Украинская культура XIX века
1. Условия развития духовной культуры
2. Роль украинской интеллигенции в движении национального возрождения
3. Общественно-политические движения в Украине
4. Развитие научной мысли
5. Литература
Условия развития духовной культуры.Украина в XIX в. находилась под властью других государств − восточные земли были подчинены Российской империи, а Галичина, Буковина и Закарпатье − империи Габсбургов. Территориальная раздробленность и отсутствие государственности негативно влияли на развитие украинской культуры. В Восточной Украине усиливается русификация населения, в Западной Украине начался процесс полонизации и мадьяризации. В образовании господствовали русский, польский и немецкий языки.
В Украине развивалась промышленность, ориентированная преимущественно на переработку сельскохозяйственной продукции − сахарная, мукомольная, винокуренная. Наблюдается активная урбанизация: вследствие развития промышленности и железнодорожного транспорта разрастаются такие города, как Киев, Харьков, Нежин, Сумы, Чернигов, Ахтырка. Вокруг заводов и шахт строятся промышленные поселки − Мариуполь, Юзовка (ныне Донецк), Каменское (ныне Днепродзержинск). В городах появляются новые классические гимназии, коммерческие, реальные, технические, железнодорожные училища, женские, частные, воскресные, церковно-приходские школы.
НО! Поскольку основной массой населения было крестьянство (около 90%), Украине удалось сохранить единую национальную культурную основу. Занятие сельскохозяйственным трудом способствовало сохранению у человека тех основ, которые были заложены еще в древние времена − любовь к природе, почитание красоты, поэтичность, терпеливость, упорство и т.д. Крестьянство разговаривало очень близкими диалектами одного языка от Подолья до Слобожанщины, от Полесья до Таврии. В различных регионах дома строились неодинаково: покрывались соломой, украшались, но везде это была традиционная украинская хата. Сохранили общие черты и хозяйственная деятельность, и инвентарь, и имущество украинского крестьянина.
Таким образом, в XIX в., с одной стороны, сохранялись те виды деятельности, которые обеспечивали сохранение главных черт ментальности украинцев, с другой − происходили активные изменения в характере и содержании видов хозяйственной деятельности, которые влияли на украинский образ мышления. Культурные процессы, происходившие в Восточной и Западной Украине, хотя и не были однородными, однако способствовали национальному возрождению.
Интеллигенция. В это время происходит самоопределение украинской интеллигенции, которая увлекается идеей национального возрождения и связывает его прежде всего с возвращением к народным истокам. Приобретает распространение такое явление, как народничество, охватившее почти всех представителей интеллигенции, которые видели в народе ту реальную силу, которая определяет будущее. Одним из способов общения с народом стало обращение к его культуре. С этой целью интеллигенция знакомилась с жизнью простых людей, изучала народные традиции и обычаи, записывала песни, думы, легенды, сказки и т.п.
Большую роль в развитии идей национального возрождения сыграло открытие Харьковского университета(1805), основателем которого был известный общественный деятель Василий Назарович Каразин. При университете создавались общества распространения украинского языка и культуры, распространялись идеи демократизма, велась работа по украинскому народоведению, формировалась национально сознательная украинская интеллигенция.
Значительное влияние на развитие духовной культуры Украины оказала деятельность Кирилло-Мефодиевского братства, организованного в Киеве в 1845 г. В его состав входили Николай Гулак (родственник В. И. Вернадского по матери), Николай Костомаров, В. Белозерский, Пантелеймон Кулиш, Тарас Шевченко и др. Братство ставило перед собой цель создать всеславянский союз свободных народов. В своем литературном манифесте члены этой организации утверждали, что Украина займет ведущее место (?) в объединении всех славян на принципах равенства, свободы и толерантности.
Конкретные меры для достижения этого виделись в отмене крепостничества, ликвидации юридических отличий между сословиями, доступности образования для трудящихся.
Хотя идеи о воле братьев были более романтичными и либеральными, чем революционно-демократическими, однако и в таком виде они не понравились правительству, и в 1847 г. деятельность общества была прекращена, а активные участники арестованы.
Со второй половины 50-х годов демократические идеи снова набирают силу, в частности через отмену крепостного права. Национальное движение становится продолжением традиций Кирилло-Мефодиевского общества и питается наследием Тараса Шевченко.
Наличие украинского национального движения и культуры, ориентированной на национальную самобытность, создавало особую атмосферу украинской целостности.
Общественно-политические движения в Украине.XIX в. был тем периодом, когда общественное развитие связывалось с народным образованием. Функцию просвещения взяла на себя интеллигенция. В это время легально создаются украинские общины, организуются воскресные школы, которые пытаются наладить обучение на украинском языке, создаются учебные пособия для начального обучения, популярная литература для народа, консолидируются национальные сознательные силы.
