PR и проблемы управления общественным мнением
Свобода конкуренции в борьбе за общественное мнение — одна из основ демократии. За мнения людей PR-службы подчас ведут ожесточенную войну, недаром в социально-психологической науке было выработано соответствующее понятие —психологическая война. Назначение и суть психологической войны — противодействовать пропаганде противника и опровергать ее, разбить оппозицию на легко подавляемые группы и привлечь их на свою сторону.
Общественное мнение как социально-психологический феномен.
Для того чтобы успешно воздействовать на общественное мнение, надо знать принципы его формирования, которые отчасти представляются и как законы его функционирования. Наиболее важными в теории PR признаются следующие:
• Мнение в большей степени, чем словами, определяется событиями, если только сами слова не являются событиями.
• Степень влияния события зависит от его важности и конкретности (близости к проблеме).
• Суть события (сообщения), цель которого — повлиять на общественное мнение, должна быть предельно ясной — без этого оно не может быть убедительным.
• Общественное мнение может сформироваться в условиях дефицита информации.
• Для формирования общественного мнения всегда нужен лидер.
• Люди меньше сопротивляются принятию важных решений руководством, если они чувствуют, что принимают какое-то участие в этом процессе.
• Людям легче сформировать мнение относительно целей (что надо делать), чем относительно методов достижения этих целей (как надо делать).
• Люди более благоприятно относятся к идеям, которые сопровождаются планом конкретных действий.
• Следует использовать принцип поэтапности в формировании общественного мнения: приняв определенную точку зрения, люди стараются ей следовать и далее.
• В формировании общественного мнения действует принцип взаимности, или «услуги за услугу» («вы нам пенсии, мы вам — свои голоса»).
• Принцип деликатности: отношение к проблеме может меняться в большей мере в результате меньшего общественного воздействия.
• Кампания, на проведение которой тратится слишком много денег, может вызвать подозрение и неодобрение.
• Повторение сообщения до трех-четырех раз повышает внимание к нему, однако очень частое повторение сообщения без достаточных для этого оснований снижает внимание к событию.
• Единичные и необычные сообщения запоминаются лучше.
• Мнение может быстро меняться и не стабилизируется до тех пор, пока событие или его последствия не станут более или менее очевидными.
• Довольно часто общественное мнение выражает убеждения, основанные не на фактах, а на субъективных и эмоциональных оценках этих фактов.
• Психологически мнение определяется личной заинтересованностью. Если появилась личная заинтересованность, то изменить мнение очень сложно. В этом случае в демократической среде общественное мнение будет доминировать над официальной политикой.
• Мнение людей по конкретному вопросу во многом зависит от того, как им преподнесен этот вопрос, и от обстоятельств, в которых они находились в это время.
• Люди будут поддерживать ту идею, которая может положительно повлиять на их будущее.
• Люди склонны одобрять узнаваемые идеи, исходящие из знакомого для них и надежного, с их точки зрения, источника.
• Обычно люди склонны верить больше тем, кто на них похож или на кого они хотят быть похожими.
• Заставить людей во что-то поверить проще, чем заставить их чему-то не верить.
Наиболее общими и важнейшими характеристиками общественного мнения являются состояние оптимизма или пессимизма.
Оптимизм — (от лат. optimus — наилучший) означает представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро, а существующий мир — это лучший из миров. Оптимизм — всегда состояние действия, когда людям понятно, что, как и ради чего надо делать. Считается, что именно оптимистические настроения лежат в основе успеха индивида и общества в целом: успех приходит к росту оптимизма в обществе, т.е. может формировать мечты и заряжать ими людей. Всегда более эффективными оказываются те политические деятели, которые излучают оптимизм и в состоянии вести за собой общество. Распространение и укрепление оптимизма в обществе — важнейшая задача PR-служб.
Пессимизм (от лат. pessimus — наихудший) — представление о том, что в мире преобладает отрицательное начало, царят хаос, зло и несправедливость. Пессимист, для которого характерны настроения безысходности и неверия в будущее общества, делает акцент на негативных аспектах ситуации.
Распространению пессимистических настроений в обществе может способствовать определенный тип мышления и мироощущения, для которого характерна склонность к крайностям, мышление типа «все или ничего», восприятие мира только в черно-белых тонах. Человек с пессимистическим мироощущением склонен принимать на себя ответственность за негативное событие, над которым в принципе не могло быть полного контроля, и даже временную неудачу он будет воспринимать как постоянное и неизбежное явление и провал всей жизни. Отдельное негативное событие способно заслонить для него все остальные положительные. Общий итог такого подхода — человек живет во враждебном мире.
Основой общественного пессимизмастановится, прежде всего, пренебрежение органами власти интересами населения. В том случае, если власть не проявляет должной заботы о людях — не обеспечивает их безопасность, не желает или не способна удовлетворить их материальные потребности, не вникает в различные проблемы жизни общества, неизбежным следствием станет распространение пессимистических настроений. Общество, для которого характерен пессимистический настрой, взрывоопасно. Следовательно, преодоление пессимизма является важнейшей задачей в системе управления общественными отношениями. Практическую роль в этом могут и должны сыграть PR-службы.
