Коне11 пргшргг'д рлчратпги 4 страница
мирного решения серьезных расовых проблем в Родезии и решения вопроса о Намибии.
По словам президента, он хочет содействовать развитию торговли между нашими странами, в частности добиться предоставления СССР статуса наиболее благоприятствуемой нации, но сталкивается с немалыми трудностями в конгрессе.
В заключение он выразил убеждение, о котором просил передать Брежневу, что предстоящее вскоре, как он надеется, заключение соглашения по ОСВ, а затем встреча на высшем уровне явятся важным этапом в развитии советско-американских отношений, чему обе стороны должны будут посвятить свои усилия в предстоящий период.
Я сказал, что обо всем этом будет доложено Брежневу. Вместе с тем высказал некоторые соображения по вопросам, затронутым президентом.
Отметил, что с приходом его к власти советское руководство, исходя из реальной возможности, надеялось быстро завершить переговоры по ОСВ, а затем - уже в первые месяцы нахождения его в Белом доме - провести встречу на высшем уровне, что могло бы иметь большое значение для последующего развития советско-американских отношений. Не наша вина, что переговоры по ОСВ затянулись еще на два года, продолжал я. Президент, конечно, помнит, какие конкретные акции его администрации периодически отбрасывали эти переговоры и помешали в конечном счете быстрому заключению соглашения. Говорю это не в порядке полемики, а констатации фактов "(Картер кивнул головой в знак того, что он помнит об этих событиях).
Сказал далее, что в Москве считают, что в настоящее время имеются наконец реальные возможности для завершения работы над договором об ОСВ в ближайшее время. Ответ по оставшимся вопросам сейчас за американской стороной. Надеемся, что Вы лично примете решения, которые позволят на взаимно приемлемой основе завершить наконец успешно переговоры, отметил я.
Что касается китайского вопроса, то заверения президента, разумеется, будут доложены в Москву. К ним мы относимся положительно. Но наша настороженность понятна: ведь остается фактом и то, что агрессия Китая против Вьетнама была предпринята сразу после визита Дэн Сяопина в США. На это обратили внимание не только в СССР, но и в самих США.
Напомнил в этой связи Картеру вопрос, который поставил перед ним в своем последнем послании Брежнев: „Что это - простое совпадение?"
Картер тут же сказал, что он хорошо понимает этот вопрос. По его словам, именно в этом была одна из главных причин того, что он решил лично дать через советского посла дополнительные заверения Брежневу. Он вновь подтверждает эти заверения.
В заключение президент, как бы суммируя все сказанное, вновь попросил передать советскому руководству следующее: „Я надеюсь на быстрое заключение теперь соглашения по ОСВ. Я возлагаю большие надежды на последующую затем встречу на высшем уровне. Готов искать и использовать во взаимных интересах все возможные области сотрудничества с СССР, несмотря на имеющиеся области соперничества между нами. Я сторонник того, чтобы воздержаться от чрезмерных публичных взаимных обвинений, чтобы постепенно улучшать общую атмосферу вокруг советско-американских отношений. Готов совместно работать на благо наших стран".
Л1Г\ СУГУБО
431)ДОВЕРИТЕЛЬНО
В целом этот разговор с президентом оставил впечатление, что он стал по-настоящему проявлять интерес к тому, чтобы в наших отношениях произошел положительный сдвиг. Показательно, что он впервые не затронул своей любимой темы о правах человека.
В ходе последовавшего в марте обмена личными посланиями между Картером и Брежневым был наконец решен один из наиболее спорных вопросов, касающихся ОСВ-2, а именно о телеметрической информации при испытаниях стратегических ракет.
Рейган хочет ехать в Москву
В начале марта меня посетил Аллен, которого я знал еше со времен Никсона, когда он работал в аппарате Белого дома. Аллен объяснил свой визит необходимостью передать личную просьбу Рейгана, чтобы ему была предоставлена возможность встретиться в Москве с Брежневым и Косыгиным или, если это окажется невозможным, хотя бы с одним из них. Эта просьба Рейгана вызвана тем, что он твердо решил выдвинуть свою кандидатуру в президенты США на выборах 1980 года. Официально Рейган еще не объявил об этом, но собирается сделать это в скором времени, сказал Аллен. Рейган уже сейчас считается ведущим кандидатом в президенты от республиканской партии.
Я сказал ему, что фигура Рейгана как деятеля крайне правого толка нам хорошо известна. В этой связи прямо спросил, какую цель ставит перед собой Рейган, обращаясь с такой просьбой.. Не очередной ли это предвыборный ход с его стороны и не станет ли он, возвратившись из Москвы, с удвоенной энергией выступать против СССР, ссылаясь на то, что теперь, мол, он уже побывал там и может говорить „со знанием дела".
