Государство, право и личность 2 страница

--------------------------------

<1> Миклашевская Алена. Россию опустили еще ниже // Коммерсантъ. 2004. 30 апреля.

Развитие демократических начал в любом государстве всегда представляет очень длинный, сложный и нередко болезненный процесс. Россия постепенно и поэтапно, с учетом своей исторической ментальности, меняется от сталинско-брежневской тоталитарной модели к признанию общепризнанной мировым сообществом системы ценностей. Не всегда этот путь последователен, логичен и динамичен. Однако он идет и уже невозможно представить сценарий развития общественных процессов в обратном направлении.

Положения о правах граждан на свободу мысли можно отнести как к личным, так и к политическим правам.

Под политическими подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Они выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К числу данной категории прав относятся: право на свободу мысли; право беспрепятственно придерживаться своих мнений; право на свободу искать, получать и распространять информацию; право на мирные собрания; право на свободу ассоциаций; право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.

В отличие от личных, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Политические права и свободы (человека и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

В Конституции закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет (право избирать) или по достижении им более зрелого возраста (право на избрание).

Избирательное право подразделяется на активное и пассивное. Активным правом считается право избирать. Пассивным является право быть избранным в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Это право реализуется меньшей частью населения, хотя и принадлежит всем. Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах - в зависимости от характера того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Например, для избрания на пост Президента РФ необходимо достичь возраста 35 лет, а для избрания в депутаты Государственной Думы - 21 года.

Как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами на абсолютно добровольных началах. Избирательное право в Российской Федерации реализуется в процессе всеобщих, равных и прямых выборов, при тайном голосовании. В правовом демократическом государстве должно быть многообразие взглядов и убеждений. Эти принципы закрепляются конституционно и обозначают, что человек вправе передавать, распространять и производить информацию любым законным способом. Злоупотребления свободой передачи информации могут нанести вред обществу, дестабилизировать обстановку и нарушить общественное согласие. Особенно остро эта проблема стоит перед обществом в период предвыборных компаний ("грязные" технологии, компромат).

Согласно ст. 30 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на объединение, т.е. создание разного рода общественных объединений, а также вступать и беспрепятственно выходить из них. Такими объединениями признаются добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан в целях удовлетворения их (духовных, материальных) потребностей. Цель объединения состоит в удовлетворении интересов личности, а также в достижении общественно полезных целей. Для создания общественного объединения требуется инициатива не менее трех физических лиц (за исключением политических партий и профсоюзов). Конституция гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Для осуществления уставных задач объединения граждане вправе проводить: собрания, демонстрации и митинги, шествия и пикетирование как выражение социальной и политической активности граждан. При обязательном условии, что эти мероприятия будут проводиться мирно, без оружия. При этом необходимо получение санкции властей в отношении их проведения.

Среди объединений следует выделить прежде всего политические партии, созданные на основе политических интересов граждан. Целью создания политических партий является их политическая деятельность, участие в избирательных кампаниях, вовлечение граждан непосредственно в решение государственных проблем. Основной функцией партий следует считать информационную. С помощью политических партий до государственных органов доходит информация о проблемах общества. Гражданин по своему усмотрению может состоять в партии или быть беспартийным.

Политические права граждан могут быть выражены как непосредственно (референдум, всенародное голосование), так и через своих представителей.

Гражданам Российской Федерации гарантируется равный доступ к государственной службе. Это предполагает наличие у граждан одинаковых прав на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Конституция определяет право гражданина на участие в отправлении правосудия в качестве судьи, присяжного или народного заседателя.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей государственного аппарата с населением, а также как один из источников информации, необходимый для более объективного решения вопросов общественной жизни.

Важным фактором в обеспечении государством возможности реализации прав граждан на обращение является степень информационной открытости в деятельности органов государственной власти и особенно наиболее востребованных среди них - органов исполнительной власти.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.

Неравенство в социально-экономическом положении между жителями городов и сельской местности, а также среди жителей различных регионов в России носит традиционно исторически длительный характер. В СССР одним из успешных условий построения социализма было решение задачи по преодолению различий между уровнями жизни населения, проживающего в городе и в деревне. Эта задача не решена до настоящего времени.

