Вопрос. Экстремистские теории и концепции.
Поражение коммунистической идеологии, падение советской власти и развал СССР повлекли за собой огромные изменения в мире. Соответственно, в значительной степени трансформировались и наши представления о разнообразных явлениях и событиях действительности. Во многие понятия, перешедшие к нам из прошлого, нынче вкладывается иное содержание. В этой связи значительная часть понятий религиоведческой науки и других научных дисциплин, занимающихся исследованием взаимодействия религии и политики, нуждаются в переосмыслении. В частности, является очевидным необходимость уточнения таких понятий, как “религиозный фундаментализм”, “клерикализация политики”, “политизация религии”, “религиозный экстремизм” и другие. Представляется, что одной из важнейших задач в этом плане является необходимость вычленения из общей массы экстремистских проявлений, так или иначе связанных с религией, тех, которые представляют особую опасность для личности, общества и государства. Ее решению, на наш взгляд, способствует введение понятия “религиозно-политический экстремизм”.
Понятие экстремизм — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме».
Левый экстремизм
Классическими формами левого экстремизма является российский терроризм во второй половине XIX — начале XX в. (народники, эсэры, анархисты), а также левый экстремизм на Западе, получивший особое развитие в 70—80-х гг. XX столетия. Среди наиболее известных его форм называют “красные бригады” и “прима линеа” в Италии, РАФ в Германии, «аксион директ» во Франции и др. При всей эклектичности левоэкстремистской идеологии в целом она делает акцент на идею непримиримой классовой борьбы. Так, западногерманская РАФ (Фракция красной армии) считала своим идеалом победоносные красные армии России, Китая и Кубы.
Анархизм — политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.
Основные направления в анархизме:
Анархо-индивидуализм - поддерживает идею собственности, которая удерживается индивидом для себя, является частной. Это радикально отличает индивидуалистов от социалистов коллективистов коммунистов коммунитаристов, которые выступают против данного подхода, причём одни из которых выступают за коллективное владение собственностью (как правило, противопоставляя понятия личной и частной собственности), а другие и вовсе отрицают понятие собственности, утверждая, что «все принадлежит всем»
Эгоизм Макса Штирнера. Самой крайней формой анархистского индивидуализма называют «эгоизм», — учение, разработанное одним из самых ранних и самых известных сторонников индивидуалистического анархизма (хотя, как и Уильям Годвин, и не называвшим себя анархистом) Максом Штирнером. Книга Штирнера «Единственный и его собственность» («Der Einzige und sein Eigentum») была издана в 1844 году, и является основополагающим текстом данной философской традиции. В соответствии с концепцией Штирнера, единственное ограничение прав человека — это его сила, ограничиваемая силой других. Штирнер исходил из права силы. Согласно его концепции общество — это иллюзия, его не существует, зато люди являются реальностью. Он выступал защитником собственности, приобретенной физической силой, властью, но не моральным правом.
В России анархистский индивидуализм, разработанный Штирнером, соединенный с идеями Фридриха Ницше, привлек небольшое количество богемных художников и интеллектуалов, таких как Лев Чёрный, и ряд других одиночек, которые находили самовыражение в преступлениях и насилии. Они отрицали необходимость создания организаций, считая, что только неорганизованные, спонтанно действующие люди обезопасены от принуждения и власти, и именно это делало их верными последователями идеалов анархизма. Такой тип анархистского индивидуализма вдохновлял, в частности, анархо-феминистку Эмму Гольдман. Хотя эгоизм Штирнера и индивидуалистичен, тем не менее он оказывал влияние и на определённую часть анархо-коммунистов. Формы либертарного коммунизма, подобные этой, развивались Ситуационистским Интернационалом, чрезвычайно, по своей природе, эгоистичным.
Американская традиция. Другая форма анархо-индивидуализма отстаивалась «Бостонскими анархистами», американскими индивидуалистами, которые поддерживали частную собственность, обмениваемую на свободном рынке. Они отстаивали свободу и собственность частных организаций и выступали за сохранение системы наемного труда. То что одни люди нанимают других, эксплуатируют чужой труд, для них не было проблемой, однако они требовали, чтобы: «все естественное необходимое для производства богатств было доступно для всех на равных [ условиях] и что монополии, являющиеся результатом специальных привилегий, должны были быть отмененными законом». Они полагали, что государственно-монополистический капитализм (определённый как спонсируемая государством монополия) препятствует тому, чтобы труд был полноценно вознагражден.