Для решения этой задачи существуют определенные методы.Система воздействия PR-служб на общество как целевую аудиторию должна быть построена таким образом, чтобы состояние беспокойства и ожидания перешло к желанию действия и обретению чувства уверенности в том, что решение проблем возможно. Таким образом, главная PR-задача — убедить человека и общество, что ситуация находится под контролем. Если люди чувствуют, что способны влиять на ситуацию, они с оптимизмом воспринимают ситуацию. Считается, что важнейшим средством преодоления пессимизма являются правильно подобранные, а именно достижимые,цели, реализация которых приносит успех.Кроме того, надо давать обществу конкретную информацию о конкретных достижениях, успешно работающих структурах и организациях, людях, которые уже достигли успеха в каких-то областях, показывать многообразие окружающего мира, воспитывать интерес к нему. В этом плане большие возможности имеет социальная реклама.
В основе управления общественными отношениямилежит метод убеждения.
Процесс убеждения состоит из определенных этапов и всегда, начинается с привлечения внимания аудитории. Для этого необходимо предпринять меры к тому, чтобы взять под контроль поток информации и трансформировать его таким образом, чтобы данная аудитория начала ассоциировать свои интересы с деятельностью организации, проводящей PR-акцию. Действия PR-служб должны состоять в том, чтобы донести до слушателя необходимую информацию. Третья стадия процесса убеждения — понимание, когда требуется организовать передачу информации слушателю таким образом, чтобы он воспринял суть сообщения. Понимание сообщения можно считать критическим моментом в процессе убеждения. Это связано с тем, что любая передача информации начинается с ее кодировки: сообщение предстает как речь, жесты, символы. Затем следует ее раскодировка той аудиторией, для которой она предназначена. При раскодировке может происходить как потеря информации, так и ее искажение. Например, если это относится к устному сообщению, то, услышав одни и те же слова, разные люди будут вкладывать в них разный смысл, поскольку у каждого «своя правда». Поэтому главная задача следующего этапа убеждения — добиться согласия с предлагаемой информацией. С этой целью подбирается определенный речевой модуль, т.е. соответствующая (под конкретную аудиторию) речевая установка в тексте, а из речевых модулей собирается нужная речь. После этого требуется обеспечить сохранение (запоминание) информации и ее распространение. Заключительным этапом процесса убеждения должны стать действия людей в соответствии со сформированным у них общественным мнением.
Убеждение может быть личным и безличным. Личное убеждение осуществляется через действия какого-то конкретного, известного человека. Безличное убеждение, осуществляемое через рекламные объявления или статьи в СМИ, обладает меньшей силой.
Основными составляющими метода убеждения, используемыми в PR-работе, являются утверждение и повторение. Они неразрывно связаны между собой: утверждение оказывает реальное воздействие лишь тогда, когда оно повторяется часто и, по возможности, в одних и тех же выражениях — следует «говорить в один голос». «Посредством повторения идея водворяется в умах до такой степени прочно, что, в конце концов, она принимается уже как доказанная истина»[50].
Так как общественное мнение часто меняется, важной задачей PR-служб является его измерение и оценка, что достаточно сложно. Существуют разные методики исследования общественного мнения, но единой последовательной системы измерения и оценки этого явления до сих пор нет.
Информационные процессы в обществе и управление ими
Управление общественными отношениями в определяющей степени основывается на доступе к информации и регулировании информационных потоков. Известная формула «информация — это власть» имеет достаточное обоснование. Именно информация играет все большую роль в жизни людей и определяет темпы и характер развития современного общества — недаром оно получило статус информационного. В конце XX в. виртуальный информационный мир и мировое информационное пространство стали реальностью.
Соответственно, изменился статус информации: резко возросла роль профессий, которые связаны с ее созданием, сбором, обработкой, хранением и использованием. Право человека на получение информации определяется как одна из основных гражданских свобод наравне с другими фундаментальными правами — такими, как право на частную жизнь, свободу слова, собраний, вероисповеданий.
Для управления общественными отношениями важен не только доступ к информации, но и возможность ее использовать для достижения определенных целей. Тот, кто владеет информацией, всегда будет стараться контролировать ее распространение. Такой контроль подразумевает принятие решения относительно того, «что, кому и как сказать». В понятие «контроль над информацией» входит и управление новостями, т.е. организация текущих информационных потоков таким образом, чтобы происходящее расценивалось обществом как событие, заслуживающее внимания, и целенаправленное привлечение внимания к аудитории к определенным фактам.
Контроль над информацией невозможен без выбора конкретного средства информации для освещения данного события. Это связано с тем, что выбор информационного канала, у каждого из которых есть свои достоинства и недостатки, часто имеет решающее значение для представления сообщения обществу. PR-специалисты должны знать эти особенности и учитывать их свойства.
Если фундаментом для здания общественного мнения являются массовая культура, народные традиции, национальный менталитет, процессы и события, происходящие в стране и мире, а «строительной бригадой» выступают PR-службы, то их важнейшим инструментом являются средства массовой информации. Занимаясь формированием общественного мнения, PR-службы работают в непосредственном контакте со средствами массовой информации (СМИ). Именно СМИ, создавая и организуя информационное пространство, играют особую роль в формировании общественного мнения. Событие имеет для публики смысл только тогда, когда о нем становится известно. Как правило, о событии сообщают СМИ, воздействуя, таким образом, на общественное мнение, власть, политиков, конкурентов.