Семинар 7. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА В РОССИИ

4 часа

1. Земская реформа 1864 г.

2. Городская реформа 1870 г.

3. Судебная реформа 1864 г..

1) Причины проведения и подготовка судебной реформы.

2) Основные принципы судебной реформы.

3) Мировые суды.

4) Общие суды.

4. Контрреформы 70 – 90 гг. ХIХ века.

Цель семинарского занятия

Целью занятия является изучение содержания наиболее важных либерально-демократических реформ второй половины XIX века, которые стали важным шагом на пути превращения феодального общества и монархии в буржуазные.

Методические рекомендации

Осуществляя подготовку первого вопроса, в первую очередь необходимо обратить внимание на причины и характер реформы. Особое внимание следует уделить порядку формирования системы органов земского самоуправления на уровне уезда и губернии. Студенты должны знать на основе каких цензов были организованы выборы в трех избирательных куриях. Какие органы носили распорядительный, а какие исполнительный характер, какой срок полномочий был предусмотрен законом. Особое внимание необходимо уделить компетенции земских органов и отметить каким образом местная администрация могла осуществлять контроль за деятельностью этих органов.

В заключение студентам следует указать на значение земской реформы в демократизации системы управления России, а так же отметить ее основные недостатки.

Второй вопрос является логическим продолжение первого, так как посвящен формированию всесословных органов самоуправления в городах. Студентам необходимо четко представлять систему выборов в городские органы по трем избирательным куриям. Хотя общие требования к избирателям во многом совпадали с требованиями по Земской реформе, но были и существенные различия. В частности, разбивка избирателей на курии осуществлялась в зависимости от размера налогов в городскую казну. При равном представительстве от каждой курии депутатов (гласных), преимущество получала небольшая группа наиболее состоятельных горожан, представленных в первой курии.

Студенты должны знать, какие органы относились к городскому самоуправлению, какова была их компетенция и на какие средства органы самоуправления осуществляли свою деятельность. В заключении необходимо отметить как положительные стороны городской реформы, так и ее недостатки.

Третий вопрос семинарского занятия является основным, поскольку он посвящен наиболее последовательной и демократической реформе, многие принципы и положения которой являются актуальными и в настоящее время. При изучении этого вопроса очень важно разобраться в причинах проведения реформы, которые крылись не только в недостатках дореформенной судебной системе, но и в крестьянской реформе 1861 г. Студентам необходимо знать основные акты реформы и основополагающие принципы, содержащиеся в них. Очень важно, чтобы студенты не просто могли перечислить эти принципы, но и раскрыть их содержание.

Студенты должны иметь четкое представление о системе судебных органов, состоящей из двух ветвей (местных и общих судов). Изучая систему местных судов, включающих участковых мировых судей и съезд мировых судей, следует обратить внимание на порядок формирования этих судебных инстанций, их компетенцию, порядок обжалования их решений.

Рассматривая систему общих судов, студентам необходимо обратить внимание на структуру и состав окружного суда, его компетенцию, особое внимание уделить порядку организации и деятельности суда с участием присяжных заседателей. Важно выделить особенности российского суда присяжных, отличающие его от европейских (требования к лицам, включаемых в списки присяжных; особые права в ходе судебного разбирательства; особенности постановлении вердикта). Не менее важно разобраться в порядке обжаловании дел, рассматриваемых в окружном суде.

Судебная палата являлась следующей судебной инстанцией, поэтому знание ее структуры и компетенции также имеет существенное значение для понимания судебной реформы. Вершиной всей судебной системы выступал Сенат, в котором были созданы два кассационных департамента по уголовным и гражданским делам.

В ходе реформ существенным изменениям подверглось предварительное следствие. Здесь следует обратить внимание на новый институт судебных следователей и изменения функций прокуратуры. Одним из важнейших достижений реформы стало появление в России профессиональной адвокатуры. В этой связи очень важно знать деление адвокатов на две категории (частных и присяжных поверенных), особенности требований к каждой из этих категорий.

В заключении студенты должны отметить значение судебной реформы для России и указать на ее отдельные недостатки.

Последний вопрос является логическим завершение предыдущих. В рамках этого вопроса студенты должны рассмотреть систему мероприятий самодержавия, направленных на изменение либерально-демократического содержания реформ. В первую очередь необходимо правильно понять основные причины контрреформ и знать их конкретное содержание. Следует обратить внимание на то, что первый удар был направлен против судебной реформы. В учебной литературе начало судебной контрреформы обычно увязывается с Положением о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия 1881 г. Между тем еще в 70-х годах были приняты ряд законов, изменяющих содержание судебной реформы. Студентам необходимо знать: закон от 19 мая 1871 г., передавший следствие по государственным преступлениям жандармским чинам; закон от 7 июня 1872 г. передавший рассмотрение наиболее важных государственных преступлений Особому присутствию сената; закон от 9 мая 1878 г. ограничивающий компетенцию суда присяжных; закон от 9 августа 1878 г., дающий возможность передачи дел, связанных с вооруженным сопротивлениям властям или нападением на чинов полиции и жандармерии, военным судам. Логическим завершением этих мероприятий стали уже упомянутое Положение 1881 г., а также Положение о земских начальниках 1899г.

Последнее Положение имело отношение и земской контрреформе, в рамках которой студентам необходимо знать и закон 1890 г. усиливающий роль дворян в земствах. В рамках городской контрреформы важно обратить внимание на новое Городовое Положение 1892 г., повысившее размеры имущественного ценза для избирателей.

Наши рекомендации