Кампании, финансируемые табачными корпорациями
Прежде всего, зададимся вопросом: зачем вообще табачным производителям финансировать подобные кампании, которые приведут к снижению курящих, а следовательно, и к снижению прибыли корпорации. Ведь основная цель табачных компаний заключается в получении прибыли от продажи сигарет, и, с чисто коммерческой точки зрения, возраст покупателя не имеет значения — главное, чтобы у этого покупателя были деньги.
Исходя из объяснений представителей табачных корпораций [100, 98, 94], можно составить перечень причин, по которым они считают необходимым проведение такого рода кампаний:
■ курение вредит здоровью детей
«Так как наши изделия оказывают серьезное влияние на здоровье, мы полагаем, что мы должны удержать детей от курения» («Philip Morris»);
■ курение подростков безнравственно
«Курить для несовершеннолетних — это плохо» («Japan Tobacco International»). «Ни один ответственный человек не хочет, чтобы дети курили» («British American Tobacco»);
■ табачная индустрия не заинтересована в подростках как будущих
потребителях
«Мы не рассматриваем молодых людей как наших будущих потребителей. Если наши усилия по профилактике курения среди молодежи и наши строгие стандарты маркетинга означают, что меньше молодых людей решат курить, когда станут взрослыми, то так тому и быть» («Philip Morns»).
Перейдем к рассмотрению программ, которые предлагают табачные корпорации.
Здесь существует три основных направления [21]:
■ просветительские программы. Их цель — помочь научить детей проявлять ответственность и независимость, сопротивляться негативному давлению со стороны сверстников, в том числе принуждению курить. Разрабатываемые программы вовлекают родителей, преподавателей и властные органы;
■ кампании по предотвращению доступа к розничной продаже. Эти проекты направлены на ограничение розничной продажи табачных изделий несовершеннолетним. К ним относятся схема доказательства возраста, обучение продавцов законам и методам предотвращения продаж несовершеннолетним;
и рекламные кампании. Реклама способна играть решающую роль в передаче сообщения о том, что молодые люди не должны курить. Она может адресоваться непосредственно молодежи или поддерживать другие проекты, рассчитанные на продавцов, учителей и родителей.
Для того чтобы понять, как проводились подобные кампании в России, проанализируем реализацию каждого из указанных выше направлений.
Просветительские кампании
В 2000 г. в России при финансовой поддержке табачных корпораций «British American Tobacco» (сигареты «Золотая Ява», «Pall Mall», «Rothmans»), «Philip Morris» («Marlboro», L&M, «Chesterfield»), «Japan Tobacco International» с «Remolds» («Петр I», «Magna», «Winston»), «Reemtsma» («West», «Davidoff», «Прима люкс») был издан курс «Мой выбор»для учителей средней школы (рис. 12). Авторы курса — И. Ах-метова, Т. Иванова, А. Иоффе, П. Положевец, А. Прутченков, Г. Смир-
нова. Цель этой программы была сформулирована следующим образом: «научить подростка самостоятельно мыслить и принимать решения, не перекладывая ответственности за свои действия на других» [107].
В основе курса лежит в целом верный алгоритм из 6 принципов:
1. «Я свободный человек».
2. «У меня, как у свободного человека, есть право выбора».
3. «Я имею право знать все имеющиеся варианты выбора».
4. «Я могу сделать верный выбор, опираясь на детальное знание каждого варианта».
5. «Я самостоятельно делаю свой выбор». Рис. 12
6. «Я несу личную ответственность за свой выбор».
Самым важным для курса является шестой принцип, к которому плавно подводят все предыдущие.
В рамках программы по борьбе с курением такой принцип выглядит более чем странно. Ведь, по сути, он похож на внушение молодежи, что какими бы ни были последствия курения, ответственность за эти последствия несет только тот, кто с ними столкнулся, но никак не производитель табачных изделий.
Этот факт нужно рассматривать в одной связке с исками, которые в последнее время подают курильщики, с тем чтобы табачные компании возместили вред, нанесенный их здоровью продукцией табачной индустрии. В США после развернутых многими штатами судебных исков табачные корпорации вынуждены были признать свою ответственность за то, что государственные органы тратят огромные средства на лечение вызванных табачными изделиями заболеваний. Теперь табачные компании ежегодно выплачивают многомиллиардные суммы для смягчения вызванных табачными изделиями последствий, в том числе направляют значительные средства в фонд, занимающийся профилактикой курения среди подростков (при этом ни в коей мере не контролируя деятельность фонда). Разумеется, это происходит не по доброй воле табачных корпораций и не в рамках их благотворительных программ, а по решению суда.
По мнению Константина Красовского и Татьяны Андреевой [21], информация в курсе «Мой выбор» вроде бы направлена против курения, но представлена таким образом, чтобы посеять в подростке сомнения и подтолкнуть к выбору в пользу курения. Исследователи приводят следующие примеры из курса.
«Первое время курение считалось лекарственным средством».
«До конца прошлого века курение не считалось фактором, наносящим ущерб здоровью».
«Подростки начинают курить из-за переживаний, для повышения, по их мнению, умственной активности, улучшения трудоспособности, при зубной боли, для успокоения нервов, от нечего делать. Существует мнение, что мужчины курят ради удовольствия, тогда как женщины — для успокоения, подавления негативных эмоций».
«Шахматист Алехин был заядлым курильщиком. Но во время двух своих самых ответственных матчей он бросал курить. Он шел на этот дискомфорт ради победы».
В частности, в последнем случае подростку внушается мысль, что отказ от курения — это дискомфорт, а курение, соответственно, — комфорт. К тому же учащихся подводят к мысли, что они смогут бросить курить, когда захотят, потом начать опять и т.д.
Самое странное заключается в том, что в курсе очень мало внимания уделяется вреду, наносимому курением: здоровью, и нет ни слова о пассивном курении, от которого, согласно данным опросов, страдает половина учеников.
Ко всему сказанному нужно добавить, что программа «Мой выбор» рассчитана на 12 уроков, что само по себе очень мало, учитывая цели, которые ставят перед собой организаторы.
Среди российских просветительских кампаний есть и еще более любопытные проекты. Так, Общественный совет по проблеме подросткового курения является инициатором программы «Соревнование классов, свободных от курения»(рис. 13) [107].
В школах действуют кураторы, которые среди VIII—IX классов организуют соревнования: в каком классе меньше курящих. Для того чтобы участвовать в конкурсе, ученики класса вместе решают не курить в течение 3 или 6 месяцев. В конкурсе могут примять участие только те классы, где не курят минимум 90% учащихся. Классы, выполнив-1 и ие требования конкурса, получают награ-ды и призы.
Может возникнуть вопрос: каким образом выявляются курильщики — неужели куратор ведет за классом неотступный надзор? Конечно, нет. Система работает весьма интересно. Подростки добровольно пишут заявления, что не только сами отказываются
от сигарет, но и обязуются контролировать своих товарищей. В связи с этим спрашивается: кого, собственно, воспитывает данная программа — высокосознательных людей или прирожденных доносчиков?