По данным Росстата, в декабре 2005 года денежные доходы на душу населения в среднем по России составили 3395 рублей, а в Москве - 39763,9 рублей. Темпы роста промышленного производства в Дагестане за 2004 год составили 35,5%, а в Эвенкии за этот же период производство упало на 15,5%.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме" Правительство Российской Федерации за I квартал 2009 года установило для всех категорий граждан следующую среднюю величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации 5083 рубля, для трудоспособного населения - 5497 рублей, для пенсионеров - 4044 рубля, для детей - 4857 рублей <1>. Подобные показатели принимаются и по субъектам Российской Федерации постановлениями соответствующих правительств.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 года N 666 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2009 года".

В Московской области эти показатели за рассматриваемый период выглядели следующим образом <1>: средняя величина прожиточного минимума населения - 5774 рубля, для трудоспособного населения - 6480 рублей, для пенсионеров - 4188 рублей, для детей - 5376 рублей.

--------------------------------

<1> См.: Постановление правительства Московской области от 6 июля 2009 года N 541/27 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской области за I квартал 2009 года".

Более высокие показатели нормативно установленного прожиточного минимума на I квартал 2009 года были в Москве <1>: средняя величина прожиточного минимума населения - 7386 рублей, для трудоспособного населения - 8377 рублей, для пенсионеров - 5030 рублей, для детей - 6307 рублей.

--------------------------------

<1> См.: Постановление правительства Москвы от 19 мая 2009 года N 469-ПП "Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2009 года".

В целом по Российской Федерации и по отдельным субъектам Российской Федерации различных федеральных округов показатели (два лучших и один худший) нормативно установленного прожиточного минимума на II квартал 2009 года были неравномерными и характеризовались следующими показателями (смотри таблицу) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Величина прожиточного минимума, установленная в субъектах Российской Федерации в соответствии с Законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за II квартал 2009 года // Российская газета. 2009. 16 сентября.

Федеральные округа Все население Трудоспособное население Пенсионеры Дети
Российская Федерация
Центральный федеральный округ        
г. Москва
Московская область
Тамбовская область
Северо-Западный федеральный округ        
Ненецкий авт. округ
Мурманская область
Псковская область
Южный федеральный округ        
Краснодарский край
Ставропольский край
Кабардино-Балкарская Республика
Приволжский федеральный округ        
Самарская область
Пермский край
Республика Татарстан
Уральский федеральный округ        
Ямало-Ненецкий авт. округ
Ханты-Мансийский авт. округ
Курганская область
Сибирский федеральный округ        
Республика Алтай
Красноярский край
Кемеровская область
Дальневосточный федеральный округ        
Чукотский авт. округ
Камчатский край
Еврейская авт. область

Неравномерное региональное развитие влечет за собой не только определенные политические риски, но и подавляет экономику. Нередко основной проблемой для придания динамического развития экономики стагнирующего региона или отрасли требуется переток рабочей силы и выравнивание уровня жизни. Это влечет за собой большие расходы как со стороны государства, так и со стороны населения. 10,4% населения России работают в сельском хозяйстве. Это в два с лишним раза меньше, чем в промышленности.

Мобильность населения внутри страны по сравнению с советскими временами, когда ее организовывало государство (ударные и комсомольские стройки), упала в 2 раза. Даже по сравнению с 1992 годом внутрироссийская миграция снизилась с 3,3 миллиона человек до 2 миллионов человек в 2002 году.

Развитие малого бизнеса рассматривается как один из вариантов выхода из создавшегося положения. В развитых странах в сфере малого бизнеса занято от 45% до 75% населения. В России только в двух субъектах Федерации (Московская область и С.-Петербург) доля работников малых предприятий превышает 30%.

Трансграничная миграция рабочей силы носит постоянный характер. Исключить ее невозможно. Речь может идти только об управляемости этого процесса. По данным ООН, темпы роста численности мигрантов в развивающиеся страны с 1990 по 2005 год снизились до 36 миллионов человек. За период с 1975 по 1990 год он составлял 41 миллион человек. Эксперты ООН считают, что снижение числа мигрантов происходит за счет сокращения ежегодного прироста населения в развивающихся странах (с 2,5% в год в 1975 - 1990 годах до 0,6%). В то же время приток мигрантов в развитые страны не уменьшается.

В России эмигранты наиболее активно освоили работу на розничных рынках. Их удельный вес по федеральным округам в 2006 году, по данным Роспотребнадзора <1>, выглядел следующим образом: Дальневосточный - 23,5%; Центральный - 12,6%; Уральский - 12,6%; Сибирский - 5,8%; Приволжский - 2,6%; Южный - 1,2%; Северо-Западный - 0,6%; в среднем по стране - 6,5%.

