См.: Государственное право Германии. Т. 2. С. 180. 1 страница
§ 2. Правовой статус: понятие и структура 37
структуры, институт омбудсмена и др., а также устанавливаются
^конкретные юридические механизмы и процедуры такой защиты.
Каждая из стран обладает своим набором процедур и механизмов за-
щиты прав и свобод личности, своей системой органов такой защиты.
Арсенал этих средств богат и многообразен. Правовое государство ни-
когда не ограничивается юридической фиксацией прав гражданина. Провозглашая права и свободы личности, государство должно'гаран-
тировать их осуществление не только правовыми, но и экономически-
ми, политическими, культурными средствами.
Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан,
государство имеет право требовать от них правомерного поведения,
которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юриди-
ческих нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к
индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридичес-
кой ответственности за их невыполнение. Государство как носитель
политической власти располагает специальными механизмами обес-
печения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.
Обязанность——.это объективно необходимое, должное поведе-
ние человека. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объектив-
ная необходимость определенного поведения не всегда субъективно
осознается индивидом, а это может привести к отступлению от
требований нормы. Поэтому обязанность — это как необходимое, так
и возможное поведение. Человек совершает свой выбор не только в
сфере юридических требований и предписаний. На этот выбор могут
влиять и иные нормы, которые имеют антисоциальную направ-
ленность. В этом случае обязанность не будет реализована. Обязан-
ность — это возможное поведение и потому, что и при благо-
приятном, позитивном отношении личности ее реализация в объек-
тивно необходимом поведении наступает лишь при определенных
условиях, предусмотренных правовой нормой.
Государство в системе обязанностей указывает целесообраз-
ный, социально полезный и необходимый вариант поведения. Одна-
ко, как уже отмечалось, свобода выбора включает множество фак-
торов и не замыкается в пределах правовых эталонов. Поэтому воз-
можно поведение, которое основано на иной нормативной ориента-
ции, так как человек может избрать нормы, противоречащие
требованиям, заключенным в обязанности.
38 Глава I. Права человека: понятие, сущность, структура
Часть обязанностей как элемент правового статуса распро-
страняются на всех лиц, проживающих в государстве. Так, Конститу-
ция РФ устанавливает обязанность каждого платить законно уста-
новленные налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружа-
ющую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Наряду с этим обязанность, закрепленная в ст. 59, четко формули-
рует, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражда-
нина РФ.
Включение обязанностей в правовой статус индивида не колеб-
лет принципов свободы и правового государства, поскольку права од-
них лиц, не подкрепленные обязанностями других, не могут быть
реализованы.
Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязан-
ностей — это «пространство свободы», основанное на свободе выбора,
самоопределении и ответственности личности перед обществом и сво-
ими согражданами. Свобода и ответственность выражают объектив-
ную необходимость определенных эталонов поведения и их выполне-
ния в соответствии с интересами общества. Руководствуясь этими ин-
тересами, государство требует выполнения обязанностей и определя-
ет последствия, связанные с ненадлежащим использованием прав и
свобод, противоречащим интересам общества и государства, правам
других лиц. Связь свободы и обязанностей раскрывается в ст. 29 Все-
общей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанно-
сти перед обществом, в котором только и возможно свободное и пол-
ное развитие личности».
4. В этой связи возникает важная для прав человека проблема
индивидуализма, его границ, с одной стороны, и коллективизма, со-
лидарности — с другой, которые зачастую рассматривают как кате-
гории несовместимые, противостоящие друг другу.
