Наука в Чехии в период Просвещения
В 60-е годы XVIII в. в Габсбургской монархии и в Чехии протекал также интенсивный процесс создания науки нового времени, расширявшей свои познавательные возможности и иногда приобретавшей новую идеологическую функцию. Отдельные ученые, ранее изолированные в своей деятельности, стали объединяться в ученые общества. Так, в 1746 г. в Оломоуце возникло “Общество неизвестных ученых”. С 1753 по 1761 г. оно собиралось в Праге под председательством И.Штеплинга, обсуждая различные научные проблемы. В 1771-1772 г. в Праге выходил еженедельник “Пражские ученые известия” на немецком языке, издававшийся Игнацием Антонином Борном (1742-1791). Наука вступала в борьбу в отжившим феодальным обществом.
После запрета иезуитского ордена в умственном развитии чешских земель образовалось несколько направлений. По инициативе И.А.Борна возникло "Частное общество в Чехии для развития математики, естественных наук и отечественной истории”. В 1775 г. оно стало издавать “Рассуждения” на немецком языке. С 1784 года “Частное общество” превратилось в “Чешское общество наук”, которое с 1790 г. получило название “Королевское чешское общество наук” и просуществовало вплоть до 1952 г., когда слилось с Чешской академией наук и искусств, основанной в 1890 г. Ученые общества создавались в Чехии в тяжелой борьбе с защитниками феодальной идеологии, что способствовало возникновению союза между представителями естественных и общественных наук, понимавшими, что силы, тормозящие развитие одной группы научных дисциплин, наносят вред и другой группе.
Чешское общество наук - прогрессивный элемент в общественной структуре Чехии конца XVIII в. В него принимались лица только по научным заслугам, между ними существовало равенство независимо от классового происхождения. Общество придерживалось принципа свободного познания и использования объективных законов природы и социального развития в интересах прогресса.
Новым подходом к национальному прошлому, представлявшемуся контрреформацией в искаженном виде, стремлением создать основы чешского литературного языка, наука повышала национальное и политическое сознание чехов, включая народ в борьбу за новый общественный порядок.
Основной задачей в области общественных наук было достижение уровня, который наблюдался в западноевропейских странах. В гуманитарных науках интерес к светской истории чешской государственности перерастал в интерес к образованности, к развитию чешского языка и исследованию прошлого чешской письменности
Гелазий Добнер
В гуманитарных науках Чехии выделялось несколько ярких личностей. Одним из наиболее ранних ученых такого рода был Гелазий Добнер (1719-1790), немец, член ордена пиаристов, историк-самоучка. Сын ремесленника, Добнер закончил латинскую иезуитскую школу и вступил в католический монашеский орден пиаристов, основанный в 1607 г. Среди обетов, принимавшихся членами ордена, было и безвозмездное обучение юношества. С 1752 г. Добнер работал в Пражской пиаристской гимназии и изучал историю. Он обратил внимание на расхождения в изложении фактов чешской истории в сочинениях католических и некатолических авторов. Это наводило на мысль о необходимости изучения источников в сравнительном плане. Первым трудом Добнера по истории был разбор “Святовацлавской легенды т.н. Христиана”, но главным стал шеститомный перевод “Хроники Чешской” Вацлава Гайка из Либочан с чешского на латинский. На основании многих изысканий Добнер снабдил хронику Гайка критическими комментариями. Сочинение Гайка, вышедшее в свет в 1541 г., в течение двух столетий влияло на чешскую историографию, а критика хроники могла способствовать опровержению контрреформационной концепции чешской истории. Первый том добнеровского перевода вышел в 1761 г. Добнер доказал историческую несостоятельность сведений по древнейшей истории чехов, чему был посвящен этот том, и по существу вычеркнул сочинение Гайка из числа надежных источников. Добнер стал в Чехии зачинателем нового подхода к историческому исследованию, представителем новой методики, зародившейся в эпоху Просвещения. От Добнера берет свое начало концепция чешской древней истории как общества демократичного, без панов и подданных. В развитии чешской историографии творчество Добнера означало решительный поворот от контрреформационной концепции к новому этапу изучения чешской истории.
