Политическая философия Томаса Гоббса (1588-1679)
«Философское начало учения о гражданине», «Левиафан».
В основу своей теории государства и права Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все». Но так как человеку присущи: жадность страхи т.п., то отсюда можно сделать вывод, что человека окружают враги. («Война всех против всех»). Иметь право на все в условиях такой войны – значит не иметь никакого права ни на что. Это положение в обществе Гоббс называет естественным состоянием рода человеческого.
В природе людей, по Гоббсу, заложены не только силы, которые приводят к войне всех против всех. Эти силы способны побуждать человека находить выход из этого состояния. Прежде всего это страх смерти и инстинкт самосохранения, доминирующий над остальными страстями. Заодно с ними выступает естественный разум т.е. способность рассуждать. Инстинкт самосохранения сообщает первый импульс процессу преодоления естественного состояния , а разум подсказывает людям, на каких условиях можно осуществить данный процесс. Эти условия есть суть естественных законов. Главный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все прочее должно использоваться лишь в качестве достижения мира. Другой закон говорит , что нужно отказаться от своих прав в той мере, в кокой этого требуют интересы мира и самозащиты. Третий закон: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения; в противном случае последние не будут иметь ни какого значения.
Все другие законы можно объединить в одно правило: не делай другому того, чего бы не желал себе. По Гоббсу обмен и договор выступают предпосылками установления мира в человеческом обществе. Для того, чтобы эти законы исполнялись нужна сила, которая решит, что является правом, а что им не является. По Гоббсу абсолютная власть государства – есть гарант мира и реализации естественных законов. Гр-е законы зависят от естественных. Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с войной всех против всех. Путем взаимной договоренности между собой индивиды доверяют единому лицу верховную власть над собой. Носитель такого лица – суверен, он обладает верховной властью, а все остальные его подданные (т.е. в основе возникновения государства лежит договор). После того как люди заключили такой договор, они не могут изменить избранную форму правления, выйти из под действия верховной власти, они не могут протестовать против суверена. Права суверена наоборот огромны, так как суверен со своим народом ни каким договором не связан и ответственности перед ним ни какой не несет.
С точки зрения Гоббса, возможен иной путь приобретения верховной власти – силой. Государства, которые возникли в следствие договора Гоббс называет политическими государствами- основанными на установлении, а государства возникшие в следствие силы- основаны на приобретении, и к ним Гоббс особого расположения не вызывает.
Власть суверена, по Гоббсу, не зависит от формы правления, она всегда безгранична. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, избирает и разрешает споры, назначает всех должностных лиц и тд. Власть суверена неделима и не передаваема никому. Подданные по отношению к верховной власти прав не имеют, и поэтому она не может быть ими уничтожена.
Концепция Гоббса, по мнению мыслителей является ценной тогда, когда государство надежно охраняет порядок отношений в обществе. Государство должно выполнять не только полицейские функции, но и поощрять всякого рода промыслы: земледелие, рыболовство, судоходство и тп., оно должно силой принуждать людей, отлынивающих от работы к труду. Государство гарантирует своим подданным свободу, которая является правом делать все то, что не запрещено гр. законом.
Активная роль государства государства проявляется в активной борьбе с учениями, которые ослабляют или ведут государство к распаду. Суть этих учений состоит в том, что каждый человек сам определяет мерило добра и зла. По Гоббсу, же этим мерилом явл. Гр. закон, поэтому он призывал использовать закон против этих заблуждений.
Гоббс говорит об обязанностях суверена, они по его мнению выражаются в положении: благо народа - высший закон. Долг суверена хорошо управлять народом, т.к. государство установлено ради граждан.
Гоббс не уделял большого внимания проблеме государственных форм. По его мнению власть, чтобы оказать защиту своим подданным одинакова во всех формах. Согласно Гоббсу может быть лишь три формы государства: монархия, демократия и аристократия. Но все же глубинные симпатии Гоббса на стороне монархии. Он убежден. Что она лучше выражает и реализует абсолютный характер власти государства. Верховной власти лучше быть монархической, поскольку, в личности короля олицетворено государство.
Целиком подчиняя индивида абсолютной власти государства, Гоббс все же позволяет ему возможность сопротивляться воле суверена. Эта возможность – право на восстание, но оно возможно лишь тогда когда есть угроза своей собственной жизни ( закон самосохранения). Если суверен нарушит этот закон то, он потеряет власть.
