Билет №28. Начало рабочего движения в России и оформление социал-демократии. Г.В. Плеханов. В.И. Ленин.

Рабочее движение.

На рубеже двух веков российская социал-демократия вступила в

качественно новую стадию своего развития. Шел процесс перехода от

кружковщины к формированию единой политической партии рабочего класса. Но

т.к. внутри социал-демократии продолжали существовать несколько течений,

имевших свое видение путей революции, то этот процесс протекал не просто.

Наибольшим авторитетом и признанием в среде российских социал-демократов

пользовалось т.н. ортодоксальное направление, ведущее свою родословную от

группы "Освобождение труда" и получившее в дальнейшее развитие в

Петербургском "Союзе борьбы за освобождение рабочего класса" и в однородных

с ним организациях.

В конце 90-х гг. XIX в. в российской социал-демократии появились

"легальные марксисты" и "экономисты", представители которых предприняли

попытку "модернизации" марксистской ортодоксии. Разделяя многие идеи

Э.Бернштейна, "легальные марксисты" и "экономисты" стремились приспособить

и развить их применительно к конкретным российским условиям.

Наряду с вышеперечисленными течениями в российской социал-демократии

возникли и стали набирать силу национальные партии и организации. Причем

некоторые из них организационно оформились в партии раньше, чем РСДРП. Так,

зарождение польской социал-демократии (группа "Пролетариат") и армянской

партии социал-демократической ориентации Гнчак относится еще к 80-му году

прошлого века. В 1893 г. на основе слияния партии польских социалистов и

Союза польских рабочих образуется Социал-демократия Королевства Польского.

Позже с ней сливаются социал-демократы Литвы. В 1897 году возникает

Всеобщий еврейский рабочий союз - Бунд. На исходе XIX века оформляются

организационно а национальной основе группы социал-демократов в Латвии и на

Украине.

Таким образом, на рубеже двух веков социал-демократическое движение в

стране представляли как общероссийская РСДРП, так и ряд национальных

партий.

Кружковщина (наличие различных групп и течений) были характерны и для

народнического движения. Оно, преодолев кризис, сумело перестроиться к

концу XIX века, восприняв, с одной стороны, новые идеи, шедшие с Запада, а

с другой, возрождая революционные народовольческие традиции. Молодое

поколение народников, жаждущее активных революционных действий, сменило

свое название. Термин "народовольцы" ушел в прошлое. Вместо него широкое

распространение получил новый: "социалисты-революционеры" или в сокращении

- эсеры. Началось объединение народнических групп и кружков.

Народнические идеи находили благодатную почву в национальных регионах.

При этом образование национальных партий народнической ориентации

(Дашнакцутюн в Армении и Польской социалистической партии) опередило

складывание таковой в общероссийском масштабе. Несколько позже, уже в

начале нашего века национальные движения эсеровского направления

оформляются в Грузии, на Украине и в Белоруссии.

Итак, в России в это время интенсивно шел процесс формирования партий

революционно-демократической ориентации. Форсированное развитие капитализма

"сверху", развитие городских структур, рост численности рабочего класса,

расслоение деревни настоятельно выдвигали перед революционной мыслью

необходимость пересмотра народнической доктрины. Этому способствовало также

усвоение определенными кругами радикальной, в том числе и народнической

интеллигенции идей марксизма. Созданная в 1983 году группа "Освобождение

труда" положила начало русской социал-демократии и сделала первый шаг

навстречу рабочему движению. Закономерным этапом в развитии рабочего и

социал-демократического движения в России стало образование РСДРП в 1989

году. После съезда российская социал-демократия переживала полосу глубокого

кризиса. В конце 90-х годов социал-демократическое движение встало перед

альтернативой: либо сосредоточить все свои усилия на улучшении

экономического положения рабочих, либо готовить пролетариат к

революционному свержению самодержавия. Это и определяло различное отношение

к организационным принципам построения партии. Сторонники первой точки

зрения, так называемые "экономисты", считали необходимым создавать партию

не на основе нелегальных революционных кружков интеллигенции, а на широкой

основе легальных рабочих организаций. Говоря иными словами, на основе

создания тред-юнионистского рабочего движения. В 1899 году концепция

"экономизма" была изложена в документе, получившем название "CREDO"

(Верую), автором которого была член заграничного "Союза русских социал-

демократов" Е.Д.Кускова. "Союз" занимал особую позицию, отличную как от

плехановской группы "Освобождения труда", так и от Петербургского "Союза

борьбы за освобождение рабочего класса". В "CREDO" было заявлено, что

российский пролетариат еще "не созрел" для участия в сознательной

политической борьбе, которую способны вести на данном этапе лишь либералы.

Подобная позиция была совершенно неприемлема для революционного крыла

российской социал-демократии. С критикой "CREDO" выступили 17 авторитетных

участников социал-демократического движения, находившихся в то время в

ссылке ("Протест российских социал-демократов"). Для них данная программа

была равносильна "политическому самоубийству". Главную задачу рабочего

движения они видели в основании самостоятельной рабочей партии, нацеленной

на захват политической власти пролетариатом для организации

социалистического общества.

Наши рекомендации