Аллен отрицал это, провел параллель с Никсоном: его отношение к СССР до и после того, как он стал президентом.
Рейган уже немало поездил, встречался со многими лидерами европейских стран, продолжал он. Недавно его пригласили китайцы. Однако Рейган считает, что для него намного важнее поехать в СССР, поскольку советско-американские, а не американо-китайские отношения являются определяющими. Рейган сейчас начал выравнивать свой политический имидж, чтобы расширить свою избирательную базу. Он старается передвинуться в сторону центра, в том числе и по внешнеполитическим вопросам, чтобы не выглядеть деятелем с навсегда зафиксированными взглядами. Рейган сам хочет разобраться с соглашением по ОСВ, когда оно будет готово. Не исключено, что он может и поддержать его.
После некоторых колебаний Москва дала согласие, но поездка была затем отложена по инициативе Рейгана. Она так и не состоялась. Рейган к тому времени принял решение вести свою предвыборную кампанию с антисоветских позиций.
Кэмп-дэвидский договор и СССР
Администрация Картера наращивала дипломатическую активность на Ближнем Востоке. Президент США отправился в Египет и Израиль, чтобы завершить кэмп-дэвидский процесс.
ДЖ.КАРТЕР: -
КОНЕЦ ПРОЦЕССА РАЗРЯДКИ 4Л
Разумеется, в Москве были сильно раздражены тем фактом, что СССР вновь оказался в стороне от процесса урегулирования, не понимая (или не желая понять), что он сам себя изолировал от этого процесса, настаивая на недостижимом в тот момент общем политическом урегулировании и оказывая одностороннюю поддержку арабским странам, но не имея при этом прямых контактов с Израилем.
Это недовольство Москвы „предпринятыми США шагами по формированию сепаратного соглашения между Египтом и Израилем" было высказано в послании Брежнева Картеру (от 19 марта).
Однако администрация Картера следовала своим путем. Договор между Египтом и Израилем был подписан в Кэмп-Дэвиде. Он принес Картеру максимальный политический успех.
Я, откровенно говоря, не разделял нашу официальную негативную точку зрения на этот договор, так как считал, что мы добровольно изолируем себя от важных миротворческих процессов в регионе. Египетско-израильский договор оказался прочным и принес удовлетворение обоим его участникам.
Надо прямо сказать, что у советского руководства тогда не было, по существу, самостоятельной политики по ближневосточному урегулированию, или, точнее, позитивное влияние Москвы на это урегулирование было весьма ограничено, так как она никак не могла воздействовать на Израиль, с которым находилась во враждебных отношениях. Получалось так, что наша роль как беспристрастного посредника была скомпрометирована с самого начала. Наши арабские союзники злоупотребляли почти автоматической готовностью Москвы учитывать и отстаивать их интересы и практически очень часто использовали нас для блокирования тех или иных миротворческих инициатив. Так было и с договором, подписанном в Кэмп-Дэвиде. К сожалению, в условиях конфронтации, определявшей тогда положение на Ближнем Востоке, советское руководство предпочло занять критическую позицию в отношении этого, безусловно, разумного договора, обвиняя Вашингтон в разных кознях. Мне, как послу, было обидно наблюдать за церемонией подписания договора, знаменовавшего, по существу, помимо прочего, крупный просчет и поражение советской дипломатии.
Москве понадобилось более десяти лет, чтобы встать на совместный с США путь постепенного урегулирования ближневосточного конфликта. В сентябре 1993 года США и Россия стали наконец совместными спонсорами исторического мирного соглашения между Израилем и Организацией освобождения Палестины.
Вэнс и Картер задумываются об отношениях с СССР
В конце марта Вэнс высказал пожелание побеседовать со мной в неофициальном порядке. Встреча состоялась, как всегда, за чашкой кофе в небольшой уютной комнате, примыкавшей к официальному кабинету госсекретаря. Разговор начался с замечания Вэнса о том, что у них - и в частности у него лично - создалось впечатление, что, по мнению Москвы, отношения с США при нынешней администрации заметно ухудшились по сравнению с тем, какими они были при прежних правительствах, и что в этом повинна прежде всего сама американская сторона. „Не так ли?" -спросил Вэнс.
СУГУБО ДОВЕРИТЕЛЬНО
Я откровенно ответил, что не буду оспаривать такую оценку, поскольку конкретные факты и события это подтверждают, привел несколько примеров.