Гоббс проводил аналогии государства с человеком: суверен- душа государственности, тайные агенты- глаза государства и тд. Гражданский мир сравнивался им со здоровьем, а мятежи и войны с болезнью государства, влекущей за собой распад и гибель. Но главную роль, по Гоббсу, играет не эта аналогия. Главным является подход к государству как к искусственному человеку (механизму), Начиная с Гоббса, в западноевропейской пол. теории утверждается понимание государства в качестве машины.
28. 1. Понятие « духа законов» у Шарля Монтескье (1689-1755)
«О духе законов».
Главная тема всей политической теории и основная ценность, по М., это – политическая свобода, ее в свою очередь обеспечивают законы и надлежащая организация государственности. В поисках «духа законов», т.е. закономерного в законах, он опирается на рационалистические представления о разумной природе человека, природе вещей и т.д. и стремился постигнуть логику исторически изменчивых позитивных законов, порождающие их факторы и причины. Закон, правило соответствующих отношений, означает противопоставление слепой судьбе. Закон, по М., как раз и определяет присутствие разумного в этих отношениях. Общим понятием закона охватываются все законы – как неизменные, так и изменчивые. Человек, как физическое существо, управляется неизменными законами, но как существо разумное и действующее по собственным побуждениям человек постоянно нарушает как законы природы, так и изменчивые человеческие законы. Применительно к человеку законы природы – это законы, которые «вытекают единственно из устройства нашего существа». (стремление к миру, к добыванию себе пищи, желание жить в обществе). Человек, по М., вначале слаб, боязлив и стремится к равенству и миру с другими. Но как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны двоякого рода – межиду отдельными лицами и между народами. Появляются законы, определяющие отношения между народами; между правителями и управляемыми и между гражданами в целом. Потребность в законах, обуславливает необходимость образования государства. Такое соединение силы отдельных людей предполагает наличие уже единства их воли, т.е. гражданское состояние. Для образования государства необходима развитая жизнь в обществе.
Человеческий закон предполагает справедливость, которая предшествует ему, а не им создается. Закон вообще, по М., человеческий разум, управляющий всеми людьми. М. исследует факторы, образующие «дух законов», т.е. то, что определяет разумность, правомерность, законность и справедливость требований положительного закона. Перечисляя необходимые отношения, порождающие закон, Монтескье прежде всего обращает внимание на характер и свойства народа, которым должен соответствовать закон, устанавливаемый для данного народа. Отсюда вывод, что законы одного государства в очень редких случаях могут быть пригодны для другого. М. отмечает необходимость соответствия положительных законов природе и форме правления, географическим факторам, по климату, образу жизни населения, его численности, обычаям. Законодательство должно быть системным.
Монтескье считает, что форма правления оказывает решающее воздействие на законы. Он различает три формы правления: республиканская, монархическая и деспотическая. При первой форме правления верховная власть находится в руках или всего народа ( демократия), или его части (аристократия). Монархия – это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей одного человека, законы ни какой роли ни играют.
М. выделял природу (форму) правления (общественный строй), т.е. то, что делает правление таким, и принцип правления, т.е. человеческие страсти, которые заставляют правление действовать.
Что касается демократии, то здесь народ является государем только в силу голосования, которым он изъявляют свою волю. Народ, способен контролировать деятельность других лиц, но не способен вести дела сам. Поэтому основными для демократии он считает законы, определяющие право голосования. Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть принадлежит только народу. Но кроме постоянных законов, необходимы и постановления сената, которые будут относиться к актам временного действия. Такие акты дают возможность проверить будущий закон на практике. Принцип – добродетель.
К основным законам аристократии он относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. Аристократия будет лучше если она будет приближена к демократии.
В монархии, к основным М. относит законы, которые определяют наличие «зависимых и подчиненных» властей , их правомочий. Главной из них является власть дворянства, т.к. без дворянства монарх становится деспотом. Принцип – честь.
Основным законом деспотического правления, является наличие должности полновластного визиря. Принцип – страх.
Природа каждой формы правления, определяет основные, законы.
Специальное внимание, Монтескье уделяет соотношению закона и свободы. Два вида законов о политической свободе: 1) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к государственному устройству, 2) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину. Эти два вида обязательно должны сочетаться в Законе. Свобода будет умеренной лишь в том государстве, где есть разделение властей.
Все законы по М. различаются по разрядам (типам). Чтобы не было беспорядка нужно все вопросы разделить по разрядам законов.
Законы по М. должны быть: просты, немногозначны, сжаты, непорочны, полезны и т.п.
Это учение о духе законов оказало существенное влияние на всю правовую мысль, особенно на развитие теории и практики правовой государственности.