Регламентация деятельности в Антарктике
"Антарктика, — согласно ст. 1 Договора, — используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие, как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия". Однако Договор не препятствует использованию военного персонала или оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей.
Международно-правовой режим природных ресурсов включает режим живых ресурсов и режим минеральных ресурсов.
Согласно Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., любой их промысел проводится в соответствии с принципами: а) предотвращения сокращения численности любой популяции до уровней ниже таких, которые обеспечивают их устойчивое положение; б) поддержания экологических взаимосвязей между вылавливаемыми и связанными с ними популяциями морских живых ресурсов; в) предотвращения изменений в морской экосистеме, которые являются принципиально неотвратимыми на протяжении двух или трех десятилетий. Для осуществления целей и принципов Конвенции из ее участников учреждается Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики.
Конвенция о сохранении тюленей в Антарктике 1972 г. обязывает не забивать и не отлавливать в этом районе определенные виды тюленей, за исключением строго оговоренных в Конвенции случаев.
Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. обусловила соответствующую деятельность государств вынесением заключений, оценивающих возможное воздействие освоения на антарктическую окружающую среду, на региональный и глобальный климат и констатирующих достаточный уровень технологии и процедур обеспечения безопасности.
Оператор (государство, орган или учреждение государства, юридическое лицо, совместное предприятие этих субъектов), проводящий освоение минеральных ресурсов, предпринимает все необходимые меры для предотвращения нанесения ущерба окружающей среде, а в случае нанесения такового несет материальную ответственность.
Однако конвенционные меры в дальнейшем были признаны недостаточными. В Мадриде 4 октября 1991 г. был подписан Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, ратифицированный от имени РФ 24 мая 1997 г. Его участники характеризуют Антарктику как природный заповедник, предназначенный для мира и науки. Протокол (ст. 7) запрещает в Антарктике любую деятельность в отношении минеральных ресурсов, за исключением научных исследований. Следовательно, действие Конвенции как бы заморожено на срок действия Протокола (50 лет). Запрет ст. 7 продолжится до разработки нового режима в отношении освоения минеральных ресурсов с учетом приемлемости такой деятельности в интересах всех государств.
В компетенцию периодически созываемых консультативных совещаний входит обмен информацией, взаимные консультации, разработка рекомендаций правительствам стран-участниц принять меры, содействующие реализации принципов и целей договора, включая меры относительно; 1) использования Антарктики только в мирных целях; 2) содействия научным исследованиям в Антарктике; 3) содействия научному сотрудничеству в Антарктике; 4) содействия осуществлению инспекций;
5) вопросов, касающихся осуществления юрисдикции; 6) охраны и сохранения живых ресурсов Антарктики. Рекомендации подлежат утверждению всеми странами — участницами Договора. Вступившие в силу рекомендации являются составной частью международно-правового режима Антарктики.
Статья V Договора запрещает проведение в Антарктике ядерных взрывов и удаление в этом районе радиоактивных материалов. Первое Консультативное совещание государств — участников Договора рекомендовало правительствам своих стран обмениваться информацией относительно применения ядерного оборудования и техники в указанном районе.
Каждое государство — участник Консультативных совещаний имеет право назначать неограниченное число наблюдателей, которые должны быть гражданами государств, их назначающих. Любой наблюдатель имеет полную свободу доступа во все районы Антарктики в любое время.
Территория этого континента, а также станции, установки ,и оборудование в его пределах, морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и догрузки снаряжения, материалов или персонала всегда открыты для инспекции. Наблюдение с воздуха может проводиться во всякое время над любым районом Антарктики. О результатах контроля наблюдатели составляют доклады, которые направляются государствам — участникам консультативных совещаний.
Государства обязаны заблаговременно информировать друг друга о всех экспедициях на этот континент, совершаемых их судами или гражданами, а также о всех экспедициях, организуемых на их территории или направляющихся с их территории, о всех станциях в Антарктике, занимаемых их гражданами, о любом военном персонале или оснащении, предназначаемом для отправления в Антарктику.
Наблюдатели и научный персонал, а также сопровождающий их персонал находятся в Антарктике под юрисдикцией того государства, гражданами которого они являются.
Литература
Голицын В. В. Антарктика: международно-правовой режим. М, 1983.
Голицын В. В. Антарктика: тенденции развития режима. М., 1989.
Савин О. Г. Морские живые ресурсы Антарктики: опыт конвенционного регулирования, сохранения и использования // Сов. ежегодник международного права. 1981. М., 1982.
Глава 25