Известно, что права человека в период буржуазных революций
были неотделимы от идей индивидуализма, связанных в основном со
свободой и автономией личности в экономической сфере. Это опреде-
лялось стремлением класса буржуазии освободиться от феодальной
опеки и свободно распоряжаться своими способностями в сфере про-
изводства. Сторонники индивидуализма (А. Смит, Дж. С. Милль,
Б. Констан, Д. Локк), понимая, что неограниченная индивидуальная
свобода неизбежно приведет к нарушению принципа равенства, тем
не менее считали такую свободу приоритетной ценностью. По мере
§ 2. Правовой статус: понятие и структура 39
развития буржуазного общества стали обнаруживаться небла-
гоприятные социальные и моральные последствия безудержного ли-
берального индивидуализма — резкая поляризация общества,
нарушение принципа равенства. Стало очевидно, что произошла
переоценка принципа либерального индивидуализма и практически
все свелось не к выявлению подлинной индивидуальности человека, а
к свободе в распоряжении собственностью.
Теория либерального индивидуализма в правовой сфере нашла
выражение в теории «негативной свободы», т. е. права на свободу от
власти, «изъятия» из-под ее воздействия и вмешательства духовных и
материальных интересов личности. Права индивидуальной свободы
стали известны под названием прав свободы1.
Индивидуализм стал девизом либерального общества. Н. М. Кор-
кунов писал, что «вся новая история представляет собой трагическую
борьбу индивидуальности с общественным авторитетом»2. В своей
лекции «Общественное значение права» Н. М. Коркунов видел глав-
ное назначение права оберегать все частное, индивидуальное, окру-
жать индивида, как предохранительной сеткой, целой системой
юридических норм3, поскольку личность должна ограничить себя от
все возрастающей солидарности.
Крайний индивидуализм связан был с отрицанием обязанно-
стей человека перед обществом, поскольку это выглядело посягатель-
ством на автономию личности. Дальнейшее развитие индивидуализ-
ма показало, что полная независимость человека от общества так же
неблагоприятна, как и подчинение личности коллективу. Начался по-
иск компромисса между индивидуализмом и принципом соли-
дарности, который необходим для нормального развития общества без
катаклизмов и потрясений. В конце XIX в. принцип индивидуализма
был потеснен, произошло, по выражению Л. Дюги, «умаление инди-
видуалистической доктрины»4.
Это отнюдь не значит, что настало время «авторитарного кол-
лективизма». Речь идет о другом: в современном обществе люди дол-
жны осознавать ответственность друг перед другом, они должны
См,: Тарановский Ф. М. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917. С. 789.
2 Коркунов Н. М. Общественное значение права. СПб.. 1898. С. 67.
3 См. там же. С. 78.
4 Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право, преобразование госу-
дарства. М., 1909. С. 72.
40____ Глава 1. Права человека, понятие, сущность, структура
вырабатывать чувство солидарности и взаимоподдержки. Проповедь
крайнего индивидуализма неплодотворна для прав человека, она
ориентирует на эгоистическое, анархическое своеволие и снимает
значимость такой большой социальной проблемы, как обязанность и
ответственность личности перед обществом.
Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с
другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к
обществу, и по отношению к согражданам. Поэтому обязанность
столь же важный и необходимый элемент правового статуса индиви-
да, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут сущест-
вовать вне зависимости друг от друга. Такая зависимость создает
нравственное взаимодействие между людьми. Статья I Всеобщей де-
кларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются сво-
бодными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и
должны поступать в отношении друг друга в духе братства»,
Связь прав и обязанностей — категория не только правовая, но
и моральная, вводящая человека в пространство добра и свободы.
5. Исходя из принципов права, нравственности, солидарности
между людьми, следует рассмотреть вопрос о возможности ограниче-
ния прав и свобод человека и гражданина и оснований этого ограни-
чения.
Пользование правами сопряжено с ответственностью человека,
с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами
свободы, установленными правом, принципами гуманности, соли-
дарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Все-
общей декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и
свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограниче-
ниям, какие установлены законом исключительно с целью обеспече-
ния должного признания и уважения прав и свобод других и удовлет-
ворения справедливых требований морали, общественного порядка и
общего благосостояния в демократическом обществе».
Правовые ограничения содержатся в ст. 19 Международного
пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей
право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений,
выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способа-
ми по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими
правами налагает особую обязанность и особую ответственность.
«Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограниче-
ниями, которые, однако, должны быть установлены законом и явля-
ются необходимыми:
§ 2. Правовой статус: понятие и структура 41
а) для уважения прав и репутации других лиц;
б) для охраны государственной безопасности, общественного
порядка, здоровья или нравственности населения».
В Международном пакте о гражданских и политических правах
предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных
действий: пропаганды войны, всяких выступлений в пользу нацио-
нальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой
подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20).
Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах допускает ограничения прав постольку, поскольку это совме-
стимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способ-
ствовать общему благосостоянию в демократическом обществе (ст. 4).
В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ также установлены основания
ограничений прав и свобод; «Права и свободы человека и гражданина
могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в
какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая
пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, на-
циональную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового,
национального, религиозного или иного превосходства.
Законодательство РФ устанавливает ответственность за нару-
шение этих запретов (например, ст. 74 УК РСФСР предусматривает
уголовную ответственность за нарушение национального и расового
равноправия; ст- 70 — за призывы к насильственному изменению
конституционного строя, а также призывы, основанные на возбужде-
нии социальной розни; ст. 71 — за пропаганду войны, в основе ко-
торой могут быть и национальные, и социальные, и религиозные мо-
тивы). Запрет на пропаганду религиозной вражды или религиозного
превосходства подкрепляется ст. 14 Конституции РФ, в которой го-
ворится, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве
государственной или обязательной».
В Законе РСФСР «О языках народов РСФСР» от 25 октября
1991 г. записано, что «недопустима пропаганда вражды и пренебре-
жения к любому языку, создание противоречащих конституционно
установленным принципам национальной политики препятствий,
ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения
законодательства о языках народов РСФСР и республик в составе
РСФСР». Стагья 28 этого Закона указывает, что действия юридичес-
42_____________Глава I. Права человека: понятие, сущность, структура
ких и физических лиц, нарушающих законодательство РСФСР о язы-
ках народов РСФСР, влекут за собой ответственность и обжалуются в
установленном порядке в соответствии с законодательством РСФСР и
республик в составе РСФСР».
Российское законодательство содержит и иные запреты, связан-
ные с ограничением свободы слова, которые полностью соответствуют
указанным выше международным стандартам. Так, ст. 228 УК
РСФСР предусматривает ответственность за изготовление и сбыт
порнографических предметов; ст. 2281 — за изготовление или
распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и
жестокости. Совершение таких действий является угрозой нравствен-
ности и здоровью населения.
Необходимым ограничением свободы слова, введенным для за-
щиты чести, достоинства и репутации граждан и объединений, явля-
ется ст. 7 ГК РСФСР, согласно которой гражданин или организация
вправе требовать по суду опровержения порочащих их честь и досто-
инство сведений, если распространяющий такие сведения не докажет,
что они соответствуют действительности.
Статья 62 Закона «О средствах массовой информации» от 27 де-
кабря 1991 г. предусматривает, что моральный (неимущественный)
вред, причиненный гражданину в результате распространения сред-
ствами массовой информации не соответствующих действительности
сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинив-
ших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда
средствами массовой информации, а также виновными должностны-
ми лицами и гражданами в размере, определенном судом.
6. Таким образом, правовой статус человека и гражданина как
система прав, свобод и обязанностей целенаправленно воздействует
на создание гармоничных, сбалансированных способов взаимодей-
ствия людей друг с другом и формирование нормальных отношений
гражданина и государства.
В правовой статус включается все многообразие прав, охваты-
вающих самые различные стороны его деятельности. В соответствии
со сферами деятельности человека можно определить структуру и
характер прав, составляющих правововой статус. Такая структура
вытекает из Всеобщей декларации прав человека и особенно из Меж-
дународных пактов по правам человека и включает: гражданские
(личные) права; политические парава; культурные права; социаль-
ные и экономические права.
