Понятие и виды источников конституционного (гос-ного) права РФ-и
Это форма закрепления (их внешнее выражение) общих правил поведения, регулирующая отношения конституционного характера. Это преимущественно К. и законы, другие нормативные правовые акты, правовые обычаи, нормативные договоры (международные и внутри федеральные). Они выполняют роль (и являются таковыми) своеобразного резервуара, хранилища правовых предписаний. Все подобные источники прямо связаны с предметом отрасли конституционного права. С-ма источников конституционного права характеризуется следующим: 1) множественностью форм выражения правовых норм; 2) иерархической соподчиненностью; 3) изменением соотношения внутригос-ного и международного права; 4) приоритетом закона. Источники: 1)Естественное пр., 2)К-ии, 3)Законы, 4)Договоры и соглашения, 5)Указы и распоряжения през-та РФ, 6) Постановления Прав-ва, 7) Судебн решения, 8)Правовые акты СССР И РСФСР. Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом зак-ной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Он выступает юридической базой деятельности государственных органов, должностных лиц, местн. самоуправления, граждан, их объединений. На федеральном уровне особая роль отводится К-ии РФ. Различают законы: федеральные К-ные, о поправке к К-ии РФ, федеральные. Субъекты Федерации издают К-ии (уставы) и свои республиканские (областные, краевые) законы. Нормы данной отрасли права могут содержаться в отдельных постановлениях парламента и парламентских регламентах. Источником конституционного права являются весьма многочисленные подзаконные акты (указы главы государства, постановления правительства и др.). Большинство исследователей к этой группе относят и акты местн. самоуправления (уставы городов, районов, регламенты представительных органов на местах). Нормы конституционного права содержатся и в отдельных нормативных договорах. К группе внутригосударственных договоров относятся Федеративный договор 1992 г., договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами гос-ной власти РФ и органами гос-ной власти субъекта РФ. Согласно конституционным нормам (ч. 4 ст. 15) источником отрасли права являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Весьма ограниченное распространение получил правовой обычай. К числу специфических источников относятся нормативные решения Конституционного Суда РФ и других органов конституционной юрисдикции.
Предмет, методы и с-ма конституционного (гос-ного) права России как отраслевой юридической науки. Источники конституционного (гос-ного) права России как отраслевой юридической науки.
К-ное пр. – это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определённую с-му гос-ной власти. Под с-мой КП понимают совокупн. институтов правовых норм, регул-х однородную сферу отношений. Источники К пр - это форма закрепления (их внешнее выражение) общих правил поведения, регулирующая отношения конституционного характера. Это преимущественно К. и законы, другие нормативные правовые акты, правовые обычаи, нормативные договоры (международные и внутри федеральные). Все подобные источники прямо связаны с предметом отрасли конституционного права. С-ма источников конституционного права характеризуется следующим: 1) множественностью форм выражения правовых норм; 2) иерархической соподчиненностью; 3) изменением соотношения внутригос-ного и международного права; 4) приоритетом закона. Источники: 1)Естественное пр., 2)К-ии, 3)Законы, 4)Договоры и соглашения, 5)Указы и распоряжения през-та РФ, 6) Постановления Прав-ва, 7) Судебн решения, 8)Правовые акты СССР И РСФСР.КП выступает одновременно и отраслью правоведения и государствоведения. Предмет КП как науки: т.к. это отраслевая наука, то она имеет своим предметом изучение КП как отрасли права, раскрывает его место в системе др. отраслей права, формирует его осн. понятия, ~ оперируют современным конституционным законодательством. Занимается исследованием конституционно-правовых норм, анализом их источников и анализом процессов, связанных с реализацией ПН. К предмету КП относят и конституционно-правовые отношения с их спецификой. Выявляет эффективность деятельности КПН, предлагает науч. рекомендации, связанные с дальнейшим развитием КП в целом и конституц. закон-ва. Также КП изучает практику гос мех.Метод правового регулирования - это совокупность и сочетание (с-ма) способов и приемов юридического воздействия норм права на общественные отношения. Метод правового регулирования выражается в трех основных способах воздействия на общественные отношения: дозволение, позитивное обязывание и запрещение. Своеобразие метода конституционно-правового регулирования определяется двумя основными моментами. Во-первых, К-ное пр. является частью публичного права, для которого характерен императивный метод регулирования общественных отношений, основанный на субординации (подчинении) между участниками общественного отношения. Во-вторых, К-ное пр. регулирует определенный (базовый) слой отношений во всех сферах жизнедеятельности общества. Поэтому естественно, что разнообразные отношения должны регулироваться различными способами правового регулирования. Таким образом, метод конституционно-правового регулирования сочетает в себе черты императивного и диспозитивного методов. Дозволение - это предоставление субъективных прав, прав на свои собственные действия. Позитивное обязывание - возложение обязанности совершить определенные действия. Запрещение - возложение обязанности воздерживаться от определенных действий.