Франтишек Мартин Пелцл в период Просвещения
Значительный вклад в выработку критического отношения к феодальной идеологии был внесен Франтишком Мартином Пелцлом (1734-1801). Сын ремесленника, он закончил пиаристскую гимназию в г. Рыхнов и стал учеником высшего философского класса пиаристской гимназии в Праге. В научную жизнь Пелцл самостоятельно вступил в 1774 г. сочинением “Краткая история чехов”. В 80-х годах появились его биографии: “Император Карл IV, король чехов” и “История жизни римского и чешского короля Вацлава”. В этих сочинениях выдвигалась новая концепция чешской истории, в частности гуситского движения. При этом оценка гусизма постепенно развивалась. Если в 1774 г. Пелцл упоминает о Гусе лишь как об одном из чешских “ученых мужей”, то в 1779 г. Гус уже характеризуется как реформатор и бесстрашный герой, не отступающий от своих убеждений даже под страхом смерти. Пелцл также критикует позиции церкви гуситской эпохи. Впрочем гуситская революция им решительно осуждается как проявление фанатизма и бунтарство, приведшие в упадок благосостояние страны и общественный порядок.
Подобная точка зрения разделялась и другими историками эпохи Просвещения, которые отрицательно относились к Французской революции, крестьянскому восстанию 1775 г. и другим неординарным событиям такого рода.
Йозеф Добровский (1753-1829)
Наиболее значительной личностью в чешской науке периода правления Иосифа II являлся, бесспорно, молодой тогда Йозеф Добровский. Он действовал в течение двух важнейших периодов истории чешской культуры и идеологии - Просвещения и романтизма.
Родился Добровский в Венгрии, но еще в младенчестве был увезен в Чехию. Отец его - чех, мать, вероятно, немка. Родным языком будущего ученого был немецкий, а чешскому он научился в гимназии города Немецкий Брод, куда поступил в 1762 г. Окончив гимназию высшей ступени в Индржиховом Градце (ею руководили иезуиты), он изучал в Пражском университете философию и теологию, а после его окончания стал домашним учителем в доме графа Ф.Ностица. В 1786 г. Добровский принял сан священника и стал вице-ректором, а позднее и ректором Генеральной семинарии в Оломоуце. В 1790 г., после смерти Иосифа II и упразднения генеральных семинарий, Добровский переехал в Прагу к Ностицам, где занимался научной работой, был активным членом Королевского чешского общества наук, его секретарем и позднее председателем. В 1778 г. он издал на латинском языке сочинение “Пражский фрагмент Святого Евангелия от Марка - ложный автограф”, вступив тем самым на путь критического изучения библейских текстов. Вскоре он перешел к изучению истории древней чешской национальной культуры. Многочисленные мелкие работы Добровского этих лет выделяются скрупулезной филологической критикой текста источников и тщательностью историографического микроанализа. Добровский исследовал те периоды развития чешской культуры, когда наиболее ярко проявляла себя литература на чешском языке. Он доказал, что своего наивысшего развития чешская культура достигла в период гуситского движения. Это свидетельствовало об отходе от контрреформационных оценок и пролагало путь к новой концепции чешской истории, сформулированной позднее в творчестве Палацкого. Добровский подверг сомнению полезность и целесообразность установления о безбрачии католического клира, подорвал веру в святость Яна Непомуцкого, составлявшую один из важнейших тезисов католической историографии. Уже в период Просвещения заметно чешское национальное самосознание Добровского. Вершиной его патриотических выступлений была речь на торжественном заседании Чешского общества наук “О преданности славянских народов австрийскому правящему дому”, произнесенная 25 сентября 1791 г. при посещении Общества императором Леопольдом II. Добровский подчеркивал, что из 21 миллиона человек населения империи 11 миллионов составляют славяне, и это следовало бы учитывать во всей политике государства.
В 1792 г. Добровский посетил Россию. В Петербург он прибыл 17 августа, Работая в Академии наук, он уделил много внимания рукописным сводам, затем переехал в Москву, где пробыл до 7 января 1793 г., исследуя в библиотеках памятники древней славянской письменности. Выработанный Добровским критический метод подхода к историческим источникам позволил ему стать основателем научного исследования славянских языков и литератур, т.е. славянской филологии как науки.
СЛОВАКИЯ В X-XVIII ВВ.
Словакия в Х-XIII вв.
Включение словацких территорий в Венгерское королевство
Административно-территориальная организация
На протяжении многих веков Словакия была этнографическим понятием.
После распада Великой Моравии важнейшим фактором в истории словаков стало постоянное усиление влияния венгров. К Х-му в. они овладели частью земель, населенных словаками, в Придунайской низменности. Включение словацких территорий в зону интересов венгров привело к тому, что в долинах южной Словакии славянское население было мадьяризировано или же покинуло эти места. В Х – начале XI в. западная и центральная части территории Словакии неоднократно переходили к правителям соседних Чехии и Польши. В первые десятилетия XI в. особенно во времена правления короля Стефана I, значительная часть словацких земель была присоединена к Венгерскому королевству. Захват северных областей Словакии в XII в. привел к завершению этого процесса.