--------------------------------

<1> Бутрин Дмитрий. Правительство пересчитало иностранцев на рынках // Коммерсантъ. 2007. 31 января.

Наиболее высокая доля иностранцев наблюдается на рынках Москвы (53,4%), в Свердловской области (39,1%), в Приморье (37,9%) и в Московской области (27,1%). В ряде российских регионов доля иностранной рабочей силы (Ярославская, Липецкая и Камчатская области) менее 0,01%. В Волгоградской области - 0,9%, а в Ростовской области и Краснодарском крае - 0,3%.

В Карелии этот показатель также является одним из самых низких по регионам - 1,4%. Однако именно на ее территории (г. Кондапога) в конце 2006 года произошел межэтнический конфликт, в результате которого были убиты два коренных жителя и который вызвал большой общественный резонанс. В свою очередь, это повлекло за собой ужесточение со стороны государства мер, направленных на "защиту коренного населения".

Наибольший процент иностранной рабочей силы на розничных рынках России принадлежит гражданам Китая (61,04%). На Дальнем Востоке они составляют 83%, в Центральном федеральном округе - 76%, а на Урале - 42%. "Представительство" граждан других государств выглядит следующим образом: Узбекистан - 10,39%; Азербайджан - 7,29%; Таджикистан - 4,89%; Вьетнам - 3,03%; Украина - 2,7%; Армения - 1,42%; Молдавия - 1,34%. Доля остальных иностранных граждан составила 6,33%.

Согласно данным ООН, численность населения в июле 2007 года составила 6,6 млрд. человек. В 1950 году она составляла только 2,5 млрд. человек. Впервые в истории половина всех землян в 2008 году стала жить в городах. В развитых странах наблюдается интенсивный процесс старения населения. Например, в Европе люди пенсионного возраста составляют 21%.

В 2005 году, по данным ООН, общее число мигрантов в мире составляло 191 миллион человек. Каждый третий мигрант живет в странах Европы, каждый четвертый - в Северной Америке. 12,1 миллиона мигрантов (6% от общего числа) проживали в России. Больше проживало только в США - 38,4 миллиона мигрантов, или 20% от общего количества. В Германии проживает 10,1 миллиона и в Украине - 6,8 миллиона.

В Европе сокращается количество мигрантов, претендующих на статус беженцев. Если в 2006 году в страны Европейского союза (27 европейских государств) поступило 192 тысячи заявок (прежде всего в Англию, Францию, Германию и Италию) с просьбой о признании их беженцами, то в 2007 году - только 132 тысячи.

В мире самой многочисленной является китайская диаспора, насчитывающая около 75 миллионов человек и не теряющая связи (духовной, культурной, экономической) с исторической родиной. Только в США проживает 13 миллионов китайцев (в 60-х годах XX столетия их было около 400 тысяч человек), а в Канаде - 1 миллион китайцев на 30 миллионов населения). По разным оценкам в России проживает около 700 тысяч китайцев. Среди американцев китайского происхождения нобелевских лауреатов в различных сферах научной деятельности находится больше, чем имеет Япония.

По данным МИД России за 2006 год, общая численность русской диаспоры за рубежом находилась в границах 25 - 30 миллионов человек. Из них 8 - 10 миллионов человек имели российское гражданство. По странам численность российской диаспоры в 2006 году выглядела следующим образом: Украина - 12 млн. человек; Казахстан - 4,1; Германия - 3; США - 2,7; Белоруссия - 1,2; Израиль и Узбекистан - по 1,2; Франция - 0,55; Эстония - 0,3; Греция - 0,25; Великобритания - 0,2; Болгария - 0,15; Сербия - 0,04; Кипр - 0,025 млн. человек <1>.

--------------------------------

<1> Юрьева Дарья. Нелегальная доля // Российская газета. 2007. 17 августа.

Следует отметить, что даже не в самые "светлые" периоды своей истории руководство Китая благоразумно предпринимало меры по сохранению доброжелательного отношения к "хуацяо" - этническим китайцам, проживающим в других государствах. Их поощряли присылать детей для обучения в китайских вузах. Разрешали приобретать землю для погребения на родине. Такая дальновидная политика в период проведения в стране кардинальных реформ в основных сферах общественной жизни дала большой положительный эффект. "Хуацяо" инвестировали в экономику Китая в два раза больше финансовых средств, чем США, Япония и страны ЕС вместе взятые.

