Лекция № 9. СССР в 30-х – середине 50-х гг. XX в.
Дидактические единицы ГОС ВПО, раскрываемые на данной лекции:
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура и внешняя политика СССР в послевоенные годы. «Холодная война».
План лекции.
1. Коллективизация и индустриализация, их причины, ход, последствия и значение в истории страны. Социальный смысл коллективизации.
2. Сталинизм и его социальная сущность.
3. Внешняя политика СССР в 1929-1941 гг. СССР в 1941-1943 гг.
4. СССР в 1944-1945 гг., союзники, тыл и оккупированные врагом территории в годы войны. Внешняя политика нашей страны в 1945-1953 гг.
Основные вопросы для проверки готовности аудитории к изучению данной темы:
1. Подумайте, насколько в начале XX в. был актуальным рабочий вопрос. Было ли в то время положение пролетариата невыносимым?
2. Можно ли назвать дореволюционную Россию «тюрьмой народов» и вообще «империей» в западноевропейском значении данного термина? Приведите свою аргументацию по данной проблематике.
3. Расскажите о проектах Н.Н. Кутлера – С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.
4. Почему, как Вы думаете, мирные инициативы Николая II и его инициативы по запрещению наиболее «истребительных» методов ведения войны вызвали резко негативную или, по меньшей мере, весьма настороженную реакцию в Европе, особенно в Германии?
5. Можно ли согласиться с тем, что основная причина русского поражения в войне с Японией 1904-1905 гг. «находилась» в Европе, а не в Азии?
6. Почему кровавый переворот в ночь с 28 на 29 мая 1903 г. в белградском конаке сыграл столь серьезную роль в европейской политике?
7. Почему Великобритания окончательно «хоронит» в начале XX в. концепцию «блестящей изоляции»?
8. Было ли отступление русских войск в 1915 г. достаточным основанием, чтобы говорить о полном поражении России в войне, о неспособности правительства и генералитета привести страну к победе?
9. Можно ли назвать события 1921 г. третьей в истории Руси крестьянской войной? Какое место в них занимает Кронштадтское восстание?
10. Что такое «план автономизации»?
11. Как создавался Советский Союз? Можно ли считать его федеративным государством? Аргументируйте свою позицию по данной проблематике.
12. Как Вы думаете, почему именно Германия в 1922 и 1926 гг. пошла на серьезные шаги в организации сотрудничества с новой Россией?
13. Какую роль взаимоотношения между Красной Армией и рейхсвером в 20-е гг. сыграли в истории Германии и нашего Отечества?
Введение.
Целью настоящей лекции является ознакомление с тем сложным и трагическим путём, который наша страна прошла с конца 20-х гг. смерти И.В. Сталина 5 марта 1953 г. в следующих основных аспектах.
Необходимо выяснить, в чем своеобразие коллективизации и индустриализации, показать победы советского народа в 30-е годы и их цену. Это первая задача лекции.Все вышесказанное предполагает проблематика, предложенная на рассмотрение в первом вопросе данной темы. Далее в лекции мы предполагаем раскрыть социальную сущность сталинизма, показать сходство и отличия сталинизма с гитлеризмом, итальянским фашизмом и каудилизмом. Здесь мы покажем особенности внутренней политики И.В. Сталина в 1945-1953 гг. Данные проблемы мы раскроем во втором вопросе лекции. Это вторая задача настоящего занятия. Особое значение в нашей нынешней теме занимает третий вопрос - вопрос о внешней политике СССР в 1929-1941 гг., об истоках и конкретно-исторических причинах II Мировой войны. Опираясь на фактический материал, мы объясним здесь причины поражений СССР в начале войны, покажем своеобразие, место и роль основных битв 1941-1943 гг. Это третья задача лекции. Далее мы рассмотрим роль нашей страны в разгроме «коричневой чумы» в 1944-1945 гг., вопрос о тыле и ситуации на оккупированных врагом землях, а также проблемы, связанные с взаимоотношениями с союзниками, и начало «холодной войны» в 1945-1953 гг. Это четвёртая задача лекции, которая будет реализована в четвёртом вопросе данного занятия. После данных предварительных замечаний перейдем к разбору проблем, вынесенных на первый вопрос лекции.