§ 2. Правовой статус: понятие и структура 43
Как уже отмечалось, гражданские (личные) права определяют
свободу человека в сфере личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства. К гражданским
правам относится право частной собственности, право на охрану
семьи, материнства и детства, свобода совести, весь комплекс прав,
обеспечивающих личную безопасность и неприкосновенность челове-
ка, гарантирующих эффективные меры судебной защиты каждому
человеку в случае нарушения его прав, право на свободное передви-
жение и свободный выбор местожительства и др. Цель этих прав со-
стоит в охране и защите частной сферы, в которой проявляются инди-
видуальность и личностное своеобразие человека. Иными словами,
речь идет об ограждении автономии личности, пространства действия
индивидуальных, частных интересов. К закреплению этих прав осо-
бенно стремился класс буржуазии, борясь против сословных приви-
легий и всепоглощающей опеки государства.
Хотя в конституциях Советского государства провозглашались
личные права, однако это было не более чем декларация. Прежде все-
го, в условиях всеобщего огосударствления общественной и личной
жизни из этой категории прав исключалось право частной собствен-
ности, без которого человек лишался самостоятельности и инициати-
вы, полностью подпадал под опеку государства-
Государство оказывало огромное давление на личные убежде-
ния, что вело к ограничению свободы совести, преследованию людей
за религиозные убеждения. Тоталитарный режим сводил на нет такие
важнейшие права, как право на личную неприкосновенность и без-
опасность, судебную защиту прав человека в случае их нарушения
Да и вообще вся сфера личных прав рассматривалась как нечто
второстепенное, второсортное в общей иерархии прав человека, пер-
вое место в которой занимали экономические права (не потому, что
они были реально обеспечены, а потому, что это «ранжирование»
прав использовалось в качестве пропагандистского средства в идеоло-
гической борьбе вокруг прав человека).
Гражданским правам в посттоталитарном обществе должен
быть возвращен их подлинный первоначальный смысл, состоящий в
обеспечении автономии личности, ограждении ее индивидуальных
интересов, обособлении их от государственного вмешательства и по-
давления.
Следует иметь в виду, что не всегда при классификации прав то
или иное право может быть безоговорочно отнесено именно к данной
категории прав. Любое разделение прав на категории в какой-то мере
44 Глава I. Права человека: понятие, сущность, структура
условно. Так, право собственности является не только личным пра-
вом, обеспечивающим стартовые возможности самостоятельности
личности, но и правом социальным, экономическим, связанным с
удовлетворением материальных притязаний человека.
Политические права граждан выражают возможности индиви-
да на участие в политической жизни и осуществление госу-
дарственной власти. К числу данной категории прав относятся: право
на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих
мнений, право на свободу искать, получать и распространять ин-
формацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций,
право на участие в ведении государственных дел как непосредствен-
но, так и через своих представителей, право избирать и быть избран-
ным и др. Политические права граждан являются непременным усло-
вием функционирования всех других видов прав, поскольку они со-
ставляют органическую основу системы демократии и выступают как
средство контроля за властью, как ценности, на которые власть долж-
на ориентироваться, ограничивать себя этими правами, признавать и
гарантировать их.
Значимость прав человека в контроле за властью определяет
стремление тоталитарных режимов ограничить эти права и тем са-
мым освободить себя от демократических форм контроля. Чем в боль-
шей мере удается тоталитарному режиму ограничить политические
права человека, тем более свободной в своих действиях становится
власть, тем более эфемерно разделение властей, тем большее место
занимают в нем насильственные методы, применяемые государством.
Октябрьская революция 1917 г сопровождалась широковеща-
тельными заявлениями об установлении подлинной демократии. Од-
нако Конституция 1918 г. провозгласила политические права в пол-
ном объеме только для рабочего класса, значительно ограничила
права крестьянства и полностью лишила прав свергнутые революцией
классы, исключив их из политической жизни. Тем самым был сделан
шаг назад по сравнению с принципом универсальности прав, выдви-
нутым буржуазными революциями. Жесткий классовый подход к
пользованию правами непосредственно вытекал из стремления новой
власти освободиться от любых форм контроля со стороны членов об-
щества, имевших опыт политического участия в решении госу-
дарственных дел.
Конституция 1936 г. формально ликвидировала эти ограниче-
ния, Однако в условиях тоталитарного сталинского режима, массовых
репрессий права человека остались фикцией.
S 2. Правовой статус: понятие и структура 45
В обществе четко проявилась одна из закономерностей анти-
демократического режима: устранение граждан от контроля за вла-
стью может осуществляться путем все возрастающего насилия, при-
нуждения, подавления любых проявлений инакомыслия. Логика
развития насилия состоит в том, что его невозможно удержать либо
локализовать в «классовых» рамках. Насилие и подавление рас-
пространяются постепенно на все социальные слои общества, все
шире захватывая и представителей правящего класса, и даже правя-
щей элиты. Власть все больше освобождается от системы сдержек и
противовесов, вся структура государственной власти существует вне
проверенной человеческим опытом системы контроля: прав человека,
разделения властей, верховенства права, выборов на многопартийной
основе, референдума и т. д.
Одним из важнейших направлений современного развития Рос-
сии является стремление к демократизации государственной и обще-
ственной жизни. Это очень сложная задача в обществе, пережившем
десятилетия тоталитаризма, отсекавшем богатый опыт демократи-
ческого развития зарубежных государств. Процесс этот протекает бо-
лезненно и противоречиво.
В значительной мере все это связано с тяжелой кризисной ситу-
ацией в стране, падением производства, политической и психологиче-
ской усталостью народа, пережившего эйфорию первых лет пере-
стройки. Возвращение политическим правам их подлинного места в
жизни общества — необходимое условие его оздоровления, оживле-
ния демократии, без которой невозможно решение тех сложных за-
дач, которые стоят перед посттоталитарным обществом.
Культурные права гарантируют доступ человека к благам
культуры, свободу художественного, научного, технического твор-
чества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждения-
ми культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные
потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без ко-
торой человек не может полноценно осуществить свои личные и по-
литические права.
Социальные и экономические права призваны обеспечить чело-
веку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный вы-
бор работы, право на равную оплату за равный труд, право на соци-
альное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на
образование. Необходимый перечень этих прав закреплен в Между-
народном пакте об экономических, социальных и культурных правах»
определяющем планку, ниже которой цивилизованное государство не
должно опускаться.
46 Глава II. Права человека и правовое государство
Глава П. Права человека и правовое государство
§ 1. Генезис идей прав человека и правового государства
1. История становления и развития государственности неотде-
лима от поиска оптимальных параметров взаимоотношения власти и
человека, которые всегда являлись стержневыми, определяющими в
государствах любой формации. На ранних этапах развития госу-
дарственности в зависимости от социально-классовой принадлежнос-
ти человек либо получал возможность воздействия на власть, либо
выступал в качестве бесправного лица, несущего бремя обязанностей.
Неравенство правовых позиций индивида было свидетельством
ограниченности свободы, отсутствия демократии и в конечном итоге
неразвитости государственности, низкого уровня культуры общества.
Установление формального правового равенства явилось важнейшим
историческим прорывом к свободе, праву, новому этапу развития го-
сударственности — правовому государству.
История становления идей правового государства насчитывает
тысячелетия Она включает те прогрессивные представления о циви-
лизованном государстве, несовместимом с произволом и насилием,
которые начали формироваться еще в античном мире, в древних госу-
дарствах-полисах, достигших в тот период (V—IV вв. до н. э.) высо-
ких ступеней политического и культурного развития.
В своем исследовании истории идей правовой государственнос-
ти В. С. Нерсесянц правильно отмечает: «В содержательном смысле
ряд идей правовой государственности появился^уже в аитичдрммиое,
а теоретически развитые концепции и доктрины правового госу-
дарства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к
капитализму и возникновения нового социально-политического
строя»1.
Характерно, что развитие идей и доктрин правовой госу-
дарственности неотделима отстановления~прёдставдений~"о'"правах
Человека, которые в конечном счете и явились тем центральнымзве-
1_выстраивались
йом, вокруг которого иво имя коюрор&развпвалнс |
-^принципы правового государства.