С началом двадцатого столетия популярность индивидуалистического анархизма падает, хотя позже эти идеи и были пересмотрены и модифицированы Мюрреем Ротбардом и анархо-капиталистами в середине двадцатого столетия, в потоке более широкого либертарианского движения
Правый экстремизм
Правый экстремизм в отличие от левого эксплуатирует не столько просветительскую идеологию классовой борьбы, сколько “почвеннические” идеи борьбы между нациями и расами, культурами и цивилизациями. Среди форм правового экстремизма называют правый популизм, ультраконсерватизм, религиозный фундаментализм, а также фашизм.
Главным и определяющим в существовании молодёжных экстремистских организаций является идеология. В этой центральной идее, как правило, отвергаются правительства своей страны, что приводит к различного рода столкновениям. Многое экстремистские течения опираются на идеи расового превосходства, взятые из идеологии классического нацизма.
Неонацизм — следование национал-социалистической идеологии после 1945 года. Многие так называемые «неонацисты» исповедуют версию антиглобализма и белого сепаратизма (расиализма), что слегка отличается от имперской идеологии классического национал-социализма. В современных условиях может отменяться или немного искажаться принцип вождизма. Неонацисты обычно не афишируют своих фюреров, а в качестве символической личности используют образ Гитлера. В отличие от исходных национал-социалистов, некоторые неонацисты принимают идею демократии (как вариант «белого наследия», восходящего к античности).
Существует ряд неонацистских организаций. К их числу также относятся так называемые скинхеды.
Этот образ оказался очень популярен в неонацистском движении, и вскоре схожие течения появились в Европе, США. На рубеже 1990-х годов, после распада СССР, когда национал-социалистическая и близкие ей идеололии стали завоевывать популярность в Восточной Европе, субкультура НС-скинхедов проникла в Россию.
Появление первых НС-скинхедов в России относят к 1992—1993 гг.
Криминальный экстремизм – деятельность криминальных структур в целях получения материальной выгоды, основанная на использовании насилия в крайних формах.
Ксенофобия (от греч. ξένος, «чужой» и φόβος, «страх») — ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному как к опасному и враждебному. Может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления.
Международный экстремизм – экстремистская деятельность субъекта, осуществляемая на территории нескольких государств.
Политический экстремизм – деятельность по достижению политических целей путем использования насилия в различных формах.
Религиозный экстремизм – деятельность по разрешению конфессиональных проблем путем использования насилия в различных формах. Проявляется либо в нетерпимости экстремистов к представителям других конфессий, либо в жестоком противоборстве в рамках одной конфессии. Зачастую используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одной из конфессий. Основу религиозного экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией.
Фундаментализм – стремление не допустить пересмотра догматических социальных, политических или религиозных норм. Понятие фундаментализма первоначально возникло в Соединенных Штатах Америки. Именно так стали называть возникшее в 10-х гг. XX в. в южных штатах протестантское религиозное течение, отвергавшее любую критику Библии или какую-либо новую трактовку ее положений. Это была радикально-консервативная реакция на усиление либерального по своей сути протестантского рационализма.
Позднее термин «фундаментализм» приобрел более широкое значение. Им стали обозначать стремление сохранить догматические социальные, политические или религиозные нормы, не допустить их пересмотра. Фундаментализм предполагает наличие стремления вернуться к истокам, «очиститься» от всего постороннего, наносного. Фундаментализм может быть идейно-политическим, например коммунистический фундаментализм, а может быть и религиозным, например исламский фундаментализм.
Шовинизм – крайняя форма национализма, открытая пропаганда национальной исключительности, противопоставление интересов одной нации интересам всех остальных, национальное чванство, сознательное разжигание национальной вражды, готовность использовать военную силу для достижения псевдопатриотических, великодержавных целей.
Термин появился во Франции. Он происходит от фамилии персонажа пьесы драматурга Коньяра «Трехцветная кокарда» – Шовена. У этого образа был реальный прототип — ветеран наполеоновских войн Николя Шовен, отличавшийся фанатическим национал-патриотизмом и преклонением перед Наполеоном Бонапартом как создателем великой Французской империи.
Шовинизм представляет собой важный элемент идеологии и политической практики различных праворадикальных движений, включая фашистские. Шовинистические идеи и лозунги могут вдохновлять экстремистскую часть этих движений на террористические действия в отношении "враждебных" или "неполноценных" наций.
Шовинизм может проявляться также в стремлении к внешней агрессии и территориальной экспансии или в политике, направленной на культурное доминирование одной "господствующей" нации в многонациональном государстве (так называемый "великодержавный шовинизм").