И классовая борьба в Кабарде и Горских обществах
Накануне Февральской революции обострились классовые противоречия с наибольшим размахом. Усилилась борьба кабардинских и балкарских крестьян против царизма, местной феодальной знати и буржуазии. Значительно обострились антивоенные настроения. Добровольцами уже никто не хотел идти на войну. Аграрное движение охватило почти все населенные пункты Нальчикского округа. Антивоенное выступление, вообще выступление крестьян, приобрело такой размах, что расследованием дел, связанных с ним, вынуждена была заниматься не только администрация Нальчикского округа, но и Временный военный суд, действовавший в годы войны во Владикавказе. Так, например, в августе 1915 г. Временный суд признал крестьянина сел. Докшукино Ф.Ашинова «виновным при исполнении своих служебных обязанностей, соединенном с покушением на убийство чинов сельской полиции… в местности, состоящей на военном положении» и приговорил его к лишению всех прав состояния и смертной казни через повещание.
Главной причиной аграрного движения в Кабарде и Горских обществах была нехватка земель у сельских обществ, которая порождалась прежде всего наличием крупного феодального землевладения. Кабардинские феодалы и кулаки, владевшие обширными угодьями, сдавали землю в аренду не только кабардинским крестьянам, но русской, балкарской, осетинской, ингушской бедноте, которую при поддержке царской администрации подвергали нещадной эксплуатации. Крестьяне начали сами захватывать земли помещиков и кулаков.
Мировая война обострила этот кризис. Ужасы войны убедили народ в необходимости свержения самодержавия.
27 февраля 1917 г. под ударами восставшего петроградского пролетариата и солдат пало царское самодержавие. Вторая российская буржуазно – демократическая революция победила. Весть о свержении царизма быстро облетела всю российскую империю. Боясь революционного взрыва, кавказские власти, в том числе Кабарды и Балкарских обществ, с одной стороны, всеми мерами скрывали от народа правду о свержении царя, с другой – торопились выразить свои верноподданнические чувства Временному правительству и взять инициативу в свои руки. Начальник Терской области призвал население подчиниться новому правительству, «облаченному всей полнотой власти». Одновременно начальник Терской области делал попытки привести военный гарнизон в боевую готовность на случай народных выступлений. Однако эти планы провалились, и народы Северного Кавказа, в том числе и Нальчикского округа, узнали правду о свержении царя.
Россия в течение нескольких дней провралась в демократическую буржуазную республику. На местах начался подъем освободительного движения. Революционно – демократическое движение в Кабарде и Горских обществах представлял: «Карахалк»- объединение крестьянской бедноты, созданный в 1915- 1916гг. Состав «Карахалка» был довольно разнородным. Этот союз крестьянской бедноты не имел ясной политической программы. Организация ставила своей задачей возвращение не только земли, захваченной на Зольских и Нагорных пастбищах в 1913г., но и всех земель, расхищенных князьями и уорками, кулаками. Активизировали свою политическую работу в крае и представители Российской социально – демократической рабочей партии (РСДРП). К этой деятельности примкнули члены «Карахалка» и другие активисты крестьянского движения Кабарды и Балкарских обществ. В конце марта 1917 г. в Нальчике впервые была создана организация РСДРП. Революционеры Нальчикского округа начали вести борьбу с помещиками и кулаками, за влияние на крестьянские массы.
Однако следует отметить, что на Северном Кавказе, в том числе в Кабарде и Балкарских обществах, т.е. в Нальчикском округе, после свержения царизма политические события происходили в специфических условиях. Дело в том, что если в результате Февральской буржуазно – демократической революции в Петрограде создалось двоевластие – с одной стороны, власть буржуазии в лице Временного правительства, и власть рабочих и крестьян в лице Советов, то на местах, в том числе в Терской области, куда входил тогда еще Нальчикский округ, инициативу перехватили представители помещиков и кулаков и установилась власть только Временного правительства. Таким образом, в Терской области, в том числе и в Нальчикском округе, не было создано двоевластяя, а была установлена власть буржуазии в лице его органов. В этом особенность политической ситуации, которая создалась в крае после Февральской революции. Сразу после ее победы высшая власть в Терской области была передана органам Временного правительства. 15 марта 1917 г. был создан его орган в Терской области – Областной гражданский исполнительный комитет. Его возглавил комиссар Временного правительства кадет М.Караулов, которого в мае 1917г. сменил присяжный поверенный, известный кабардинский коннозаводчик Пшемахо Коцев.
Гражданский исполнительный комитет заменил собой прежнее областное правление, а комиссар, назначенный Временным правительством,- начальника Терской области. Одновременно были созданы органы Временного правительства в округах области и назначены их руководители. Нальчикский гражданский исполнительный комитет был создан 27 марта 1917г., т.е. ровно через месяц после свержения царя. Его возглавили представители военных и гражданских кругов Кабарды и Балкарских обществ: юрист по образованию Г.Сохов (председатель президиума окружного исполкома), полковник И.Урусбиев (товарищ председателя исполкома), И.Абаноков (секретарь окружного исполкома), М.Абуков, Б.Кармов, Б.Шаханов, Б.Карачаев, Т.Шакманов и др.