Госсекретарь сказал, что укоренившееся с самого начала прихода этой администрации к власти сильное взаимное недоверие и недопонимание между руководством наших стран серьезно беспокоит президента Картера. Последний очень надеется рассеять эти настроения в ходе личной встречи с Брежневым, чтобы поставить дальнейшие взаимоотношения на более конструктивную основу.
Вэнс заметил далее, что в день нашей встречи рано утром беседовал с президентом. Картер подчеркивал, что его беспокоит состояние советско-американских отношений и что он часто думает об этом, оставаясь наедине, порой даже ночью. Уверен, продолжал президент, что такие же нелегкие думы и у Брежнева. Он, наверное, как и я, смотрит порой на глобус, на такие районы земного шара, как Япония, Китай и Ближний Восток. Однако смотрим мы, судя по всему, по-разному. Он, видимо, считает, что все, что делают США и лично он в этих районах, продиктовано в основном враждебными намерениями в отношении СССР. Признаюсь, что нередко и я так думаю о советских действиях в Африке, в частности об использовании там кубинцев; на Ближнем и Среднем Востоке, где создается „дуга кризисов" вокруг жизненно важных для США источников нефти; в ЮВА, где растет советское влияние.
Вместе с тем вряд ли обеим сторонам следует оценивать те или иные действия другой стороны в указанных районах и соответствующих странах как обязательно направленные друг против друга, а такая тенденция в оценках сейчас преобладает и в Вашингтоне, и в Москве, сказал Картер госсекретарю. Короче, соображения конфронтации доминируют над всеми другими соображениями в советско-американских отношениях. А ведь в ряде районов могут быть параллельные интересы или интересы, важные для одной, но второстепенные для другой стороны, т. е. все подводить под общий антагонистический знаменатель не следует. Я вот и думаю сейчас все больше, как нам лучше, без лишних эмоций и ненужных споров, ведущих лишь к тупикам, обсудить все это с Брежневым, когда мы встретимся.
Таковы были, по словам Вэнса, высказывания Картера, и они „отражают его настоящие личные настроения".
Я ответил Вэнсу, что в личном плане я мог бы во многом согласиться с изложенными им соображениями президента. Однако в политике приходится судить по делам, а не по личным настроениям, которые Москве мало известны. Напомнил ему в этой связи важный вопрос о взаимном доверии, который уже поднимался в переписке Брежнева с президентом, а также об откровенной критической оценке конкретных действий администрации в том, что касается отношений с СССР, которые также высказывались советским руководством в этой переписке.
Вэнс сказал, что Картер почему-то уверен - во всяком случае он на это очень рассчитывает, - что во время встречи с Брежневым им удастся поправить положение дел. Президент пытался несколько раз изложить свои мысли в письме советскому руководителю, но у него не очень-то это получается. Он больше верит в личное общение, в личную беседу.
Из дальнейшего разговора с Вэнсом было видно, что сам он в немалой степени рассчитывает одновременно и на то, что Брежнев сможет повлиять на Картера, развеять его „некоторые неправильные представления" о СССР
ДЖ.КАРТЕР:
КОНЕЦ ПРОЦЕССА РАЗРЯДКИ 433
и его внешней политике. Госсекретарь заметил, например, что в администрации, да и в американской прессе, сейчас стала модной теория о „дуге кризисов", которую якобы создает Москва с целью окружения важного для США района Ближнего Востока. Эта „дуга" тянется от Анголы, через Эфиопию к Йемену, Афганистану и Ирану.
„Вы хорошо знаете, - сказал он с явным намеком на Бжезинского, - кто является автором этой теории. Я лично не верю, что в Кремле существует такой „генеральный план", и говорю об этом президенту. События в каждой из названных стран возникали и развивались по-разному, а не являлись прямым результатом действий русских. Однако теория окружения Ближнего Востока Советским Союзом звучит красиво и для многих убедительно. Даже президент, хотя и неполностью, находится под ее определенным влиянием", - заключил Вэнс.
Отдавая должное стремлению Вэнса улучшить наши отношения и его надеждам на воздействие Брежнева на Картера при их личной встрече, я про себя подумал о том, что наш руководитель по своему общему физическому состоянию и интеллектуальному кругозору может и не оправдать этих надежд. Порой мы слишком много ждем от личных встреч высших руководителей, забывая, что не всегда они способны делать самостоятельные концептуальные обобщения и принимать собственные смелые решения.
В целом же надо сказать, что эти мои обстоятельные беседы с президентом и госсекретарем способствовали ускорению процесса переговоров.
