Вопрос № 3. Полиция: правовые основы, основные направления, принципы деятельности.
Правовые основы деятельности полиции закреплены в статье 3 ФЗ «О полиции».
Правовая основа деятельности полиции - это совокупность нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и регулирующих различные аспекты организации и деятельности полиции, включая правовое нормирование содержания полицейской деятельности, субъектов ее осуществления, условия, порядок и основания применения полицией мер государственного принуждения, гарантии законности деятельности полиции и т.д. Отличительной чертой правового регулирования деятельности полиции служит множественность его субъектов и источников, обусловленная множественностью и разнообразием решаемых полицией задач.
Правовую основу деятельности полиции составляют:
- Конституция Российской Федерации,
- общепризнанные принципы и нормы международного права,
- международные договоры Российской Федерации,
- федеральные конституционные законы,
- Федеральный закон «О полиции»,
- другие федеральные законы,
- нормативные правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ,
- а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, ФОИВвСВД).
Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
ФОИВвСВД разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и нормативных правовых актов Правительства РФ, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.
Ядро правовой основы деятельности полиции - и это закреплено в части 1 рассматриваемой статьи - составляет Конституция Российской Федерации. Она не содержит упоминания об органах внутренних дел, полиции, однако как Основной Закон государства закрепляет, во-первых, основные принципы правового регулирования общественных отношений, в том числе складывающиеся в сфере внутренних дел; во-вторых, основные охраняемые посредством государственных мер ценности, например жизнь, здоровье, собственность; в-третьих, важнейшие "правила поведения" всех правоохранительных и силовых структур, поскольку Конституция Российской Федерации "имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ" (ст. 15).
В соответствии с Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15)международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Международный договор - это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 29 "О международных договорах Российской Федерации").
В настоящее время те или иные вопросы, входящие в компетенцию МВД России, регулируются более 600 двусторонними и многосторонними договорами различного действия - межгосударственного, межправительственного, межведомственного.
В числе наиболее важных с точки зрения правового регулирования деятельности полиции международных договоров Российской Федерации следует назвать Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г., Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 г., Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 27 января 1977 г., Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г., Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г., Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., Конвенцию Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и др.
На сегодня по линии МВД России действует свыше 70 соглашений межведомственного характера с партнерами более чем из 40 зарубежных стран. Такие соглашения (договоры) рамочного характера о сотрудничестве заключены с соответствующими структурами всех стран - членов СНГ, а также Финляндии, Швеции, США, Венгрии, Египта, Великобритании, Израиля, ФРГ, Испании и ряда других государств.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5"О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"определено, что: а) под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо; б) к общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств; в) под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах ООН и ее специализированных учреждений.
В ряду наиболее значимых международно-правовых принципов и норм как элементов правовой основы деятельности полиции следует выделить Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г., Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятые Резолюцией 1989/61 Экономического и Социального Совета ООН от 24 мая 1989 г., Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые Резолюцией VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (27 августа - 7 сентября 1990 г.), Декларацию о полиции, утвержденную Резолюцией 690 Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 8 мая 1979 г., и др.
Федеральные конституционные законы - разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией РФ по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. ФКЗ обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом - федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.
Составной частью правовой основы деятельности полиции выступают федеральные законы. Одни из них (полностью или частично) регулируют ее деятельность прямо, другие косвенно, определяя рамки такой деятельности. К числу первых можно отнести: УПК РФ; КоАП РФ; Федеральные законы от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"; от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"; от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и др.
Указами Президента Российской Федерации урегулирован большой круг вопросов организации и деятельности системы МВД России в целом и полиции в частности. В числе таких актов в первую очередь назовем Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 250 "Вопросы организации полиции", которым установлен состав полиции, т.е. входящие в нее подразделения, организации и службы. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 253 "Об утверждении Перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) и соответствующих этим должностям специальных званий" утвержден Перечень должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел, которому присваиваются специальные звания полиции. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 251 "О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел РФ" установлен и порядок проведения внеочередной аттестации сотрудников ОВД, определившей персональный состав сотрудников полиции, замещающих должности высшего начальствующего состава.
К числу президентских актов, имеющих непосредственное отношение к организации и деятельности полиции, относятся, например, Указы Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности международной организации уголовной полиции - Интерпола", от 15 февраля 2006 г. N 116 "О мерах по противодействию терроризму", от 11 декабря 2010 г. N 1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка" и др.