Словацкая этническая территория компактно располагалась в Северной Венгрии и в Средние века называлась Верхней Венгрией. В основу ее административно-территориальной организации было положено деление на комитаты (отдельная область королевского домена) или жупы. Претерпев определенные изменения, эта система просуществовала до 1922 г., причем из 16 комитатов на рубеже ХХ века только 4 имели словацкий моноэтнический состав, а в 6-ти словаки составляли большинство.
Экономическое развитие Словакии. Социальная структура общества
Þæíûå è çàïàäíûå ñëîâàöêèå çåìëè áûëè íàèáîëåå ðàçâèòîé ÷àñòüþ âåíãåðñêîãî ðàííåôåîäàëüíîãî ãîñóäàðñòâà. Çäåñü ïðåîáëàäàëî îñåäëîå çåìëåäåëü÷åñêîå íàñåëåíèå. Îíî âêëþ÷àëî ïîëóñâîáîäíûõ êðåñòüÿí, èìåâøèõ îãðàíè÷åííîå ïðàâî ïåðåõîäà, ìíîãî÷èñëåííóþ ïðîñëîéêó ëè÷íî ñâîáîäíûõ “çàìêîâûõ ëþäåé”, æèâøèõ â ñåëàõ, óïðàâëÿåìûõ æóïàíîì. Ê ñâîáîäíûì îòíîñèëèñü è âîèíû çàìêà, â ìèðíîå âðåìÿ ïëàòèâøèå äåíåæíûé íàëîã. Îñíîâíîé ðàáî÷åé ñèëîé â èìåíèÿõ êîðîëÿ è ôåîäàëîâ áûëà ÷åëÿäü.  äàëüíåéøåì ïî ìåðå óêðåïëåíèÿ ôåîäàëüíîãî çåìëåâëàäåíèÿ â XIII â. äèôôåðåíöèàöèÿ íàñåëåíèÿ èñ÷åçàåò. Îïðåäåëÿþùåé êàòåãîðèåé ñòàíîâèòñÿ êðåïîñòíîå êðåñòüÿíñòâî. Âîèíû æå ïîñëóæèëè îñíîâîé äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ íèçøåãî äâîðÿíñòâà.
Ñëîâàöêàÿ öåðêîâü îêàçàëàñü ïîä âåðõîâíîé âëàñòüþ Îñòðèãîìñêîãî àðõèåïèñêîïñòâà. Â XI â. ïîÿâëÿåòñÿ öåëûé ðÿä ìîíàñòûðåé, ñòàâøèõ êðóïíûìè çåìåëüíûìè ñîáñòâåííèêàìè.
 êîíöå XI â. âîçíèêàåò ðåìåñëåííîå ïðîèçâîäñòâî. Îíî ïîëó÷àåò ðàçâèòèå íà ïåðåêðåñòêàõ òîðãîâûõ ïóòåé.  êîíöå XII â. íà÷èíàåòñÿ ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ãîðîäîâ êàê òîðãîâî-ðåìåñëåííûõ öåíòðîâ.  XIII â. áûëè ñôîðìóëèðîâàíû ïåðâûå ãîðîäñêèå ïðèâèëåãèè. Òàê, Òðíàâà ïîëó÷èëà ïðèâèëåãèþ â 1238 ã., ÷åðåç íåñêîëüêî ëåò åå äîáèëèñü Çâîëåí è Íèòðà, â ñåðåäèíå âåêà – Áàíñêà Áûñòðèöà è Òðåí÷èí, è â 1291 ã. Áðàòèñëàâà.  Âîñòî÷íîé Ñëîâàêèè öåíòðîì ñòàíîâèòñÿ Êîøèöå.  íèõ ïðåîáëàäàëî íåìåöêîå ïðàâî, çà èñêëþ÷åíèåì Ñïèøñêèõ ãîðîäîâ ñ öåíòðîì â Ëåâî÷å, ïðîöâåòàâøèõ çà ñ÷åò òðàíçèòíîé òîðãîâëè è ðóêîâîäñòâîâàâøèõñÿ ñîáñòâåííûì ïðàâîì è ïîä÷èíÿâøèõñÿ íåïîñðåäñòâåííî ñàìîìó êîðîëþ. Áîãàòñòâî ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ, íàëè÷èå êðóïíûõ ìåñòîðîæäåíèé ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, â ðàçðàáîòêå êîòîðûõ áûëè çàèíòåðåñîâàíû âåíãåðñêèå ôåîäàëû, âûíóæäàåò ïîéòè èõ íà óñòóïêè ãîðíûì ãîðîäàì.