Первая община была создана в Петербурге. Кроме Н. Костомарова, В. Белозерского, Т. Шевченко, П. Кулиша, в нее вошли известный юрист Александр Федорович Кистяковский, братья Лазаревские и др. Это было неформальное общество, которое интересовали прежде всего культурно-просветительские преобразования. В 1861 создана община в Киеве, учредителями которой стали В. Антонович, П. Житецкий, К. Михальчук, Т. Рыльский. Активное участие в общественном движении принимали студенты, которые работали в воскресных школах. Несколько позже возникли общины в Харькове, Полтаве, Чернигове и Одессе. В конце 50-х годов в Киевском университете существовал студенческий кружок с украинскими интересами. Студенты занимались учительской работой в воскресных школах. Уже на момент открытия воскресных школ оказались разногласия в украинском студенческом кружке: одни считали, что ориентироваться надо на «сугубо украинскую культуру», другие − на мировой уровень. Первые считали себя украинцами, вторые − космополитами. Впрочем, программы были почти одинаковые, и так же учителя использовали то украинский, то русский языки в преподавательской деятельности, в зависимости от наличия книг и возможностей как учащихся, так и педагогов.
Деятельность общин была легальной, и только в 1863 году ситуация существенно изменилась после польского восстания. В правительственных кругах преобладал взгляд на украинское движение как на «польскую интригу», хотя в целом украинцы остались в стороне от польского восстания. 20 июля 1863 выходит Валуевский циркуляр о запрете печатать религиозную и образовательную литературу на украинском языке, кроме художественной литературы. Распоряжение о вышеуказанных цензурных ограничениях было вызвано конкретными причинами − польским восстанием и использованием поляками украинофильства в своих политических целях.
Когда в 1873 г. был основан «Юго-Западный отдел Императорского Русского географического общества», то он сразу стал центром украинского движения и сплотил вокруг себя все лучшие научные силы Украины во главе с проф. Павлом Чубинским. Началась большая культурная работа по изучению жизни украинского народа. В Киеве проводились археологические конгрессы, издавались этнографические труды и работы фольклористов мирового значения. Императорская Академия наук присудила Владимиру Антоновичу и Михаилу Драгоманову премию за работу «Исторические песни малорусского народа». Таким образом, в Украине образуется «зародыш» Национальной академии наук.
Но правительство на усилия украинской интеллигенции ответило новым запретом под названием «Эмский акт» (подписан 18 (30) мая1876 г.). Указом не допускался ввоз в пределы Империи, без особого на то разрешения Главного Управления по делам печати, каких бы то ни было книг и брошюр, издаваемых за границей на малороссийском наречии (т.к. поляки использовали различия в правописании для наглядного отражения разницы в произношении → делался вывод о языковых различиях→ это служило основой для пропаганды политического сепаратизма). Что касается театральных постановок, то требования здесь по существу являлись перегибом. Это впоследствии было учтено: в 1881 г. администрации губерний был разослан циркуляр, вносивший некоторые изменения и дополнения в правила 1876 года (направлены на установление смешанного репертуара – на украинском и русском языках, и при этом условии украинский театр получал возможность для развития).
Тем не менее, молодежь, стремясь к активным преобразованиям, вступала в революционные организации, которые распространились в конце XIX в. и ставили своей целью полное свержение существующей власти («Народная воля», социал-демократические кружки, Революционная Украинская партия и др.). Общины существовали в это время подпольно и оставались очагами, которые поддерживали национальное культурная жизнь. Большую роль в общеимперском освободительном и украинском культурно-национальном движении сыграли украинские либералы − демократические деятели земского движения (Ю. Гордиенко, И. Петрункевич, Ф. Лизогуб, Н. Стороженко, М. Вороной, М. Самойленко, Б. Гринченко, М. Коцюбинский и др.). Земское движение было общероссийским, поскольку либералы, как и революционеры, исходили из того принципа, что только через кардинальные изменения в центре империи возможные изменения в Украине. Хотя демократическое земское движение преследовало и такие национальные задачи, как создание на селе украиноязычных школ.
С 60-х годов в империи усиливается социалистическое движение. Несмотря на политико-идеологическое разнообразие его мер, остается неизменной тенденция к решению всех проблем через достижение социальной справедливости. Так, в Украине появились социал-демократические кружки, сформировались Революционная Украинская партия, Народная Украинская партия, а Общая украинская организация превратилась в украинскую демократическую партию.
Сложные процессы происходили и в Западной Украине. Центром национального возрождения становится Галичина. В сохранении национальной культуры большую роль играло духовенство. Оно выступало против польского влияния, поддерживало возрождение староукраинских обычаев, обращалось к властям с просьбой внедрить украинский или церковнославянский язык в народных школах вместо латинского или польского.
