Высшей ценностью-научное знание.Наука-есть основа прогресса развития общества. 5)На принципах разума и справедл-сти можно построить совершенное об-во и гос-во
Рацион-ое мировоз-е (рацио-разум,лог.мышление). Основано на идеях. 1)Вся природа закономерна, системна, все в ней взаимосвязано, все подчинено законам природы. 2)Человек исключ-но разумное существо; 3)Чел-к при помощи своего разума м. познать все законы природы; 18 век-в. Просвещения.
Высшей ценностью-научное знание.Наука-есть основа прогресса развития общества. 5)На принципах разума и справедл-сти можно построить совершенное об-во и гос-во.
Проблемы: 1)Пр-а познания. Что явл. источ-ом истинного знания-наш чувства или наш разум? 1)эмпиризм (эмпирио - чувственный образ,эксперимент)-источник истинного знания-чувственный опыт; Френсис Бэкон. 2)рационализм-источник-логич-ое мышление(разум) Рене Декарт(сторонник теории врожденных идей); Лейбниц (чувственное знание недостоверн; ч/з чувства мы не можем получить знания по матану; сторонник дедукции-от общего к частному). Идеи: 1)знания не из природы, а конструируются в нашей голове;2) 3 способности познавать: чувство, рассудок, разум. 2)Пр-а первоосновы мира. Деизм-Бог создал все, а дальше природа сама. Атеизм-нету Бога; Материализм- материальное начало мира; Идеализм-идея-первоначало-мысль); Дуализм (Декарт)-2 первоначала: духовное и материальное; (Лейбниц)-множество первоначал: все состоит из множества монад-обл. сф-ом физич-ой т-ки,нету объема,но не явл. материальным явл-ем. 3)Пр-а государства и общества. 1)Договорная теория происхождения.2)Естественных прав чел-ка.3)О правовом гос-ве.4)Принципах и основах гражд- об-ва.5) О человеке: *Гоббса-чел-ек рождается зверем, но гос-ва и об-во делает его цивилиз-ым существом.* Ж.Ж.Руссо-чел-ек рождается абсолютно непорченым, портит гос-во и об-во.*Джон Локк-Табула чаза-рождается чистой доской.
9.Иррационализм. Осн. направл-ия ф-ии иррац-ма. Иррац-м-отрицание разума.1)природа;2)нет в природе закон-тей, все случайно;3)Чел-ек-существо разумное, подчин.эмоциям, страстям;4)Познать мир при помощи разума. Понять ч/з интуицию, чувства;5)наука бесполезан;6)Никакого полезного об-ва создать нельзя. *Шопенгауэр-«Мир как Воля и предст-ие» основа мира-мировая космич-ая воля (сила,к-ая крутит нами,как хочет). *Фридрих Ницше-наш ответ ему Достоевский-Прест-е и наказ). Его идеи: 1)господствует Воля к власти(живое поедает живое).2)Люди дел-ся на командующих (есть инстинкт власти) и некомандующих.3)Критика христианства-т-ко деньги забирает и все; это религия слабых. Немцы для Ницше-не способные,лавочники и мясники.
10.Позитивизм. Осн.этапы развития позит-ма.
Позитивизм-о взаим-и философии и науки. Полож-ое знание о действительности м. б. получено только лишь конкретными, специальными науками. 1 этап.30-40 г. XIX века противопост-е метафизике в виде философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не м. б. дано в чувственном опыте. Огюст Конт- есть способность науки к бесконечному развитию; всякие попытки приспособить метафизику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в философии, а должна опираться на себя. «Новая философия»-это обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках. 2 этап (рубеж XIX-XX вв.) Рихард Авенариус,Эрнст Мах. Махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовской идеи «вещи в себе» .Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений. 3 этап.В 10-20 гг. XX века — неопозитивизм или аналитическая философия. Логический позитивизм или логический эмпиризм Мори-ц Шлик, Рудольф Карнапа. Философия не является ни теорией познания, ни наукой о какой-либо реальности. Философия — это род деят-ти по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм -на принципе верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), к-ый означает эмпирическое подтверждение теории науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, экспериментом.
Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения. Неопозитивизма -детальное исследование языка с целью прояснения философских проблем. (Джордж Эдуард Мур , Людвиг Витгенштейн отказались от верификации). Постпозитивизм-Карл Поппер -философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении.
11.Ф-ия экзистенциализма. (Камю-предс)Существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире. Философия человеческого существования. Возн.после 1 мировой войны.2 мировой войны.70-е годы 20века. Итак 1)2 мировых войн.2)есть 3 тотал-ых режима:сталинский, гитлеровский, Муссолини (уничтожить личность). Представители: Камью, Пульсар, Халибер, Ясперс и для них: *жизнь-переживания (страх, одиночество, тошнота(тоска)) и *у человека есть внутренняя сущность скрытая от всех. Главные свойства: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество . Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война). Только тогда он ощущает свою ответ-ть за то, что происходит в окру-м его мире.
12.Понятие бытия. Осн. виды и формы. 1)Бытие-все что существует.2) Бытие как первооснова и первоначало мира. Виды:1)Предметно-материальное: а)природа;б) материальная культура. 2) Духовно-психическое-"психия"-от греч. душа.--психика индивид.чел-ка;--духовная культура общества. Неск-ко фил-их направлений: *материализм-первоначало мира нечто материальное,а духовное явл-е возникает на опр. уровне развития материи. Все материалистические учения не реалистические. А.Фейербах у него 3 разноводности: -наивный матер-зм;-вульгарный(грубый) матер-зм;-диалектический матер-зм. *Идеализм-в основе мира что-нить духовное(Бог,мировая идея,Дух). Платон и Гегель выделили субъективный и объективный идеализм.
13.Филос-ое уч-е о материи. Материя-какое-то конкретное в-во(вода,огонь). Такое представление о материи просуществовало до сер. 19века. Материя сущ-ет в 3-х мерных пространствах. 1)в 19 в. случился кризис физики исследуемой философии (явл-ние магнетизма Максвелла, рентгеновское изл-ие, радиоактивн-ти, открыли электрон). 2)в 20 в. под материей понимали "поле"(магнитное, электрическое). 3)Физический вакуум.4)Плазменное состояние.
14.Филос-ое уч-е о движ-ии, прост-ве и времени. 1. Движение– всякое изменение вообще, потеря или приобретение вещества, энергии и информации. Есть абсолютное, но реализуется в конкретных формах: 3 родовые формы движения: движение на уровне неживой природы, движение на уровне живой природы, соц.организационная модель (на уровне человека).
Они связаны связаны структурно, генетически и информационно. Генетическая связь: неживая природа порождает жизнь, живая природа – социальную. Структурная связь: включает структуры нижележащих форм. Человек включает в себя структуры живого и неживого. Мы несем в себе нечто новое, тем и отличаемся от других форм. В основе генетики и структуры лежит информация, она определяет генетическое порождение всего. 2. Пространство– способ существования материи, все вещи имеют определенную протяженность, объем, занимают определенное место по отношению к другим вещам. Наш мир как форма проявления материи обладает тремя измерениями. Пространство везде, абсолютно, но проявляет себя конкретно.
3. Время. Вещи существуют в определенной последов-ти. Все рождается и умирает. Время – способ существования материи, определяющий длительность и порядок последовательности. Время направлено из вчера в завтра. Виды: 1)физич-ое-не зав. от нас, объективно, а зав. от природных процессов.2)Биолог-ое-для каждого организма свое биол-ое время /бабочка 3 дня,мы 70 лет/.Биолог-ие ритмы измен-ся со временем.(в детстве время до обеда было,а сейчас все быстро пролетает). 3)Психическое-свидание-быстро время пролетает; на лекции-медленно. 4) и 5) Социально-историческое. Жизнь в 19 веке и сейчас. Жизнь в городе и в селе. Св-ва пр-ва и времени: они постны или изменчивы? *субстациональная теория-постоянны; *реляционная теория-мен-ся в зав-ти от хар-к материальной системы (Эйнштейн). Пространство и время свойство нашего сознания или материального мира? Одни философы считали пространство и время объективными (в смысле независимыми от сознания человека и существующими вне его) характеристиками физического бытия, другие – чисто субъективными, характеризующими наш способ восприятия мира. , Р. Декарт (первая позиция) и И. Кант (вторая позиция). Современная материалистическая философия-пр-во и время объективные характеристики бытия, присущие самим материальным системам и независящие от воли и желания познающего субъекта.