Âõîæäåíèå Ñëîâàêèè â ñîñòàâ Âåíãåðñêîãî êîðîëåâñòâà ïðåäîïðåäåëÿåò ïðåîáëàäàíèå çäåñü êëàññè÷åñêîé âåíãåðñêîé ïîëèòè÷åñêîé êóëüòóðû ýïîõè ôåîäàëèçìà.
Ñëîâàêèÿ â óñëîâèÿõ ôåîäàëüíîé ðàçäðîáëåííîñòè. Ìàòóø ×àê Òðåí÷èíñêèé. Ïîëîæåíèå ãîðîäîâ
 óñëîâèÿõ ôåîäàëüíîé ðàçäðîáëåííîñòè â íà÷àëå XIV â. òåððèòîðèÿ Ñëîâàêèè îêàçàëàñü ðàçäåëåííîé íà äâå ÷àñòè. Ìîãóùåñòâåííûì ïðàâèòåëåì åå çàïàäíûõ çåìåëü ñòàë Ìàòóø ×àê Òðåí÷èíñêèé, ïðîòèâîñòîÿùèé öåíòðàëüíîé êîðîëåâñêîé âëàñòè. Ðàçãðîì ôåîäàëüíîé îïïîçèöèè ïðèâåë ê âîññòàíîâëåíèþ ñèñòåìû ôåîäàëüíîé çàâèñèìîñòè, óêðåïëåíèþ êðóïíûõ ôåîäàëüíûõ õîçÿéñòâ, ðàçâèòèþ ãîðîäîâ è òîðãîâëè. Ê ýòîìó âðåìåíè è â íîâûõ, è â ñòàðûõ ãîðîäñêèõ öåíòðàõ ãîðîäñêîå óïðàâëåíèå ñòðåìèòñÿ âçÿòü â ñâîè ðóêè íåìåöêèé ïàòðèöèàò.
 XIV â. áûëè îñíîâàíû ìíîãèå íûíåøíèå êðóïíûå ãîðîäà Ñëîâàêèè.  ýòîò ïåðèîä ãîðîäà äîáèâàþòñÿ àâòîíîìèè â óïðàâëåíèè è ñóäîïðîèçâîäñòâå. Îíè ñòàíîâÿòñÿ öåíòðàìè ïðèòÿæåíèÿ áåäíåéøèõ ñëîåâ íàñåëåíèÿ, ïðåîáëàäàþùóþ ÷àñòü êîòîðîãî ñîñòàâëÿëè çàâèñèìûå êðåñòüÿíå. Îíè íåñëè ôåîäàëüíóþ ðåíòó, ïëàòèëè öåðêîâíóþ äåñÿòèíó, è ñ XIV â. òàê íàçûâàåìóþ äåâÿòèíó – íàòóðàëüíûé íàëîã ñ çåðíîâûõ è âèíà â ïîëüçó ãîñóäàðñòâà.
Ââåäåíèå íîâûõ ïîâèííîñòåé, óñèëåíèå áàðùèíû ïîñëåäîâàëè çà ïîÿâëåíèåì òóðåöêîé óãðîçû. Çàìåòíîå óõóäøåíèå æèçíè ñåëüñêîãî íàñåëåíèÿ â êîíöå XIV â. âûçûâàåò ïðîòèâîäåéñòâèå êðåñòüÿí. Âîññòàíèÿ, áåãñòâî â ãîðîäà, â ãîðíûå ìàññèâû ïðèîáðåòàþò ìàññîâûé õàðàêòåð.
Ñëîâàöêàÿ êóëüòóðà â Õ-ÕIV ââ.
