:
Название страны | Форма государственного правления | Форма государственного устройства | Форма государственного режима |
Российская Федерация | |||
США | |||
Саудовская Аравия | |||
Ирак | |||
Иран | |||
Норвегия | |||
Нигерия | |||
Италия | |||
Бразилия | |||
Австралия | |||
КНР | |||
Япония | |||
Германия | |||
Индия |
9. Прокомментируйте следующие высказывания;
а) "Законы-якори государства" (Ф. Бэкон);
б) "Республиканская форма - это только простое отрицание монархии" (Ф. Энгельс);
в) "Законодательная власть - сердце государства, власть исполнительная - его мозг" (Ж.-Ж. Руссо);
г) "За спиной президента всегда стоят кое-какие люди, которых следовало бы поставить впереди его, чтобы он мог за ними присматривать" (К. Хаббард. американский писатель);
д) "Всякий народ имеет такое правительство, какого заслуживает" (Ж. де Местр, французский политический мыслитель);
е) "Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия" (Вольтер);
ж) "Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад" (Н.А. Бердяев).
10. Постройте схему: "Государственное устройство Российской Федерации".
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Органы власти | Федеральный уровень | Уровень субъектов федерации | Уровень местного самоуправления |
Органы законодательной власти | |||
Органы исполнительной власти | |||
Органы судебной власти |
11. Подберите по 5 государств в выделенные 3 группы государств.
Группы | Государства |
1. Великие державы | |
2. Государства – региональные лидеры | |
3. Малые государства |
12. Выпишите конституционные обязанности граждан Российской Федерации: