Понятие населения и гражданства в международном праве
Под населением в МП и различных правовых системах понимается совокупность людей, проживающих на территории и подчиненных его юрисдикции. Население любого государства состоит из:
- граждан своего государства,
- иностранцев,
- лиц с двойным гражданством (бипатриды),
- лиц без гражданства (апатриды).
В соответствии с принципом государственного суверенитета регулирование правового положения населения относится к компетенции данного государства.
Под гражданством понимается устойчивая правовая связь ФЛ с государством, которая выражается в наличии установленных законом взаимных прав и обязанностей ФЛ и государства по отношению друг к другу, но при этом должны быть приведены в соответствии с МП.
Гражданство может быть получено:
1) по рождению,
2) путем натурализации,
3) реинтеграции (восстановление в гражданстве),
4) пожалования,
5) на основе международного договора.
При территориальных изменениях возможны:
- оптация – добровольный выбор гражданства путем подачи индивидуальных заявлений, когда оптант будет жить на территории государства, которому передается территория его проживания;
- трансферт – автоматическое изменение гражданства, когда вместе с переходом территории изменяется и гражданство независимо от согласия или несогласия населения переходящей территории.
Утрата гражданства (экспатриация) может иметь место: при выходе из гражданства по добровольному заявлению индивида; при натурализации; при лишении гражданства.
Двойное гражданство – пребывание лица одновременно в гражданстве двух и более государств.
Безгражданство – положение лица, которое не состоит в гражданстве никакого государства.
Иностранцы – лица, которые находятся на территории какого-либо государства, но не являются его гражданами и имеют гражданство другого государства.
Совокупность правовых норм, определяющих права и обязанности иностранца, составляют его правовой режим. Наиболее распространенными режимами иностранцев являются:
- национальный режим;
- режим наибольшего благоприятствования;
- специальный режим.
В настоящее время для МО в целом и для отдельных государств особую остроту приобрела проблема беженцев.
Понятие и правовой статус беженцев определяется Конвенцией о статусе беженцев 1951г. и Протоколом, касающимся статуса беженцев 1966г. РФ присоединилась к этим документам в 1992 г.
Под беженцами понимаются лица, покинувшие страну по следующим причинам:
- в силу обоснованной опасности стать жертвой преследования по признаку расы, национальности, принадлежности к определенной социальной группе, политических или религиозных убеждений;
- в силу внешней агрессии, оккупации иностранного государства или событий, серьезно расстроивших публичный порядок в стране или ее части;
- в силу явлений природного характера.
На основании Конвенции 1951 г. беженцам предоставляются равные с иностранцами права, но они могут быть поставлены в более благоприятное положение.
В некоторых правах они уравниваются с собственными гражданами (труд, начальное образование).
Участники Конвенции взяли на себя обязательство по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию беженцев.
Международное сотрудничество по решению проблемы беженцев осуществляется в рамках международных организаций. В ООН действует Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Деятельность Верховного комиссара аполитична, носит гуманитарный и социальный характер и регулируется Уставом Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, принятым ГА ООН в 1954 г.
Право убежища означает, с одной стороны, право каждого человека искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем, а с другой – суверенное право государства разрешить въезд и проживание на его территории лицу, преследуемому по политическим мотивам в другом государстве.
Международной практике государств известны две формы убежища:
- территориальное,
- дипломатическое.
Право убежища было провозглашено во Всемирной декларации прав человека 1948 г. (ст. 14) и закреплено в ст. 1 Декларации о территориальном убежище 1967 г.