Ðàçâèòèå îáðàçîâàííîñòè. Àðõèòåêòóðà
Ñ íà÷àëà XIV â. Ñëîâàêèÿ îêàçûâàåòñÿ íà ïåðåêðåñòêå âàæíåéøèõ òîðãîâûõ ïóòåé, ÷òî âåäåò ê óñòàíîâëåíèþ âî âñåõ ñôåðàõ äåÿòåëüíîñòè áîëåå òåñíûõ êîíòàêòîâ ñ ðàçâèòûìè ðåãèîíàìè Åâðîïû. Áûñòðîå ðàçâèòèå ãîðîäîâ, îñîáåííî ñî âòîðîé ïîëîâèíû XIV â. ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî îíè ñòàíîâÿòñÿ êóëüòóðíûìè öåíòðàìè. Çäåñü íà÷èíàåò ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ ñâåòñêàÿ îáðàçîâàííîñòü. Ïî-ïðåæíåìó ñîõðàíèëè ñâîå çíà÷åíèå è êàïèòóëüíûå øêîëû â Íèòðå, ðåçèäåíöèè åïèñêîïà, Áðàòèñëàâå è Ñïèøå. Äëÿ ìîëîäûõ äàðîâàíèé èç Ñëîâàêèè ñòàíîâÿòñÿ ïðåñòèæíûìè Ïðàæñêèé, Âåíñêèé è Êðàêîâñêèé óíèâåðñèòåòû.
Традиции романского стиля, для которого были характерны массивные каменные храмы со стенами, украшенными фресками, постепенно со второй четверти XIII в. уступают место готике. Хотя оригинальная архитектурная школа в Словакии в XIV в. не сложилась, местное зодчество отличается заметным своеобразием. Во второй половине XIV в. словацкие мастера возводят ряд церквей с опорной готической системой сводов. Наиболее известное сооружение – собор св. Елизаветы в Кошице. Его строительство продолжалось с конца XIV до середины XV в. Городские ратуши, многочисленные каменные дома городской знати и мещан украшают города. Широкий размах получает возведение вписанных в пейзаж замков местных аристократов..
Если в архитектуре прослеживается влияние пражской школы, то в настенной живописи особенно в среднесловацких шахтерских центрах заметно воздействие итальянских мастеров. На словацкий “прекрасный стиль” оказали влияние чешская, а затем с начала XV в. венская живописная традиция. Особенно ярко в готике проявилась Спишская область. Широкую популярность приобрела деревянная пластика алтарного убранства. На протяжении XIV столетия анонимные вторы совершенствуют свою технику, отказываются от статичного положения фигур, создают все более лирические и выразительные образы мадонн.
Словакия в XV-XVI вв.
Словакия в центре борьбы за венгерскую корону. Деятельность “братриков”
В середине XV в. Словакия стала ареной династической борьбы между Габсбургами, польскими Ягеллонами и венгерскими магнатами за Венгерскую корону. Значительной частью территории Словакии овладел чешский магнат католик Ян Искра из Брандыса. Вместе с ним в Словакию пришло несколько тысяч бывших гуситских воинов, по-прежнему исповедовавших гуситскую идеологию. Искра опирался на патрициат городских центров добычи руды и выплавки металла, использовал антифеодальные настроения “братриков” - словацких последователей таборитского течения в гуситском движении. Он выступал как представитель и защитник интересов вдовы Альбрехта II, а затем ее малолетнего сына Владислава. Ему удалось настолько укрепить свои позиции, что венгерский правитель Янош Хуньяди вынужден был передать ему управление рядом словацких городов.
Под давлением венгерских магнатов в 1453 г. Искра оставил Венгрию, а его войско в большинстве своем перешло на сторону братриков. Их укрепленные лагеря стали центрами антифеодального движения словацкого крестьянства. Размах выступлений армии братриков, организованной по образцу таборитов, был настолько широк, что для их подавления венгерские магнаты были вынуждены обратиться за помощью к Искре. Однако и после нескольких понесенных поражений братрики сохраняли свою силу и во второй половине 50-х годов вступают в династическую борьбу.
Новую попытку укрепить королевскую власть предпринял Матьяш Корвин, которому удалось сломить сопротивление крупных магнатов. Удачей завершились и переговоры с Яном Искрой, получившим титул барона, крупное денежное вознаграждение и земельное владение в Трансильвании.
После смерти Корвина в королевстве вновь пришли к власти магнаты, а все земли, входившие в него, оказались в глубоком внутриполитическом и экономическом кризисе. Упадок городов, ухудшение положения подданных, опустошение ряда районов страны вызывали массовое недовольство населения. В ответ законы, ограничивающие свободу передвижения крестьян, были дополнены актом о преследовании за укрытие беглых.
В 1514 г. в королевстве вспыхнуло восстание Дожи, поражение которого позволило законным путем лишить крестьян личной свободы. Восстание горняков Банской Быстрицы и присоединившихся к нему других шахтерских центров в 1525 - 1526 гг., заявивших о себе как о последователях идей плебейской реформации, по своему размаху и организованности было самым мощным социальным выступлением в этом регионе после гуситского движения.