Широкими полномочиями в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью наделено Правительство Российской Федерации, которое, в частности, участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов (статья 19 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Соответственно постановления Правительства РФ регулируют различные вопросы, касающиеся деятельности полиции.
Основные направления деятельности полиции закреплены в ст. 2 Закона «О полиции»:
1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств. Защита от противоправных посягательств представляет собой комплекс специальных полицейских мероприятий по их выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию, устранению их общественно опасных, вредных последствий, оказанию непосредственной помощи пострадавшим, восстановлению нарушенных прав и законных интересов.
2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. Т.е. выявление причин и условий, способствующих их совершению; выявление лиц, склонных к их совершению, а также принятия мер к устранению этих причин и условий.
3. Выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам. Данное направление деятельности направлено прежде всего на обеспечение принципа неотвратимости ответственности за совершенное преступление и предполагает установление и обнаружение лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших уголовно наказуемые деяния.
4. Розыск лиц.
Перечень лиц: лица, совершившие преступления или подозреваемые и обвиняемые в их совершении; лица скрывшиеся от органов дознания, следствия или суда; несовершеннолетние, самовольно ушедшие из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающиеся в социальной реабилитации; несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; лица уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; лица уклоняющиеся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; лица пропавшие без вести.
Виды розыскной деятельности:
- местный розыск – комплекс оперативно розыскных мероприятий направленных на обнаружение разыскиваемого лица в пределах территории субъекта РФ,
- федеральный розыск (в пределах территории РФ),
- международный розыск (обнаружение лиц, находящихся за пределами государства – инициатора розыска, через национальные подразделения Интерпола, в соответствии с нормами международного права).
5. Производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний.Предполагает всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
6. Обеспечение правопорядка в общественных местах. Это осуществляемая в публичных (общественных местах) деятельность по надзору за соблюдением действующего законодательства и защите собственности, прав, и свобод физических и юридических лиц, интересов общества и государства от преступных, административно наказуемых посягательств и общественно опасных событий.
7. Обеспечение безопасности дорожного движения. Данное направление деятельности возложено на ГИБДД. ГИБДД обеспечивает соблюдение законодательства, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. ГИБДД также проводит мероприятия по предупреждению дорожно–транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
8. Контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия. ( утратил силу ФЗ № 227 от 3.07.2016)
9. Контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) деятельности. Данное направление выражается в полномочиях контролировать деятельность частных детективов. (ФЗ № 227 от 3.07.2016)
10. Охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе. ( ( утратил силу ФЗ № 227 от 3.07.2016)
Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц.
12. Осуществление экспертно-криминалистической деятельности.Необходимость нахождения в составе полиции экспертно-криминалистических подразделений обусловлена не только собственно экспертной деятельностью, потребностями документирования преступлений и административных правонарушений, но также и потребностью обеспечения оперативности в работе самих экспертов. Независимость экспертов обеспечивается специальными нормами, закрепляющими административную и уголовную ответственность за правонарушения в указанной сфере.
По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Данное направление деятельности определяет возможность использования полиции в реализации внешнего аспекта общегосударственной правоохранительной функции. Участие сотрудников российских правоохранительных органов в подобной деятельности уже имеет свою историю (например, участие российских милиционеров в миссиях ООН по поддержанию мира и безопасности в составе контингентов в различных странах Азии, Африки и Европы).
В части 1 статьи 2 ФЗ «О полиции» выделены направления деятельности полиции. Суть законодательных новелл заключается не в удвоении числа функций полиции, а в учете содержательных и организационных аспектов полицейской деятельности. Это нашло отражение в четком закреплении таких ее направлений, которые:
во-первых, вытекают из социального назначения полиции (защита личности, общества, государства от противоправных посягательств);
во-вторых, отражают суть и специфику полицейской деятельности (предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; розыск лиц; обеспечение правопорядка в общественных местах);
в-третьих, раскрывают особенности правоприменительной, контрольно-надзорной и юрисдикционной составляющих полицейской деятельности (производство дознания по уголовным делам; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности);
в-четвертых, закрепляют сложившиеся ( осуществление экспертно-криминалистической деятельности) или относительно новые (государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц) реалии деятельности полиции.
Принципы деятельности полиции (Глава 2 ФЗ № 3).