Д. структурный институционализм
В заключение хотелось бы остановиться на «структурном институционализме», который в определенном смысле тяготеет к институционализму старого образца, однако применяет при этом существенно более усовершенствованную и «наукообразную» методологию. Этот подход использует многие категории, разработанные представителями старой школы институционализма, такими, как Дж. Брайс или К. Фридрих. В центре исследовательских интересов данного направления находятся различия между президентскими и парламентскими режимами, а также между федеральной и унитарной системами политического устройства. Вместе с тем этот подход отражает те изменения, которые накопились в политической и социальной теории за более чем полувековой период.
Лидерами «структурного институционализма» сегодня можно назвать К. Уивера и Б. Рокмана. В книге «Значение институтов», вышедшей под их редакцией, фундаментальный вопрос, вынесенный в ее название, рассматривается на конкретных материалах о различиях президентской и парламентской форм правления (Weaver, Rockman, 1993). Это, естественно, отнюдь не означает, что указанная работа является единственной, посвященной этой теме (Shugart, Carey, 1992; Lijphart, 1984), однако в ней содержится гораздо более полная информация для понимания того, каким образом институты влияют на политику7.
В соответствии с другой, более общей версией структурного подхода к изучению институтов, они представляются как некая совокупность «запретных контрольных точек» (Immergut, 1992). Это некие точки в единой последовательности принятия решений, когда актор может предотвратить то или иное действие. В более сложных институциональных структурах, например, в ситуации с американским «разделенным правительством», существует больше таких точек, дающих возможность отложить или предотвратить какое-то действие, чем при парламентских режимах. Эта модель в определенном смысле напоминает данное Дж. Прессманом и А. Вильдавски описание принятия решений лишь после прохождения ряда «контрольно-пропускных пунктов» (Pressman, Wildavski, 1979). И в том, и в другом случае институты рассматриваются (с достаточно негативных позиций) в качестве комплекса взаимосвязанных узловых точек, на которых действие может быть блокировано.
6Взаимоотношения, существующие между отдельными группами, релевантны политическому институционализму лишь постольку, поскольку они определяют структуру взаимодействия групп с организациями государственного сектора.
7 Кроме того, в отличие от других работ, посвященных этой теме (Rigss, 1994; Linz, 1990), книга Уивера и Рокмана носит не столько полемический, сколько глубоко аналитический характер. Авторы этого исследования не считают, что институты президентского правления неприемлемы по самой своей природе, их больше интересуют возможные результаты такого рода правления.
Теоретические проблемы
Ни один подход к изучению политики не свободен от нерешенных проблем, и институциональный анализ в данном случае не составляет исключения. Это направление научных исследований столкнулось с целым рядом теоретических вопросов, возникших в ходе применения коллективистских и структурных методов истолкования изучаемых явлений, на которые не замедлили указать их критики (Pedersen, 1991; Jordan, 1990). Так, проблемы, которые не дают покоя сторонникам институционального анализа, нередко представляют собой оборотную сторону тех вопросов, которые постоянно беспокоят ученых, работающих на микроуровне. Если микроуровневый анализ сталкивается с проблемой методологического индивидуализма, то институционализм решает проблему экологических ошибок.
А. Индивиды и институты
Возможно, фундаментальнейшей проблемой, которая стоит перед институционализмом, является парадокс ограничения (Grafstein, 1992). С одной стороны, такое понимание институтов обладает большими объяснительными возможностями, поскольку они ограничивают поведение отдельных акторов, без чего в ситуациях рыночного типа большинство индивидов лишится возможности эффективно действовать (Granovetter, 1985). Такого рода ограничения важны независимо от того, применяют ли исследователи при изучении институтов нормативный, исторический или рациональный подход. С другой стороны, если институты в определенном смысле являются продуктом человеческого выбора, то на самом деле существует не так много ограничений поведения. Если это справедливо, получается, что решение каждого индивида принять соответствующее ограничение своего поведения представляет собой более важный прогностический фактор, чем сами установленные правила.
В определенном смысле вопрос об ограничениях составляет часть более общей проблемы, касающейся связи индивидуального и коллективного поведения организации. Каким образом институты определяют поведение? Или, может быть, сами институты определяются различными типами поведения? Основной момент институционального анализа связан с тем, что существуют некие сущности, даже если не всегда можно представить их физический облик. Тем не менее они реально существуют, и это проявляется в том, что происходит сокращение разнообразия вариантов политических решений, которые могли бы быть приняты, если бы таковые отсутствовали8. Каким образом эти коллективные ценности передаются, воспринимаются и сохраняют свою значимость в обществах, которые все в большей степени атомизируются (Pedersen, 1989)? Как наказывается отклонение от этих ценностей и когда оно достигает такой степени, что становится возможным говорить о деинституционализации? Поскольку индивиды играют разные роли в разных институтах, возникает вопрос о том, как можно объяснить те трудности, с которыми сталкиваются институты при поддержании собственных правил в этом сложном комплексе ограничений и ценностей (Douglas, 1986)?
8 Развернутое обсуждение методологических проблем, связанных с отсутствием таких сущностей, не поддающихся четкой идентификации, см.: Easton, 1990; Сету, 1990.