Подготовка к встрече на высшем уровне
Вся первая половина 1979 года (в том, что касается наших отношений с администрацией США) была занята подготовкой к встрече на высшем уровне. Хотя разные международные события время от времени прерывали этот процесс, оба правительства тем не менее не теряли из виду главную цель: встречу глав обеих стран, венчающую соглашение по ОСВ-2. Она была предметом обмена посланиями между Картером и Брежневым, интенсивного дипломатического диалога через меня, Вэнса и Бжезинского. Основным предметом обсуждения были оставшиеся нерешенные проблемы соглашения по ОСВ.
Мы с Вэнсом провели более двух десятков встреч, чтобы найти развязки этих проблем (телеметрия испытаний ракет, новые типы ракет и т. п.). В конце концов, в мае удалось выйти на соглашение. Вот что пишет Бжезин-ский по этому поводу в своих мемуарах: „В начале мая Вэнс, по существу, закончил переговоры с послом Добрыниным. 7 мая в конце длительного совещания у президента с участием Джордана, Мондейла, Вэнса и меня Вэнс объявил в 3 часа 15 минут дня: „Господин президент, основные переговоры по ОСВ завершены".
Вторым вопросом был выбор места и времени встречи. Если время было согласовано быстро, то о месте встречи пришлось договариваться. Картер предложил в порядке установившейся очередности встречу в Вашингтоне, Брежнев - ввиду запрета врачей совершать длительные перелеты предложил встретиться в Москве. Картер ответил, что он не может приехать в СССР на встречу с Брежневым: в процессе ратификации соглашения по ОСВ в конгрессе могут обвинить президента, что он „опять уступил русским", на этот раз в вопросе о месте встречи.
СУГУБО
доверительно
В конце концов, договорились о Вене. Интересная деталь. Как впоследствии признался сам Бжезинский, он опасался - в случае встречи в Вашингтоне или в Москве - излишнего „братания" двух президентов.
Тем временем администрация после консультаций с лидерами конгресса и представителями еврейских организаций решила в преддверии встречи попытаться добиться восстановления нормальных торговых отношений между СССР и США. Вэнс и министр финансов Блюменталь с одобрения Картера предложили на рассмотрение Советского правительства такой выход: президент в своем обращении к конгрессу (о приостановлении действия поправки Джексона-Вэника сроком на три года) не будет говорить, как это требовалось до сих пор, что он „получил заверения" (от СССР). Он скажет лишь, что у него „есть уверенность" на основании всех имеющихся данных, что фактическая советская эмиграционная практика, по его мнению, не противоречит положениям американского торгового законодательства.
„Для администрации, - сказал Вэнс, - было бы вполне достаточно получить из Москвы ответ из одной фразы: „Да, такова наша позиция, и мы не собираемся ее менять".
Москва, упорствуя в своем подходе к этому вопросу, ответила отказом, заявив, что „совершенно недопустимо, чтобы в этом вопросе присутствовали какие-либо попытки вмешательства во внутренние дела друг друга; наша принципиальная позиция хорошо известна". А компромиссную формулировку ведь можно было найти!
Вэнс выразил разочарование по поводу нашего ответа.
Откровения помощника Картера
Интересной с точки зрения познания мотивов, которыми руководствовалась администрация в своей деятельности, была моя встреча с личным помощником президента Джорданом, который был особо доверенным лицом Картера. Разговор наедине состоялся в нашем посольстве 20 мая. Высказывания Джордана в основном касались внутриполитических аспектов предстоящей встречи в Вене.
Джордан сказал, что хотел бы откровенно рассказать о планах и задачах, стоящих сейчас перед Картером. Последний отдает себе отчет, что предстоящая советско-американская встреча имеет большое международное значение, и намерен сделать все для ее успеха. Во внутреннем плане главное для него - быть переизбранным в президенты. В этой связи одна из важных задач - добиться ратификации сенатом соглашения по ОСВ-2. Администрация надеется, что удастся сделать это, но полных гарантий тут нет ввиду общей сложной ситуации в США вокруг советско-американских отношений и конкретно данного соглашения.
„В свете отмеченных выше основных задач, - продолжал Джордан, -
особое значение для Картера приобретает его предстоящая встреча с Брежневым. Для него важно установить хорошие деловые, личные отношения с советским лидером. Это важно не только для дальнейших позитивных отношений между обоими правительствами, но и для того, чтобы показать американскому общественному мнению, что Картер умел-таки наладить отношения с советским руководством, а это будет немаловажным фактором в ратификации договора об ОСВ-2 и в дальнейшей предвыборной кампании".
ДЖ.КАРТЕР: .„с