Распад мировой системы социализма, бурное развитие Китая и других азиатских стран, а также либерализация торговли привели к серьезному обострению глобальной конкуренции на рынке труда. За 1995 - 2005 годы общее число людей трудоспособного возраста в мире выросло с 3,9 млрд. до 4,64 млрд. человек. При сохранении установившихся тенденций эта цифра к 2015 году может увеличиться до 5,35 млрд. человек. В развивающихся странах ежегодные темпы роста составляют 2%, а в развитых странах преимущественно за счет миграции из развивающихся стран - 0,8%. Численность безработных в мире в 2005 году составила 192 млн. человек (в 1995 году их было 157 миллионов).

Численность безработных в России снижалась с конца 90-х годов XX столетия и стабилизировалась в 2002 году. Уровень безработицы в 2005 году России оценивался в 5,4 млн. человек. Это составляло 7,2% от экономически активной части населения (в 2008 году он снизился до 5,5%). Доля безработных в возрасте от 20 до 24 лет составляла порядка 18%. В то же время уровень безработицы граждан такого же возраста в Польше, Словакии и Болгарии достигает почти 20%. По состоянию на 1 ноября 2008 года численность зарегистрированных безработных в России составляла 1 миллион 247 тысяч человек. Это на 12% меньше, чем было на начало 2008 года (тогда было 1,4 миллиона человек).

Из-за низкой квалификации российские безработные не могут быть востребованы. В России отсутствует резерв квалифицированных кадров. С начала XXI века резко возросла нехватка квалифицированных инструментальщиков, токарей, фрезеровщиков. Спрос на специалистов в области конструирования, производства и эксплуатации ЭВМ удовлетворяется только на 50%.

Труд является основным условием развития цивилизации на всех ее этапах. Поэтому в подавляющем большинстве стран мира праздник труда является государственным. Все альтернативные праздники труда не в силах соперничать по популярности с 1 мая (смотри таблицу 1) <1>.

--------------------------------

<1> Алексеев Алексей. Трудовая порука // Коммерсантъ. 2006. 4 мая.

Таблица 1

Место в рейтинге Дата празднования Страны и территории, отмечающие праздник в этот день Число людей, отмечающих праздник в этот день (млн. чел.)
1. 1 - 2 мая, первый понедельник мая 142 страны и территории, австралийский штат Квинсленд 4019,4
2. Первый понедельник сентября США, Канада, Американское Самоа, Бермудские острова, Гуам, Северные Марианские острова, Пулау (Белау), Пуэрто-Рико 332,8
3. 23 ноября Япония 127,4
4. Первый понедельник октября Австралийские штаты Новый Южный Уэльс, Южная Австралия и Австралийская столичная территория 8,6
5. Второй понедельник марта Австралийские штаты Виктория и Тасмания 5,5
6. Четвертый понедельник октября Новая Зеландия 4,0
7. 23 мая Ямайка 2,7
8. Первый понедельник марта Штат Западная Австралия 2,0
9. 19 июня Тринидад и Тобаго 1,1
10. Первая пятница июня Багамские острова 0,3
11. Первый понедельник августа Самоа 0,2

По статистике ЮНЕСКО, мировым лидером по количеству официальных праздничных дней является Индия - 24 дня в году. Далее следуют Бразилия, Бутан, Виргинские острова, Иран, Мальдивы, Непал, Пуэрто-Рико, Шри-Ланка и даже известная своим трудоголизмом Япония. У жителей этих стран по 20 с небольшим дней отдыха. Меньше всего праздников (всего 6) на острове Чуук (Федеративные Штаты Микронезии). По 8 - 9 дней отдыхают страны с диаметрально противоположными укладами жизни и экономики - Англия и Узбекистан.

Количество памятных дат зависит от ряда факторов - продолжительность и насыщенность событиями история государства, религиозный фактор. Очень популярны международные праздники: Новый год, 8 марта, 1 мая и 9 мая. День победы в Великой Отечественной войне в России едва ли не единственный праздник, по-настоящему объединяющий людей всех национальностей, политических пристрастий и вероисповеданий.

У каждого государства есть свои национальные праздники, присущие только этому государству или нации. Это, как правило, день основания государства, обретения независимости или Конституции. Изменение формы государства, переоценка исторических ценностей или иные причины лежат в основе причин отмены ранее бывших популярными национальных праздников.