Комиссаром Нальчикского округа был назначен Хамид Чижоков, работавший до этого в должности судебного следователя Владикавказского округа. Он впоследствии эмигрировал заграницу, как и П.Коцев, и умер на 54 м году жизни 7 августа 1935 г. в США.
Таким образом, в условиях отсутствия большевистской политической партии, Советов рабочих и крестьянских депутатов, своего национального рабочего класса, который мог бы возглавить классовую борьбу в крае, власть оказалась в руках органов Временного правительства. Гражданский исполнительный комитет проявил себя с первых дней своего функционирования жестко. Опираясь на казачью верхушку, он ввел в крае смертную казнь, жестоко расправлялся с революционно настроенными людьми. Нальчикский гражданский исполнительный комитет не мог и не хотел дать населению ни мира, ни земли, ни свободы. Более того, руководители исполнительного комитета пытались собрать с населения все «недоимки прежних лет», требуя от старшин селений и комиссаров участков продолжить взыскания налогов «с особою энергией и настойчивостью».
В ответ на такое поведение властей крестьяне на своих сходах выражали возмущение, а некоторые селения добились (например, сел. Тыжево) выделения «бедного класса поселения» из общей раскладки повинностей, освободив его от поставки лошадей и части обложении. В этой сложной политической обстановке на историческую арену выходят многие представители кабардинского и балкарского крестьянства. К ним относятся Бетал Калмыков, Хабала Бесланеев, Султанхамид Калабеков, Хажумар Карашаев, Мажид Фанзиев, Ахмат Мусукаев и другие. Они впоследствии возглавили Кабарду и Балкарию. Их всячески поддерживали и оказывали им необходимую помощь С.М.Киров, С.Г.Буачидзе и другие большевики Терека. Недовольство крестьян своим положением нарастало, и в конечном итоге Нальчикский гражданский исполнительный комитет обратился к скотоводам, коннозаводчикам, бывшим арендатором Зольских пастбищ избежание дальнейшего обострения классовой борьбы и призвал их «свято и безотлагательно выполнить волю народа, выраженную в приговоре съезда представителей кабардинского народа и Пяти Горских обществ от 26 марта 1917г., и очистить занимаемые участки, не стесняя своим дальнейшим пребыванием права пользования … обществ Зольским пастбищами». Это была серьезная победа после Февральской буржуазно- демократической революции и свержения царизма.
Однако для разрешения всех классовых противоречий необходимо было сделать многое, и классовая борьба на этом не прекратилась. Кабардинские и балкарские крестьяне могли решить свои проблемы только в союзе с другими революционно настроенными представителями русского и других народов. Необходимо было иметь такие политические партии и организации, которые могли бы возглавить национально – освободительное движение. Уже весной 1917 г. во Владикавказе, Грозном, Пятигорске и других городах Терской области появились Советы рабочих и солдатских депутатов. В противовес Гражданскому исполнительному комитету Нальчикского округа и Центральному комитету объединенных горцев, организованных помещиками и кулаками, стали зарождаться первые Советы и на территории Кабарды и Балкарских обществ первоначально, в апреле 1917г., - в Нальчике и на железнодорожной станции «Прохладная». Создателями первых Советов в Нальчикском округе были И.П.Осокин, Н.Ф.Карпинский, Д.П.Буланов и др. В состав первых Советов входили эсеры, кадеты и социал – демократы. В создании Нальчикского Совета рабочих депутатов большую роль сыграли первые их члены: В.Алексеев, Д. Шекихачев, М.Кольбус, М.Кудашев и др. В Нальчикском Совете из 20 его членов было 14 эсеров. Отдельно был создан Совет солдатских депутатов. Таким образом, главенствующее положение в Советах играли тогда эсеры. В их руках также находилась вся пресса Терской области. Тогда на Северном Кавказе выходили такие газеты: «Терек», «Голос», «Терский вестник», «Народное эхо» и т.д.
В этот период по всей России стоял вопрос о перерастании буржуазно – демократической революции в социалистическую и об установлении власти трудового народа.
Литература
Гугов Р.Х. Совместная борьба народов Терека за Советскую власть. Нальчик, 1975.
Гугов Р.Х., Улигов У.А. Очерки революционного движения в Кабардино – Балкарии. Нальчик, 1967.
Документы по истории Балкарии. Нальчик, 1962.
Документы по истории борьбы за Советскую власть и образования автономии Кабардино – Балкарии. Нальчик, 1963.
История Кабардино – Балкарии. Нальчик, 1995.
История Кабардино – Балкарской АССР. М., 1967. Т.1.
История Кабарды. М., 1957.
История народов Северного Кавказа (конец XVII1в. – 1917г.) Москва, 1988.
История Первой мировой войны. М., 1975.
Калмыков Ж.А. Установление русской администрации в Кабарде
и Балкарии. Нальчик, 1995.
Киров С.М. Избранные статьи и речи. М., 1957.
Очерки истории балкарского народа. Нальчик, 1961.
Территория и расселения кабардинцев и балкарцев в XVII1 – начале ХХ вв. Нальчик, 1992 .