Словакия в системе монархии Габсбургов
Вступление Фердинанда I на венгерский престол стало началом образования в 1526 г. многонациональной монархии Габсбургов, включавшей Хорватию, Славонию, задунайскую часть Венгрии и Словакии. При этом территория Словакии стала местом постоянных военных сражений с Османской империей, прочно утвердившейся в центральной части Венгерского королевства. Расширение хозяйств венгерских феодалов и как следствие ухудшение положения словацкого крестьянства, упадок городов, кризис словацких центров добычи и выплавки металлов сопровождались попытками реализовать абсолютистские централистские настроения Габсбургов .
Лишь в последней трети XV в. Банска Быстрица становится самым крупным в Венгерском королевстве центром по добыче руды и выплавке серебра и меди. Благодаря хорошей организации , механизации производственного процесса и венгерским и немецким инвестициям , в конце XV в. Словакия превращается в один из главных производителей меди в Европе . Оживление хозяйственной деятельности городов ведет к увеличению числа словацких рабочих , ремесленников и торговцев .
После захвата османами южных районов Словакии начинают интенсивно осваиваться ее центральная и северная части. По мере распространения товарных отношений растет производство продукции на рынок. Королевским городам Словакии удалось сохранить свои привилегии до начала XVII в. Заметно выросло политическое значение городского сословия в сейме .
Широкий отклик в Словакии получило лютеранство. Борьба за сословные привилегии, свободу вероисповедания создавали благоприятную почву для распространения реформационных идей .
Гуманистическое направление в культуре Словакии в XV- XVI вв .
Во второй половине XV в . в Словакию проникают гуманистические веяния. Их носителями были члены королевского двора, церковные иерархи .
Проникновение в Словакию идей гуманизма, рост городских центров, укрепление роли бюргерства в социальной структуре общества обусловили появление новых элементов в духовной жизни словаков. Заметное воздействие на развитие культуры оказывают гуситское движение и Реформация. В словацкую среду гуситские идеи привносили участники гуситских походов, а также возвращавшиеся из Пражского университета студенты. Одним из них являлся каноник в Нитре Ян Вавринец из Рачиц, автор нескольких полемических трактатов в защиту Яна Гуса.
Вхождение Словакии и чешских земель в состав одного государственного образования, которым правили представители династий Люксембургов, Ягеллонов и Габсбургов, этническая и языковая близость усиливают влияние чешской культуры, чешского языка и чешской книжности на территории Словакии. Помимо монастырей книжная культура получает распространение в городах. Чешский язык, наряду с широко использовавшейся латынью, становится языком литературных сочинений. Язык Кралицкой библии, "библитчина", постепенно утверждается как язык письменности словаков, на нем издавались и официальные распоряжения короля. Однако общий уровень образования даже среди духовенства был невысок.
Гуманистические и ренессансные идеи проникают в сферу образования. В период правления Матиаша Корвина в 1467 г. был основан университет в Братиславе - Академия Истрополитана. Он стал одним из центров деятельности итальянских гуманистов и архитекторов, которых специально приглашал король в Венгерское королевство. Появляются новые городские и церковные школы, первые типографии, распространяется книжная продукция.
Во второй половине XV - начале XVI в. королевскими городами ведется активное строительство храмов, городских ратуш, оборонительных стен и башен. Патрициатом возводятся особняки по примеру замков в магнатских усадьбах.
В архитектуре, изобразительном искусстве преобладает поздняя готика. Международную известность имела кошицкая архитектурная и скульптурная мастерская.
Строительство храмов стало инспирирующим началом для других направлений. Расцвет станковой готической живописи приходится на последнюю треть XV - начало XVI в. Наиболее значительным памятником этого времени является алтарь св. Екатерины в г. Банска-Штявница, близкий по живописной манере немецкому Ренессансу.
Выдающимся среди многочисленных резчиков по дереву был мастер Павел из Левочи. Своеобразны и чрезвычайно живы созданные им скульптурные композиции главного алтаря в церкви св. Якуба в Левоче. По своей художественной ценности, масштабности и выразительности этот памятник признан одним из крупнейших во всей послеготической пластике Центральной Европы.
Ренессансные городские постройки, у которых вся верхняя часть стены украшена многофигурными композициями, замки с характерными для этого времени мощными угловыми башнями и внутренними аркадными двориками типичны для словацкой архитектуры XVI в. В этом столетии в Словакии получает развитие светская и духовная поэзия на латинском языке. В исторических песнях, любовной лирике звучит тема борьбы против османов.