15.Филос-ое уч-е о сознании. Соотн-е идеального и материального. *сознание существует; *оно имеет идеальную природу и сущность. 1)Персцептивно-чувственная область (ощущ-е, восприятие, представ-ие); 2)Мыслительная (сфера мышл-я); 3) Эмоцианально-чувственная (сфера эмоций); 4)Воля; 5) Память, построенная на всех 4-х. Итак, 1 уровень. Самосознание-спос-ть только чел-ка анализ-ть соед-ие своего собств-ого сознания. Спос-ть мыслить над своими мыслями.
2 уровень. Сознание в узк. смысле-чел-ая спос-ть адапт-ся в окр. среде в отличие от животных, к-ые уже рождаются приспос-ыми к природе. Чел-ек вынужден приспо-ся к среде. 3 уровень- Бессознание-сфера нашей психики,к-ая не контролируется сознанием (автоматизм).
Архетипы-псих-ие структуры,к-ые передались нам от наших предков. Мозг-материальная основа сознания. Сознание –идеально. Левополушарное: аналитико-мыслительная деят-ть; Правопол-ие: эмоционально-худож-ая спос-ть.Височная-ориент-ся в пр-ве. Лобная.
**Сознание-оно не материально. Идеальное, как и сознание, не имеет самобытия, не является субстанцией Оно порождается материальным началом, зависит от него. Зависимость идеального от материального проявляется в трех отношениях:
Идеальное (образы, мысли, идеи и т.п.) является продуктом деятельности материального органа (человеческого мозга). 2) идеальное имеет своим началом отражение объективного, материального мира; 3) идеальное отражение действительности возникает на основе материально-практической деятельности и общения между людьми.
16.Сознание как высшая форма отражения. Эволюция форм отражения. Предпосылки сознания не нашли, даже с т-ки зрения Гилозоизма, наделяя всю материю способностью чувствовать и даже мыслить. Д. Дидро, который придерживался позиций Гилозоизма. Найти материальные предпосылки в самих основаниях материального мира – значит подвести под материализмом прочный фундамент. И если таких предпосылок найти не удастся, то возникновение сознания придется признать чудом, и здание материализма просто рухнет. Реальные предпосылки были установлены Лениным- открытое им и присущее всей материи свойство отражения.
Отражение - способность материальных систем в ходе взаимодействия с другими материальными системами воспроизводить в своих изменениях свойства и характеристики воздействующих на них материальных систем.
Теория отражения-сознание есть свойство высокоорган-ой материи отражать материю. Всей материи присуще свойство отражения. Примеры отражения: царапина на теле, следы человека на грунте. В пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой и выступает в виде механического, физического, химического отражения. В процессе развития возникали все новые и новые сложные формы отражения вплоть до его высшей формы – человеческого сознания.
Отражение в неживой природе не становится для отражающего предмета ориентиром его собственной активности, а в биологических системах-это ориентир. У отражения на уровне живого: 1) приобретает избирательность отражения (выбир-т важные факторы внешней среды); 2)отражение -средство приспособления организма к условиям среды. Особой формой отражения является биологическое отражение-свойственно только живым организмам, к-ые способны отражать как живую, так и неживую природу. Формы: раздражимость, чувствительность, психическое отражение.
Сознание, как форма отражения имеет свойства биологического отражения, но не ограничивается этим, потому что биологическая форма отражения, перейдя в сознание приобрела множество других свойств, не присущих другим формам отражения, поэтому человеческое сознание можно по праву называть высшей формой отражения действительности.
17.Социальная природа сознания. Проблема возн-ия и формир-ия сознания. Раскрытие социальной природы сознания стало возможным на основе раскрытия социально – деятельностной сущности человека. Удовлетворение жизненных потребностей человека социальными условиями обусловило потребность человека в новом, по сравнению с животным, способе ориентации. Этот способ-сознание--отражение объективной действительности в голове человека, а с другой – содержит в себе субъективное отношение чел-ка к миру. Система воздействия жизнедеятельности человека социальными условиями жизни, составляет общественное бытие, к-ое обусловило потребность перехода от психики животного к сознанию человека.