Учение Иммануила Канта о государстве и праве (1724-1804)

«Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве».

Человек у Канта ценность, это личность, которая не является орудием планов. Человек – субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природной среды, он в своем поведении должен руководствоваться велением нравственного закона. Закон не подвержен влиянию каких либо внешних обстоятельств и поэтому безусловен ( у К. «категорическим императив»). Закон лишен у Канта связи с конкретными предметами, с реальными эмпирическими событиями (эмпирические начала должны быть отброшены). Соблюдение требований закона возможно тогда, когда индивиды в состоянии свободно следовать голосу практического разума, который охватывает сферу права. Здесь разум, по К., есть способность и воля создавать принципы и правила морального поведения, содержащая их в себе в качестве внутреннего априорного побуждения.

Разум спонтанно творит для себя мир определенных идей, и старается приблизить реальные условия к ним с помощью определённых действий. Эти действия и составляют суть бытия заключенную в самом законе. Во всем этом видна автономия воли (свобода). Кант говорит, что свобода – это составная человеческой жизни, и человек, по Канту, способен стать господином самому себе, человек не нуждается ни в чьей опеке. Но есть проблема, что не каждый человек использует свою свободу только для реализации закона, а часто это перерастает в произвол.

Право по К. - совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другому посредством объективного общего закона свободы. Таким образом право призвано регулировать выраженные вовне человеческие поступки, оно ограничивает социальное пространство в котором личность могла бы нормально проявлять себя.

Осуществление права требует того, чтобы оно было обязательным. Эта обязательность достигается через принудительную силу, если ее не будет, то государство не сможет выполнять свою роль. По Канту, государство не должно заботится о материальной стороне граждан. Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает стремиться разум при помощи закона (исходя из этого Канта называют создателем «правового государства». Кант говорит, что если государство будет уклоняться от соблюдения права, рискует потерять доверие своих граждан. Люди будут сознательно занимать позицию отчужденности от такого государства.

Вопрос о происхождении государства, трактуется Кантом как – заключение договора между людьми на основе естественных прав. Обязательные условия договора: 1) любая организация внешнего принуждения должна в каждом индивиде признавать лицо, которое без всякого принуждения осознаёт долг и может его исполнять; 2) все лица, составляющие народ отказываются от внешней свободы, чтоб обрести её в качестве членов государства (и отдают часть свободы для более надёжного пользования остальной её частью). Свобода в рамках правового состояния предусматривает в первую очередь свободу критики. Что касается права, то в нем Кант различает три категории: естественное право, положительное и справедливость. Естественное тоже распадается на две части: частное и публичное.

Кант признает объектом частого права не только вещи, но и самого человека (значительная уступка феодальному строю). Публичное право разрешает требовать народу возможность участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа означает: свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве. Он предлагает разделить всех граждан на активных и пассивных (лишенных избирательного права).

По мнению Канта, всякое государство имеет три власти: зак., испол. и суд.. Эти власти должны между собой взаимодействовать. Классификации форм с точки зрения их устройства не имеет значения. Кант выделял три формы: автократию (абсолютизм), аристократию и демократию. Он выделял республиканскую и деспотическую формы управления. Первая основана на отделении испол. власти от зак., вторая – на их слиянии. Кант считал наиболее приемлемым строем – конституционную монархию. Кант боялся, что его вывод о суверенитете народа может быть неправильно растолкован и поэтому он делает оговорку, что накладывается вето на право народа обсуждать вопрос о происхождении власти. Для народа, который подчиняется закону эти рассуждения бесцельны. Кант поддерживал веру в незыблемость закона, чтобы обеспечить устойчивость гражданского состояния и не прийти обратно к дикости.

У Канта государь получает по отношению к подданным только права, но не обязанности, поэтому нельзя наказать главу государства даже, если он нарушает свой долг перед страной. Кант говорит, что человек может не чувствовать себя внутренне обязанным государству, но исполнять законы должен. Это поведение ни как не повлияет на государство и в то же время, это будет формой борьбы за право. Кант говорит, если возникает необходимость в изменении политических учреждении, то это надо делать путем реформирования, а не революционно.

Он выдвигал проект установления «вечного мира», которого можно достичь путем создания федерации.

Философия Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель пытается найти абсолютную первооснову в мире, фундамент. основание для своей фил-и и для мира в целом. Таким основанием становится категория абсолютной идеи - причина и источ. мира. Весь мир - результат саморазвития абсолют. идеи.

Развитие происходит в 3 этапа:

1 логика, 2 природа, 3 дух

Логика

-царство чистой мысли. Мысль развивается самам по себе по законам диалектики в виде перехода от одних понятий к др.

Природа

Абсолютная Идея завершает внутрен. саморазвитие, обращается во внешн. мир созданный ей самой.т.е. А.И. продолжает саморазвитие в форме не понятия, а вещей.

Дух

Носитель а.и. – человек. Из внешнего царства а.и. возвращется в сознание и развитие происходит по законам чел. разума.

Гегель отрицает становление мира по учению христианства (гегелевская идея безлична , в хри-ве -бог)

Особенность философии Гегеля – она по мысли Г. как истинная философия должна в своем развитии повторить развитие мира и состоит из 3-х разделов (1. Наука логики, 2. Фил-я природы, 3. Фил-я духа )

Ф-я права тж вкл. в эту общую систему и относятся к области духа.

Три ступени развития духа: субьектив. дух (антропология, феноменология, психология), обьектив. Дух (право, мораль, нравственность), абсол.дух (искусство, религия, философия). Т.е. область права – это объективный дух, область отношений между людьми.

Гегель связывает понятие права и понятие свободы.

Свобода– сущность А.И, весь мир – саморазвитие идеи свободы. Право – неличное бытие свободы в общественных отношениях людей.

Процесс развития права предстает как процесс развития понятия свободы. Иллюстрирует через процесс развития человека: 1 этап) Восточный – свободен один человек (правитель); 2) античность – свободна определеная часть населения (свободные); 3) германский мир – свободны все.

Гегель рассматривает развитие права: 1 этап) – абстрактное право - сфера внешнего выражения свободы отдельной личности, появляется понятие собственности, договор, преступление и др. Т.е. этап в развитии понятия свободы; 2) – мораль - отражает внешне поведение чел. в его сознании. Мораль ограничивает внешнее поведение чел. через внутреннего понимания должного; 3) – нравственность – имеет обьективное содержание и выражается в общественных союзах. Чел. на этапе нравственности выступает не как отдельный индивид, а как член определенного общественного союза. Союзы: семья – союз основанный на взаимной любви и взаимопомощи; общество; гос-во – синтез семьи и граж-го общества, это высший обшественный союз, это высшее понятие правовой философии, высшая форма нравственности, это реальное осуществление нравственной идеи, это высшая цель развития общества.

Личность не имеет никакого значения, основная цель гос-ва не забота о человеке, а в нём самом.

Наивысшее развитие гос-ва - конституционная монархия(3 ветви власти: зак -я , испол-я, княжеская - не равноценны). Княж-я имеет наивысшую силу. В лице монарха гос-во получает свое олицетворение.

Гос. идея Гегеля – шаг назад в отличие от правовой теории.

Наши рекомендации