Словакия XVII - XVIII вв.
Словакия - центр борьбы между венгерской шляхтой и Габсбургами
На протяжении полутора столетий Словакия вынуждена была противостоять давлению османов. После захвата в 1562 г. южной части Словакии, поскольку границы османских завоеваний постоянно отодвигались на север, словацкие территории стали центром политической жизни Венгерского королевства. Противостояние венгерских феодалов абсолютистским и централизаторским устремлениям Габсбургов, попыткам укрепить позиции католической церкви зачастую приобретало формы заговоров и восстаний. Большинство из них произошло на территории Словакии. Концентрация венгерской шляхты, покинувшей родовые поместья, захваченные турками, необходимость содержания многочисленной армии для защиты границ монархии имели весьма противоречивые последствия. Они не только способствовали интенсификации сельского хозяйства, но и усиливали давление правительства, дворянства, местных чиновников на словацкое крестьянство. Все это вело к тому, что крестьяне покидали земли феодалов и уходили или в пограничные районы, или в горные массивы, где организовывались в многочисленные вооруженные отряды, становились ударной силой большинства сословных восстаний XVII - начала XVIII веков.
Бурные события Тридцатилетней войны также затронули Словакию. Большая часть словацких земель была занята войсками трансильванского князя Ракоци, противостоящего Габсбургам и объединившегося с армией шведов во время осады города Брно в 1645 г. Согласно Линдскому миру ряд словацких комитатов был передан Ракоци в пожизненное владение. В ходе австро-турецких войн 1660-1664 и 1683-1699 годов часть Словакии находилась под временной властью султана.
В 1678 г. на территории Словакии развернулось одно из крупнейших сословных выступлений против Габсбургов венгерских магнатов, опиравшихся на поддержку Османской империи. Поражение турок в 1683 г. усугубило положение восставших, ускорило их разгром. В результате имущество шляхты было конфисковано, тысячи жителей Словакии оказались в османском рабстве, экономика была разрушена. На возвращенных из-под власти Порты территориях Габсбурги начали проводить политику Контрреформации. В ее рамках конфисковывались земли у местных магнатов-протестантов для передачи во владения иностранному дворянству.
Политическое развитие словацких территорий в XVIII в.
В 1703 г. магнаты во главе с Ференци II Ракоци подняли новое восстание, вылившееся в антигабсбургскую войну. Оно охватило Словакию, Трансильванию и собственно Венгрию. После нескольких поражений правительственных войск Габсбурги были низложены. Только в 1711 г. был заключен мирный договор, согласно которому династия Габсбургов была признана в Венгерском королевстве навечно. Одновременно было распущено повстанческое войско.
После заключения Сатмарского мира Словакия перестала был центром политической, общественной и культурной жизни Венгерского королевства. Она постепенно превращается в политическую периферию, которую покидали магнаты и подданные-венгры. Подобный отток привел к усилению словацкого элемента в этом регионе. Вместе с тем восстания, войны с османами, эпидемия холеры привели к тому, что многие районы Словакии обезлюдели. Опустошение земель усугубляло экономический кризис. В крайне тяжелом положении находилось крестьянство, в полной мере испытывавшее на себе самые жестокие методы эксплуатации, выполнявшее практически не регламентированную барщину, другие многочисленные повинности. Пытаясь ослабить недовольство сельского населения, Мария Терезия в 1767 г. издала Земельный акт - урбарий, распространявшийся на все Венгерское королевство, по которому обязанности крестьян определялись исходя из их имущественного положения. Крестьянство видело выход из крайне трудного положения в переселении в малонаселенные районы, покинутые османами.
Экономическое развитие Словакии в XVIII в.
Просвещенный абсолютизм. Реформы Иосифа II
Крайне медленно проходило экономическое обновление Словакии. Нахождение словацких земель в эпицентре военных действий предопределяло ориентацию ремесленного производства на военные нужды. Постепенно в условиях восстановившегося мира оживляется торговля, появляются первые мануфактуры. Наиболее известными и долговечными стали созданные мужем Марии Терезии предприятия по производству ситца и майолики.
40-летнее правление Марии Терезии (1740-1780) явилось эпохой централизации монархии Габсбургов. Однако Венгерскому королевству удалось отстоять свои автономные права. Вместе с тем путем проведения ряда таможенных и торговых акций началось превращение этой части государства в сырьевую базу. Так, в 1771 г. в Словакии, как и во всем королевстве, было запрещено открытие новых мануфактур.
