Право в системе социальных норм

В современном обществе действуют многочисленные соц.нормы – моральные, правовые, политические, религиозные, корпоративные, нормы обычаев, ритуалов, традиций и т.д. каждый вид соц.норм в той или иной степени взаимодействует с правовыми нормами. Соц.нормы, правовые в том числе, возникают в силу необходимости для общества. Каждая из них обусловлена соц.необходимостью и призвана регулировать определенные отношения, но формы и методы регулирования правовыми нормами и регулирования иными соц.нормами имеют существенные различия, т.к. правовые нормы являются общеобязательными, имеют гос.поддержку и охрану, четко определяют юр.права и обязанности для всех участников регулируемых отношений, выступают в качестве равной меры оценки их поступков.

Соотношения правовых норм и норм морали. Правовые нормы и нормы морали являются важными регуляторами общественных отношений, являются взаимодействующими системами. Право и мораль поддерживают друг друга, их требования во многом совпадают. Современное право по определению не может быть безнравственным, т.к. оно перестало быть классовым регулятором и теперь призвано поддерживать и защищать общечеловеческие ценности. Общее в праве и морали наиболее очевидно проявляется в отрицательной оценке преступлений. В данном случае мораль в оценочном плане полностью совпадает с правовыми запретами, т.е. право и мораль как нормативные регуляторы действуют в одном направлении, дополняют и укрепляют друг друга. Право иногда называют юридически оформленной нравственностью, т.к. право требует соблюдения тех правил, которые поддерживаются моралью, правовые и моральные веления, запреты и предписания зачастую абсолютно тождественны. Правовые нормы в демократическом обществе должны не просто отражать его моральные принципы, но и служить активными проводниками прогрессивных моральных ценностей. Несовпадение правовых и моральных требований – это постоянное состояние права и морали. Между правом и моралью всегда существовали и будут существовать определенные противоречия, полное совпадение нравственного и правового объективно невозможно. Мораль всегда более подвижна, право более консервативно. Возможны принципиальные противоречия между правом и моралью в ситуациях, когда закон запрещает, а мораль разрешает и наоборот (например, эвтаназия).

Право и религиозные нормы. Религиозные нормы – особая разновидность соц.норм, сформулированных в определенных вероисповеданиях, которые обязаны выполнять верующие лица. Процесс взаимодействия правовых и религиозных норм имеет длительную историю. Историки считают, что в древние времена нормы права и религиозные нормы были тесно взаимосвязаны, многие правовые нормы были одновременно и религиозными. В Средние века в Европе возникает и укрепляется каноническое право, а в мусульманских странах утверждаются нормы шариата, т.е. религиозные нормы остаются важнейшими регуляторами обществ.отношений. в настоящее время в Западной Европе светское право и каноническое дистанцировались, но окончательного разрыва между ними не произошло. В отдельных странах (ФРГ) каноническое право активно регулирует определенные отношения. В мусульманских странах нормы шариата являются основными официальными регуляторами почти всех общественных отношений, их соблюдение поддерживается гос-вом. Религиозные нормы в течении истории человечества обогащали право.

Право и корпоративные нормы. Корпоративные нормы имеют некоторое сходство с правовыми: они закрепляются в оф.актах устанавливающих их организаций – уставах, положениях, имеют определенную процедуру принятия, в них определяются права и обязанности сотрудников, предусматриваются санкции за нарушение. Взаимодействие правовых и корпоративных норм заключается в том, что в праве устанавливается порядок регистрации уставных документов организаций, нормы уставов и положений не должны противоречить Конституции.

Право и обычаи. Если обычаи соответствуют нормам морали современного общества, то гос-во их поддерживает. Если обычай устарел по своей сущности, если он не соответствует современным достижениям, например в области прав человека, то он не поддерживается гос-вом (например, требование калыма, обычай многоженства и др.). За нарушение некоторых обычаев гос-во привлекает к юр.отвественности (ловля рыбы во время нереста влечет административное, а в особых случаях уголовное наказание.)

Понятие и признаки права.

Право – система норм (правил поведения общего характера), которые:

· выражают волю государства, соответствующую определенным экономическим, политическим и социальным условиям;

· устанавливаются или санкционируются государством;

· поддерживаются в случаях несоблюдения принудительно силой государства;

· воздействуют на общественные отношения в целях закрепления правопорядка (системы отношений), выгодных всему обществу, либо политическим силам, осуществляющим государственную власть.

Сущностные признаки права:

1) Государственно-волевой характер права – означает, что право выражает волю граждан. Правовые акты гос-ва имеют государственно-волевой характер, т.к. в них выражена государственная воля. Нормы права являются результатом волевой деятельности лиц, которым принадлежит нормотворческие функции, следовательно право – продукт воли людей. Правовой акт после вступления в силу оказывает существенное влияние на волю людей. Право исходит непосредственно от гос-ва.

2) Нормативный характер права. Право состоит из норм – общих правил поведения, направленных на регулирование и охрану общественных отношений. Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Норма права показывает, как следует себя вести в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение является правомерным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном, урегулированном правом социальном взаимодействии. Таким образом, в отличие от индивидуально-правовых предписаний нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения лица. Право регулирует поведение персонально неопределенного круга лиц, действует постоянно вплоть до отмены или изменения соответствующей правовой нормы.

3) Наличие у права специфической формы выражения. Наиболее распространенной формой закрепления государственной воли в качестве право является законодательство. Закон – важнейшая форма права, но лишь одна имз форм его существования.

4) Системность права. Право должно представлять согласованную, непротиворечивую, взаимообусловливаемую систему. Между уже действующими правовыми нормами и новыми нормативными актами должна быть необходимая согласованность, преемственность, иначе право будет не регулировать отношения в обществе, а порождать противоречия и конфликты.

5) Формальная определенность права – этот признак придает четкость, ясность и однозначность устанавливаемым правовым предписаниям, а следовательно и самому праву. В правовых установлениях определены границы поведения каждого субъекта права (гос-ва, организации, должностного лица, гражданина, иностранца, лица без определенного гражданства), закреплены их права и обязанности, т.е. вид и мера возможного и должного поведения.

6) Общеобязательность. Все субъекты права без исключения должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для гос-ва. Иногда нормы права регулируют узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени.

7) Государственная защита. Этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения правовых норм, неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции.

Право в субъективном смысле – принадлежащее конкретному лицу правомочие, основанное на объективном праве. Право в объективном смысле – система выражающих государственную волю общеобязательных норм, направленных на регулирование общественных отношений и охраняемых в случае нарушения силой государственного аппарата.

Наши рекомендации