РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV–XVI вв.
1. Мероприятия Ивана III (1462–1505) и Ивана IV (1533–1584),
направленные на объединение русских земель и централизацию
власти в стране. Их социокультурное значение.
2. Роль православной церкви в становлении российской
государственности. «Москва – Третий Рим». Спор иосифлян и
нестяжателей. Возникновение ересей.
3. Начало книгопечатания на Руси. Литература и публицистика в
XIV–XVI вв. «Домострой» как способ регламентации частной
жизни.
4. Расцвет русской иконописи в XIV–XV вв. Фрески Феофана Грека.
Творчество Андрея Рублева.
5. Московская архитектура XIV–XV вв.
Темы рефератов и сообщений
1. Русская крестьянская община как социокультурный феномен.
2. Мир русского средневекового монастыря.
3. Традиции народной трапезы на Руси.
4. Развлечения и досуг в княжеско-боярской среде XIV–XVI вв.
5. Купечество как социальный слой.
Библиографический список
1. Байбурова Р.В. Русские в допетровскую эпоху // Наука и жизнь,
2000. №3.
2. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М., 1991.
3. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей XVI–XVII столетий. –
М., 1990.
4. История русского искусства. В 3 т. Т. 1. Искусство X – первой
половины XIX века / Отв. ред. М.М. Ракова, И.В. Рязанцев. – М.,
1991.
5. Ковалев Н.И. Рассказы о русской кухне. – М., 1984.
6. Корогодина М.В. «Или мучивал жену напрасно, а не по закону?»
Мир русской женщины в Средние века // Человек. 2003. №6. –
С. 131–140.
7. Мирский М.Б. Медицина в средние века на Руси // Вопросы
философии. 2000. №5. – С. 106–118.
8. Молоховец Е.И. Старая кухня России. – Ростов-на-Дону, 1991.
9. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры
IX–XVII вв. – М., 1984.
10. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники,
увеселения и зрелища. – Л., 1984.
11. Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. – М., 1999.
12. Пилипов В. Так ли плох был Домострой? – М., 1991.
13. Романенко Е.В. Повседневная жизнь русского средневекового
монастыря. – М., 2002.
14. Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь
и быт XI–XVIII вв. – М., 2001.
15. Рябцев Ю.С. Мир русского средневекового монастыря //
Преподавание истории в школе. 1994. №1.
16. Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в
XIV–XVII вв. – М.,1969.
Методические указания
Несмотря на то, что на рубеже XIII–XIV вв. политическое
дробление Руси достигло своего апогея, именно с этого периода
начинают складываться экономические и социально-политические
предпосылки объединения русских земель. В XIV в. начинается
возвышение Москвы, которая при Иване Калите (1325–1340)
превращается в значительный политический и культурный центр. В
течение XV–XVI вв. Москва подчиняет себе другие княжества,
начинает создаваться централизованный аппарат управления
русскими землями. Расскажите о мероприятиях Ивана III и Ивана IV,
направленных на централизацию власти в стране. Каковы их
социокультурные последствия?
Рассмотрите, какую роль в становлении российской
государственности сыграла православная церковь. В чем суть теории
«Москва – Третий Рим» и каково ее значение? Как изменяются
отношения государства и церкви в рассматриваемый период? Почему
в XV–XVI вв. поднимается вопрос о монастырском землевладении? В
чем суть спора иосифлян и нестяжателей, что их объединяло? Почему
в рассматриваемый период распространяются еретические учения?
Какие ереси вам известны?
Важным достижением русской культуры было начало
книгопечатания. Расскажите о деятельности Ивана Федорова. Какие
темы и жанры характерны для литературы XIV–XVI вв.? Объясните,
что представляли собой «Великие Четьи Минеи». Рассмотрите такой
литературный памятник, как «Домострой». Ярким примером
публицистики рассматриваемого периода является переписка Ивана
Грозного и князя Андрея Курбского, которой следует уделить особое
внимание.
Период с конца XIV до начала XVI в. считается «золотым веком»
русской иконописи. Ее расцвет связан с именами Феофана Грека,
Андрея Рублева и Дионисия. Познакомьтесь с творчеством данных
авторов, рассмотрите их основные произведения. Начиная с XV в.
обязательной частью внутреннего убранства каждого храма
становится иконостас. Опишите, что он собой представлял на
примере иконостаса Успенского собора во Владимире.
XIV–XV вв. – время интенсивного строительства в Москве,
которая становится центром объединения русских земель. Расскажите
о творчестве итальянских и русских мастеров, работавших в Москве.
Опишите наиболее значительные сооружения этого периода:
Грановитую палату, Архангельский и Успенский соборы Московский
кремль, храм Василия Блаженного. Покажите, в чем своеобразие
русского искусства рассматриваемого периода.
Контрольные вопросы
1. Что представляла собой система государственного устройства,
сложившаяся в стране при Иване III?
2. В чем суть реформ Избранной рады?
3. Каковы _________причины и последствия опричнины.
Раскройте содержание понятий «сословно-представительная
монархия», «Боярская дума», «Земский собор», «Судебник»,
«приказы», «местничество», «Стоглавый собор».
5. В чем суть теории «Москва – Третий Рим»? Каково ее значение?
6. Как Иосиф Волоцкий обосновывал необходимость сохранения
монастырского землевладения?
7. В чем суть общежитийного устройства монашеского быта?
8. Какие темы и жанры характерны для русской литературы XIV–
XVI вв.?
9. Объясните, что представляли собой «Великие Четьи Минеи»,
«Домострой»?
10. Назовите основные произведения Феофана Грека, Андрея
Рублева и Дионисия.
11. Что представляют собой иконописные типы «Богоматерь
Одигитрия», «Спас на престоле», «Спас в силах», «Спас
Нерукотворный»?
12. Каков порядок расположения икон в иконостасе? Что такое
деисусный чин?
13. Что представляет собой шатровый стиль? Раскройте смысл
понятий «подклет», «четверик», «восьмерик», «шатер»,
«кокошник».
14. Опишите храм Василия Блаженного.
Семинар №4