Важнейшее значение для возрождения экономики Словакии имела добыча драгоценных металлов. Применение новой технологии, предложенное словацкими мастерами из Банской Штявницы, вывело словацкое производство на европейский уровень. Технические достижения использовались на всех рудниках центральной и восточной Словакии. Не случайно этот период в развитии горнодобывающей отрасли получил название "золотой век".
Курс на реформы, которые начала Мария Терезия, был продолжен ее сыном Иосифом II. Важнейшим для Венгерского королевства стал Патент 1785 г., которым были закреплены отмена личной крепостной зависимости и право крестьян на свободный выход из поместий. Другой знаменательный акт просвещенного абсолютизма - Патент о веротерпимости (1781 г.), предоставлявший всем верующим право свободного отправления культа, -привел к улучшению положения словацких протестантов.
Словацкое Просвещение.
Основные тенденции в развитии культурной жизни в XVII - XVIII вв. Матей Бел
В изнуренной войнами и междоусобицами Словакии XVII и особенно XVIII в. усиливается влияние католической церкви. Утверждению католицизма противодействовали широко распространенное в XVII в. у словаков лютеранство и противостояние всей политике Габсбургов венгерского магнатства, с оружием в руках отстаивавшего свои привилегии. Борьба за вероисповедание оказывала огромное влияние на культурную жизнь в Словакии. Бесспорным успехом политики Контрреформации стало открытие в 1636 г. иезуитского университета в Трнаве, просуществовавшего около полутора веков. Контрреформация перешла в наступление в конце XVII в., что особенно отразилось на барочном искусстве. Господство монументального стиля, пышность интерьеров характерны как для культовых построек, так и для дворцовых комплексов и замков, застройки богатых городских кварталов. Большим разнообразием отличается искусство XVII-XVIII вв. Особенностью его развития в Словакии является то, что значительная часть работ - это произведения анонимных эивописцев, резчиков по дереву и скульпторов. Их произведения возникли как реакция на различные художественные течения, проникавшие на территорию Словакии. В портретой живописи, оформлении алтарей, продукции мастеров золотых дел, весьма популярном жанре того времени, эпитафиях, и др. происходит синтез новых идей с местными традициями, наблюдается слияние разных эстетических тенденций в рамках одного направления. Новые имена появляются среди литераторов, писавших на чешском языке и на латыни. Широкую известность имело творчество ученого, деятеля словацкой и венгерской культуры Матея Бела (1684-1749). Получив образование в Галле, Бел стал священником. Сначала он был директором евангелической школы в Банской Быстрице, а затем в 1714 г. ректором лицея в Братиславе. Бел, писавший на латинском, венгерском, немецком и чешском языках, был признан не только в Венгерском королевстве, но и в Европе. Он являлся членом Лондонской, Берлинской, Санкт-Петербургской академий, некоторых других научных обществ. В своем главном труде "Исторические и географические сведения о современной Венгрии", вышедшем в 1735-1742 гг. в четырех томах, ученый предпринял попытку критического анализа источников. Он рассматривал словаков как потомков славян, населивших Великую Моравию. Утверждение этого словацкого патриота об автохтонности словаков, так же, как и высокая оценка им литературных качеств словацкого языка сыграли заметную роль в становлении словацкого национального самосознания.
Для восприятия идей Просвещения в Словакии немало сделал Адам Франтишек Коллар (1718-1783). Будучи директором придворной библиотеки в Вене, советником Марии Терезии, он участвовал в проведении и разработке школьной реформы, включавшей в программу изучение родного языка и истории. Издатель научно-популярного журнала, сочинений гуманистов, автор книги "О начале и постоянном использовании законодательной власти" (1764), он приобрел широкую известность тем, что выступил против освобождения от налогов церкви и дворянства. Вся его деятельность способствовала формированию словацкой патриотической традиции.
Призыв Коллара и его современников любить родной язык, быть патриотом своего Отечества был услышан новым поколением. В конце XVIII в. наблюдается подъем национальной культуры, подготовленный йозефинскими реформами. Упразднение ордена иезуитов и вытеснение их из сферы контроля над культурными процессами , школьная реформа, ориентированная на создание системы всеобщего начального обучения во всей монархии Габсбургов, реформа университетов и др. создают условия для развития культуры эпохи национального Возрождения.
© 2005-2006 Екатерина Ескина и Максим Кирсанов.
Www.iskunstvo.narod.ru