РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV–XVI вв.

1. Мероприятия Ивана III (1462–1505) и Ивана IV (1533–1584),

направленные на объединение русских земель и централизацию

власти в стране. Их социокультурное значение.

2. Роль православной церкви в становлении российской

государственности. «Москва – Третий Рим». Спор иосифлян и

нестяжателей. Возникновение ересей.

3. Начало книгопечатания на Руси. Литература и публицистика в

XIV–XVI вв. «Домострой» как способ регламентации частной

жизни.

4. Расцвет русской иконописи в XIV–XV вв. Фрески Феофана Грека.

Творчество Андрея Рублева.

5. Московская архитектура XIV–XV вв.

Темы рефератов и сообщений

1. Русская крестьянская община как социокультурный феномен.

2. Мир русского средневекового монастыря.

3. Традиции народной трапезы на Руси.

4. Развлечения и досуг в княжеско-боярской среде XIV–XVI вв.

5. Купечество как социальный слой.

Библиографический список

1. Байбурова Р.В. Русские в допетровскую эпоху // Наука и жизнь,

2000. №3.

2. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М., 1991.

3. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей XVI–XVII столетий. –

М., 1990.

4. История русского искусства. В 3 т. Т. 1. Искусство X – первой

половины XIX века / Отв. ред. М.М. Ракова, И.В. Рязанцев. – М.,

1991.

5. Ковалев Н.И. Рассказы о русской кухне. – М., 1984.

6. Корогодина М.В. «Или мучивал жену напрасно, а не по закону?»

Мир русской женщины в Средние века // Человек. 2003. №6. –

С. 131–140.

7. Мирский М.Б. Медицина в средние века на Руси // Вопросы

философии. 2000. №5. – С. 106–118.

8. Молоховец Е.И. Старая кухня России. – Ростов-на-Дону, 1991.

9. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры

IX–XVII вв. – М., 1984.

10. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники,

увеселения и зрелища. – Л., 1984.

11. Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. – М., 1999.

12. Пилипов В. Так ли плох был Домострой? – М., 1991.

13. Романенко Е.В. Повседневная жизнь русского средневекового

монастыря. – М., 2002.

14. Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь

и быт XI–XVIII вв. – М., 2001.

15. Рябцев Ю.С. Мир русского средневекового монастыря //

Преподавание истории в школе. 1994. №1.

16. Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в

XIV–XVII вв. – М.,1969.

Методические указания

Несмотря на то, что на рубеже XIII–XIV вв. политическое

дробление Руси достигло своего апогея, именно с этого периода

начинают складываться экономические и социально-политические

предпосылки объединения русских земель. В XIV в. начинается

возвышение Москвы, которая при Иване Калите (1325–1340)

превращается в значительный политический и культурный центр. В

течение XV–XVI вв. Москва подчиняет себе другие княжества,

начинает создаваться централизованный аппарат управления

русскими землями. Расскажите о мероприятиях Ивана III и Ивана IV,

направленных на централизацию власти в стране. Каковы их

социокультурные последствия?

Рассмотрите, какую роль в становлении российской

государственности сыграла православная церковь. В чем суть теории

«Москва – Третий Рим» и каково ее значение? Как изменяются

отношения государства и церкви в рассматриваемый период? Почему

в XV–XVI вв. поднимается вопрос о монастырском землевладении? В

чем суть спора иосифлян и нестяжателей, что их объединяло? Почему

в рассматриваемый период распространяются еретические учения?

Какие ереси вам известны?

Важным достижением русской культуры было начало

книгопечатания. Расскажите о деятельности Ивана Федорова. Какие

темы и жанры характерны для литературы XIV–XVI вв.? Объясните,

что представляли собой «Великие Четьи Минеи». Рассмотрите такой

литературный памятник, как «Домострой». Ярким примером

публицистики рассматриваемого периода является переписка Ивана

Грозного и князя Андрея Курбского, которой следует уделить особое

внимание.

Период с конца XIV до начала XVI в. считается «золотым веком»

русской иконописи. Ее расцвет связан с именами Феофана Грека,

Андрея Рублева и Дионисия. Познакомьтесь с творчеством данных

авторов, рассмотрите их основные произведения. Начиная с XV в.

обязательной частью внутреннего убранства каждого храма

становится иконостас. Опишите, что он собой представлял на

примере иконостаса Успенского собора во Владимире.

XIV–XV вв. – время интенсивного строительства в Москве,

которая становится центром объединения русских земель. Расскажите

о творчестве итальянских и русских мастеров, работавших в Москве.

Опишите наиболее значительные сооружения этого периода:

Грановитую палату, Архангельский и Успенский соборы Московский

кремль, храм Василия Блаженного. Покажите, в чем своеобразие

русского искусства рассматриваемого периода.

Контрольные вопросы

1. Что представляла собой система государственного устройства,

сложившаяся в стране при Иване III?

2. В чем суть реформ Избранной рады?

3. Каковы _________причины и последствия опричнины.

Раскройте содержание понятий «сословно-представительная

монархия», «Боярская дума», «Земский собор», «Судебник»,

«приказы», «местничество», «Стоглавый собор».

5. В чем суть теории «Москва – Третий Рим»? Каково ее значение?

6. Как Иосиф Волоцкий обосновывал необходимость сохранения

монастырского землевладения?

7. В чем суть общежитийного устройства монашеского быта?

8. Какие темы и жанры характерны для русской литературы XIV–

XVI вв.?

9. Объясните, что представляли собой «Великие Четьи Минеи»,

«Домострой»?

10. Назовите основные произведения Феофана Грека, Андрея

Рублева и Дионисия.

11. Что представляют собой иконописные типы «Богоматерь

Одигитрия», «Спас на престоле», «Спас в силах», «Спас

Нерукотворный»?

12. Каков порядок расположения икон в иконостасе? Что такое

деисусный чин?

13. Что представляет собой шатровый стиль? Раскройте смысл

понятий «подклет», «четверик», «восьмерик», «шатер»,

«кокошник».

14. Опишите храм Василия Блаженного.

Семинар №4

Наши рекомендации