Предприятия и учереждения как субъекты
Предприятия и учреждения- это организации, которые выполняют экономические, социально-культурные, административно-политические и другие функции с целью удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства. Они отличаются друг от друга по содержанию, результатом и целью основной деятельности.
Предприятие- самостоятельный хозяйствующий субъект, который имеет права юридического лица, осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (дохода).
Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетные и другие счета в учреждениях банков, печать, а промышленные предприятия - и товарный знак.
Учреждениявыполняют социально-культурные или административно-политические функции. Их цель - создание социальных ценностей, преимущественно непроизводственного характера (учреждения культуры, образования, здравоохранения и т.д.). Среди субъектов административного права предприятия и учреждения занимают особое место, так как из-за их деятельность государство и общество решают свои внешние и внутренние задачи. Выполняя экономические, социально-культурные, административно-политические и другие функции с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан, общества и государства, предприятия и учреждения должны функционировать в пределах, установленных государством.
Действующее законодательство определяет основания взаимодействия предприятий и учреждений с государством (органами исполнительной власти), а именно:порядок осуществления государственной регистрации и обоснование ее отказа; перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, а также порядок получения разрешения (лицензии) для осуществления такой деятельности; осуществление оперативного и бухгалтерского учета результатов работы; ведение статистической отчетности. Независимо от форм собственности, организационно-правовых форм, предприятия и учреждения обязаны своевременно осуществлять природоохранные мероприятия, направленные на уменьшение и компенсацию негативного влияния их деятельности на природную среду, здоровье и собственность людей.л
В нормах права, которые устанавливают административно-правовой статус предприятий и учреждений, принципиальным моментом является форма собственности, поскольку вместе с положением законодательства о том, что независимо от вида собственности и организационно-правовых форм предприятиям гарантируются равные условия деятельности, их административно-правовой статус имеет свои особенности. Так, к ведению государственных органов относятся основания, ликвидация и реорганизация государственных предприятий, утверждение их устава, управление ими, назначение на должность и освобождение от должности их руководителей, заключение и расторжение с ними контрактов.
Влияние государства на негосударственные предприятия и учреждения более ограничен. Роль государства в этой части оказывается в установлении правовых основ деятельности и контроля за их соблюдением. Это влияние не носит характера государственного управления.
В сфере банковского дела
Банковская система Украины является двухуровневой, центральным банком является Национальный банк Украины (НБУ), второй уровень занимают коммерческие банки. На 1 января 2015 года в стране наличествовало 163 коммерческих банка
Банки - это учреждения, функцией которых является кредитование субъектов хозяйственной деятельности и граждан за счет привлечения средств предприятий, учреждений, организаций, населения и других кредитных ресурсов, кассовое и расчетное обслуживание хозяйства, выполнение валютных и других банковских операций.
Банковская система Украины - это составляющая экономической системы государства, включает в себя Национальный банк Украины ; другие банки ( резиденты и нерезиденты , зарегистрированные в установленном законодательством порядке на территории Украины); небанковские финансовые учреждения, исключительной деятельностью которых является принятиевкладов , размещение кредитов или ведения счетов клиентов; Фонд гарантирования вкладов физических лиц ; банковскую инфраструктуру, а также связи и отношения между ними
Национальный банк Украины был создан на основе Украинского республиканского банка Государственного банка СССР вместе с принятием 20 марта 1991 года Верховной Радой Закона Украины «О банках и банковской деятельности». + « О НБУ» 20.05.1999
центральным органом государственного управления. НБУ является центральным банком Украины, особенным центральным органом государственного управления. Согласно Конституции Украины основной функцией Национального банка является обеспечение стабильности денежной единицы Украины . Национальный банк в пределах своих полномочий способствует стабильности банковской системы. НБУ определяет и проводит денежно-кредитную политику , монопольно осуществляет эмиссию гривны и организует наличное денежное обращение , выступает кредитором последней инстанции для банков и организует систему рефинансирования и др.
К органам управления НБУ принадлежат Совет Национального банка и Правление НБУ.
Председатель совета НБУ избирается членами Совета НБУ на срок три года (ст. 12). Совет состоит из 14 членов (ст. 10), 7 из них назначает президент Украины, включая Главу НБУ, который утверждается Верховной Радой Украины по представлению президента Украины. Глава НБУ назначается на семилетний срок (ст. 18). Других 7 членов Совета НБУ назначает ВРУ. Президент увольняет членов Совета, назначенных ним, но не раньше чем через один год после начала их деятельности. ВРУ увольняет членов, которых она назначила путем принятия соответствующего постановления по представлению профильного комитета ВРУ, но не раньше чем через год (ст. 10).
Фонд гарантирования вкладов физических лиц- является учреждением, которое выполняет специальные функции в сфере гарантирования вкладов физических лиц и вывода неплатежеспособных банков с рынка. Основной задачей Фонда является обеспечение функционирования системы гарантирования вкладов физических лиц и вывода неплатежеспособных банков с рынка [11] . Фактически - второй регулятор на банковском рынке Украины.
Билет 7.