Образно-экспрессивные средства информирования
Цвет и его применение.
Функции:
1) Различительная – отличается от другого цветового оформления постоянных элементов полосы
2) Выделительная функция означают не только факт отличия, но и особый характер этого отличия, который связан с выделением цветом элементов полосы. На них читателю стоит обратить внимание.
3) Объединяющая функция цвета связана с объединением элементов полосы по общему признаку.
4) Символическая функция цвета связана с ассоциациями, которые появляются у человека при виде определённого цвета, и эмоциональной реакцией, возникающей при его восприятии.
5) Выразительная функция связана с насыщенностью, цветовым тоном и свтелотой.
Применения цвета:
Цвета, способствующие возбуждению и действию, как раздражители: красный, оранжевый, жёлтый. Цвета, приглушающие раздражения: фиолетовый, синий, сине-зелёный. Приглушающие чистые цвета: розовый, лиловый, постельно зелёный, серовато-зелёный. Серый – не вызывает раздражения. Белый – гасит раздражение. Помогает сосредоточится – чёрный.
Кроме самостоятельного значения цвета влияют следующие факторы:
1) Создаваемый образ издания
2) Тематическая направленность
3) Характер публикации
4) Психологические характеристики аудитории
Семь типов цветовых контрастов:
1) Контраст цветовых сопоставленных чистых цветов: желтый, красный, синий – самый сильный контраст; оранжевый, зелёный, фиолетовый – меньше притягивает взгляд.
2) Контраст светлого и тёмного, основанное на противопоставлении цветов, имеющих примесь чёрного или белого.
3) Контраст дополнительных цветов, пигменты которых при смешивании образуют чёрный цвет.
4) Контраст холодного и тёплого связан с субъективным ощущением тепла или холода, возникающим у человека.
Образно-экспрессивные средства оформления:
Заливки и выворотки применяются с целью:
1) Увеличение контрастности на чёрно-белых страницах.
2) Привлечение внимания читателя к определённым текстам и отрезкам.
3) Для придания выразительности логотипу, заголовкам и рубрикам.
4) Экономия пространства листа.
Правила применения:
1) Заливки и выворотки должны исполнятся для элементов факультативных. Спецэффекты не применяются для выделения объёмных текстов.
2) Применяя заливку и выворотку, нужно сохранить контраст между фоном и текстом, расположенных на нём, чтобы не ухудшать читабельность текста.
3) Не стоит размещать текст на сомнительном фоне, ухудшающим читабельность текста.
4) Любой текст на фоне фотографии должен гармонировать с центральным образом на снимке, не конкурируя с ним.
Фото должно «дышать»! «Врезка» и обтравка. Их применение позволяет:
- вставлять в текст графические элементы, не прерывая его
- органично соединять графику и текст
- регулировать размер графических элементов по усмотрению дизайнера.
Правила применения:
1. Не злоупотребляйте спецэффектами. Их большое количество затрудняет восприятие информации и сделает страницу неаккуратной.
2. Не исполняйте обтравку и «врезки» в информационной хронике.
3. Создавайте контраст между текстом и «врезкой».
4. Выравнивайте текст, окружающий иллюстрацию по левому краю. Выравнивание любого текста по левому краю даёт возможность читателю легко находить начало следующей строки.
Наложения и вставки.
Правила применения:
1) Врезать нужно более мелкие элементы в более крупные.
2) Накладывать только на «мёртвые» участки. Не закрывать информативную часть фото.
3) Снимки и текст должен быть разного масштаба.
4) Соблюдайте контраст между элементами, участвующими в наложении.
Оформление газет формата А4.
Особенности дизайна:
1) Небольшие размеры полосы.
2) Специфическое визуальное восприятие, увеличенное количество полос, тематическая направленность.
3) Трудности при расположении больших материалов и крупных иллюстраций.
Варианты размещения публикаций.
Два примерно равных по объёму:
1) Размещают горизонтально один над другим.
2) Вертикально на две полных левых или правых колонок.
Два различных по объёму:
1) Большой материал завёрстывают на 2 или 3 колонки, оставляя для материала поменьше 1 правую или левую колонку.
2) В случае, если материал публикации имеет крупную иллюстрацию, его размещают на «чердаке» или «подвале»
Множество мелких материалов объединяют в блоки, оформляя в соответствии с композиционными принципами дизайна. При этом наиболее значимые из них завёрстывают на широкий формат. Крупные материалы завёрстывают на целый разворот или его большую часть.
Шрифтовое решение газеты А4:
- наиболее употребляемы для основной массы материалов шрифты 8-ого кегля.
- врезки 10-ого кегля полужирные, тяжеловесны, только в полосных публикациях.
- 7 кегль – таблицы, схемы, информационная графика
- 6 кегль – мелкий и трудно воспринимается.
Оформление рубрики:
- контрастно выделяется, доминирую над заголовками
- располагается строго определённым способом в сочетании с рамкой и другими графическими элементами.
- Рубрика – 10 и 12 кегль, при размере заголовка – 18-24 Пт.
- светлая, рубленая гарнитура.
Оформление заголовка:
- располагается – вверху материала по левому краю или по центру.
- размер шрифта – 18-24 Пт. Больший размер шрифта исполняется, если стиль вёрстки предусматривает большое количество … Меньший кегль – 14 применяется в работе с малыми текстовыми блоками (хроника, заметка) но! Размер кегля зависит от высоты колонки, формата и объёма.
- гарнитура с более узким, вытянутым очком.
Оформление первой полосы:
1) Не должен занимать по высоте более ¼ части общей высоты.
2) Горизонтальное расположение названия, самый неудачный – вертикальный вариант расположения.
3) Основной материал на 1-ой полосе не приветствуется.
4) Если основной текстовый блок присутствует не более 1/3 от общей площади полосы.
5) 2 и более фото – нецелесообразно, исключает единый визуальный центр.
6) Полнообъёмную иллюстрацию – лучший способ привлечь читателя. Целостность , акцентирует на себе внимание.
7) Анонсы – справа в 2-3 строки на 1-2 колонки.
8) Если анонс короткий и невелик на высоте – можно над логотип.
Специфика иллюстрирования:
1) Не серо, нанесение графических элементов
2) На каждой 2-3 полосе – вертикальное фото (не приемлемо –квадратное фото).
3) 2 и более снимка – вертикально-горизонтально и горизонтально-вертикально.
Два горизонтальных снимка – на разворот.
Графическое оформление:
1. Графика – основная часть и «оживляет» полосу.
2. Колонтитул не должен содержать массовые элементы. Тонкие линии, рамки, сетки.
3. Нет полос – графическое насыщение рубрик и заголовка, исполнения прямоугольные или скруглённые рамки, выворотки, сетки.
4. Для текстовых блоков – тонкие рамки и линейки. Зачастую ими выделяют всю полосу целиком.
Графическое решение зависит от направленности газеты.
Разновидности тональностей газет:
1.Серая тональность отличается светлыми линейками, малыми межколонными и междустрочными пробелами и минимальным использованием иллюстраций (узкоспециализированные и деловая аналитика).
2.Просветлённая тональность означает изящность применяемых элементов: тонкие линейки, увеличенные пробелы, светлые шрифты, малое количество насыщенных иллюстраций (вкладыши общественно-политических газет, специализированные издания)
3.Насыщенная тональность отличается тяжеловесностью, чёткими шрифтами, жирными линейками, контрастными иллюстрациями, уменьшенными пробелами (рекламные издания, общественно-политические издания).
4.Контрастная тональность используется в основном в журналах, представляет собой столкновение воздуха и пятен.
5.Крикливая тональность, которая характеризуется обилием акцентов разноокрашенных элементов (жёлтая пресса).