В современной России по этим причинам был отменен бывший ранее одним из главных национальных праздников 7 ноября, считавшийся днем Октябрьской революции. Только в Белоруссии он продолжает быть праздничным днем.

Праздничным 1 мая впервые стал в Западной Европе и на Британских островах. Более полутора тысяч лет назад он зародился как языческий и означал начало сезона посевных работ. К концу XVIII века при активном участии церкви этот праздник практически был ликвидирован. Возродился он уже в США и Канаде с новым социально-экономическим содержанием.

Согласно учению социалиста-утописта Роберта Оуэна идеальный режим суток для человека представляет собой разделение его на три равные части: 8 часов - рабочий день, 8 часов - активный отдых, 8 часов - сон. Это стало одним из основных требований рабочего движения, возглавляемого коммунистами и социалистами. В 1889 году Парижский конгресс II Интернационала объявил 1 мая Днем международной солидарности трудящихся.

В начале XIX века в Англии, а затем и в других европейских государствах на легальной основе возникли признаваемые государством профсоюзы как организации работников, отстаивающих свои права. Россия к этому движению присоединилась только в конце XIX века, а легальный статус российское профсоюзное движение получило только после Революции 1905 года.

После 1917 года пришедшие в России к власти большевики сделали все, чтобы искоренить во всех сферах общественной жизни инакомыслие, в том числе и в профсоюзном движении. Жестокое подавление забастовочного движения привело к превращению профсоюзов в один из элементов государственного механизма, выполняющего роль "школы коммунизма" для работающей части населения.

Инерционные процессы, характерные для деятельности профсоюзов в СССР, в определенной степени продолжаются и в России начала XXI века. Социологические опросы работающих в учреждениях и на предприятиях, где есть профсоюзы, показывают (более 80%), что современные профсоюзы не защищают их права. Отчасти это может быть объяснено историческими причинами.

В России постепенно уходит в прошлое нежелание успешных бизнесменов, а также высокопоставленных чиновников и просто обеспеченных людей показывать уровень своих доходов и благосостояния, чтобы не привлекать излишнего внимания и не порождать нежелательных пересудов. В странах с устоявшимися рыночными отношениями нередко можно наблюдать обратные процессы.

Показательным может быть пример американского миллиардера и телеведущего Дональда Трампа. Он подал судебный иск на сумму в 5 миллиардов долларов в качестве компенсации за причиненный ущерб и преднамеренную клевету в отношении одного из журналистов газеты "Нью-Йорк таймс" Тимоти О'Брайена <1>. Основанием для искового требования послужило искажение журналистом фактов личной жизни и финансовой деятельности ответчика в книге-биографии "Нация Трампа: искусство быть Дональдом".

--------------------------------

<1> Трамп отстаивает статус миллиардера в суде // Российская газета. 2006. 27 января.

Больше всего в ней Трампа оскорбило предположение журналиста о том, что он не является миллиардером, а его состояние оценивается только в 150 - 250 миллионов долларов. В то время как авторитетный журнал "Форбс" оценил состояние Трампа в 2,7 миллиарда долларов. В современной России пока таких примеров не наблюдается.

Сейчас Конституция России и Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" (1997 г.) возлагают обязанность на членов Правительства России декларировать сведения о доходах и принадлежащем им имуществе на правах собственности как своих, так и ближайших родственников. Эти сведения они должны ежегодно представлять в налоговую службу, а копии деклараций о доходах направлять в кадровое подразделение Администрации Президента России.

Такие же требования об обязательном декларировании доходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, предназначенным регламентировать вопросы организации государственной службы, распространяются и на всех чиновников, находящихся на государственной службе. Все виды государственных служащих предоставляют информацию только об общей сумме своих доходов, а не по их постатейной расшифровке.

В федеральных министерствах и ведомствах на этот счет стали приниматься соответствующие нормативные правовые акты. В них утверждался перечень должностей федеральных государственных служащих, при назначении на которые эти категории государственных служащих обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также подобные сведения о своем супруге (своей супруге) и несовершеннолетних детях <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Приказ Федерального агентства специального строительства (Спецстрой России) от 18 августа 2009 года N 408 "Об утверждении Перечня должностей военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства специального строительства, при назначении на которые граждане и при замещении которых военнослужащие и государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей"; Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) от 31 июля 2009 года N 31 "О перечне должностей федеральной государственной гражданской службы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и ее территориальных органов, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" // Российская газета. 2009. 18 сентября.

Наши рекомендации