Нерсесянц В. С История идей правовой государственности Академический правовой ун-т при Институте гос-ва и права РАН. М., 1993 С 3.
§ 1. Генезис идей прав человека и правового государства 47
Гражданскаяидея^т. е. представление о гражданине^ наделен-
ном определённым комплексом прав и обязанностей, вп^ншдта в VI—
V вв. довГэ. Она оылгГсвязана с тем регионом мира, где сформирова-
лась наиболее высокая духовная культура — политическая мысль,
формы государственной организации, искусство, литература и т. д.
Речь идет об античных полисах, в частности об Афинах и Риме.
Полис — первая в истории человечества форма сообщества, ко-
торую можно определить как гражданский коллектив. Один из наибо-
лее глубоких исследователей истории древнего полиса — С. Л. Утчен-
ко отмечает; «Благодаря именно этим своим особенностям полис су-
мел выработать и затем передать в наследство грядущим поколениям
огромное духовное богатство, идеи гражданства, демократии, респуб-
ликанизма»1.
Вполне понятно, что сложившиеся в условиях древнего полиса
идеи гражданства, гражданственности и демократии претерпели весь-
ма существенную трансформацию за более чем двухтысячелетнгою
историю своего существования и развития.
Древние государства, даже опиравшиеся на демократические
традиции, в большей степени подчиняли индивида, чем последу-
ющие. Гражданин полиса должен был жить для государства. Частная
жизнь, обеспеченная рабством, служила ему только средством испол-
нения гражданских обязанностей. По Аристотелю, человек только в
государстве, под управлением правды и закона, становится в истин-
ном смысле человеком. Поэтому человек по природе своей есть «жи-
вотное политическое».
Однако уже в этот период «личность начала предъявлять свои
права, и это повело к разложению органического взгляда на госу-
дарство, а вместе и к падению основанного на нем политического бы-
та»2.
Для правильной трактовки первоначальной идеи гражданства
следует учитывать, что в условиях древних полисов прав гражданина
были лишены не только рабы, составляющие подавляющее большин-
ство в этих государствах, но и некоторые категории свободных. Кроме
того, институт гражданства знал градации — граждане по рождению
и лица, получившие гражданство. Институт гражданства носил замк-
Утненко С. Д. Политические учения Древнего Рнма. М., 1977. С. 41.
2 Чичерин 5. Уки. соч. Часть вторая. С 161.
48 Глава II. Права человека и правовое государство
нутый, классово ограниченный характер, охранялся законодатель-
ством, т. е. властью.
Однако уже в своем первичном, начальном звучании утверж-
дение гражданина как носителя определенных прав было крупным
шагом в области развития духовной культуры человечества на его пу-
ти познания свободы. При всей их классовой ограниченности, вытека-
ющей из социальных позиций классов в условиях рабовладельческого
общества, права человека были прогрессивны по своей природе, со-
здавая у лиц, обладающих статусом гражданина, чувство причаст-
ности к решению общегосударственных дел, очерчивая принципы их
взаимоотношений с властью.
Сама по себе идея гражданства явилась катализатором борьбы
угнетенных, бесправных классов, и эта борьба неизбежно должна бы-
ла впоследствии вылиться в движение эксплуатируемых за равнопра-
вие-
Идеи о правах человека и гражданина органично включались в
политические и философские концепции представителей античности.
Уже прогрессивная политическая мысль древних демократий выдви-
гала идею равноправия (Перикл, Демосфен). В этой связи интересно
высказывание Демосфена в речи «Против Лептина»: «Закон устраня-
ет все противоречащее ему, чтобы относительно каждого (обстоятель-
ства) среди существующих имелся один закон, чтобы закон не
приводил в смущение рядовых граждан и чтобы они не оказывались в
невыгодном положении сравнительно с тем, кто знает все законы. За-
кон должен быть таким, чтобы давать одно и то же ясное и полное
знание о том, что является правом^-1,