Важную роль в формировании национального самосознания украинцев в Галичине играла интеллигенция, которая восприняла романтические идеи и либерально-демократические доктрины с Запада и пыталась их реализовать не только в сфере культуры, но и общественной жизни в целом. Об этом свидетельствует деятельность литературного кружка «Русская троица», организованного Маркияном Шашкевичем, Яковом Головацким и Иваном Вагилевичем в 1833 г. Собирая устное народное творчество, изучая историю народа, делая переводы произведений славянских авторов, члены кружка старались также писать собственные литературные и научные произведения. Участники группировки утверждали, что украинцы Галиции, Буковины и Закарпатья являются частью украинского народа, который имеет свою историю, язык и культуру. Именно «Русская троица» дала толчок движению за национальное возрождение, которое затем продолжила политическая организация «Главная Русская рада», созданная галицкой интеллигенцией.
Развитие научной мысли. В XIX в. происходит бурное развитие науки. Ее влияние на общую культуру общества оказался в распространении рационалистического, скептического и атеистического мировоззрения.
В Украине открывается ряд школ, которые имели высокий уровень научной. Школа по химии создается в Киевском университете. В Харькове М.М. Бекетов создал школу физической химии. В Киеве и Одессе работал один из братьев Ковалевских, Александр Онуфриевич, известный зоолог, он и его младший брат, Владимир, внесли большой вклад в развитие эволюционистской концепции Ч. Дарвина. Мировую славу снискал Илья Ильич Мечников, выпускник Харьковского университета, человек с европейской научной славой, лауреат Нобелевской премии. Мечников сочувствовал украинскому национальному движению, был членом одесской Общины. Даже после переезда в Пастеровскую лабораторию в Париже он не терял связей со своей родиной − Украиной.
По общему направлению мыслей, интеллектуальная струя, шедшая от опытного естествознания нового типа, была ориентирована на объективность и непредвзятость исследования, активно развивались идеи позитивизма. На почве эволюционизма происходит разработка гуманитарных проблем как на этнографическом, так и на историко-лингвистическом материале.
Художественная культура.В художественной культуре того времени преобладали одинаковые с мировой художественной культурой течения (направления) − классицизм, романтизм, сентиментализм, критический реализм, в рамках которого сформировался тип художника, который вмешивается в социальные процессы, живет жизнью своего народа, пытается улучшить его положение.
Самые значительные достижения украинской культуры XIX в. связаны с развитием литературы. Литературный процесс в Украине того времени характеризуется бурным развитием всех родов литературы, распространением жанровой системы, формированием системы литературных стилей − романтизма, сентиментализма, просветительского и критического реализма.
Большое распространение приобретает в украинской литературе просветительский реализм. Эстетика Просвещения выдвинула и обосновала теорию мещанской драмы, которая утверждала принцип сближения искусства и литературы с жизнью. Героями просветительской драмы становятся представители третьего сословия − обычные люди с их повседневными интересами и жизненными конфликтами. Новатором в этом направлении выступил Иван Котляревский, соединив традиции классицизма с новыми идеями в своем выдающемся произведении «Энеида». После выхода «Энеиды» начинается новый этап в развитии украинской литературы, характеризующийся преобладанием светской тематики, обращением к реальным фактам жизни и, главное, переходом на народную раз говорную речь, Простой народ становится главным героем и дальнейших его произведений (пьесы «Недоросль», «Москаль-волшебник»).
Период от появления «Энеиды» И. Котляревского до выхода в свет «Кобзаря» Т. Шевченко характеризуется в украинской литературе творчеством талантливых писателей: Григория Квитки-Основьяненко, Петра Гулака-Артемовского и Евгения Гребенки.
Идеи просветительского реализма нашли продолжение в произведениях П. Гулака-Артемовского («Настоящая доброта», «Пан и собака» и др.). П. Гулак-Артемовский писал басни, критиковал социальную несправедливость, крепостничество, клеймя в них самодурство, аморальность, произвол и деспотизм господ. Первое его оригинальное произведение − «Пан и собака» (авторское определение − «сказка», в действительности − «басня») − направлено против господ, которые обращались с людьми как с животными. Басня прозвучала как осуждение помещичьего произвола, а ее мораль стала народной пословицей: «Тот дурак, кто к глупым идет господам, но больший дурак, кто им думает угодить!».
Сентиментализм на украинской почве представлен произведениями Г. Квитки-Основьяненко («Маруся», «Несчастная Оксана», «Истинная любовь», «Божьи дети», «Конотопская ведьма» и др.). Квитка-Основьяненко − первый выдающийся украинский прозаик, отец украинской повести. Он доказал, что украинским языком можно писать и высокохудожественные прозаические произведения.
Творческое наследие Е. Гребенки достаточно разнообразно − стихи, исторические поэмы, повести, басни. Талант Е. Гребенки оказался в лирических стихах, которые он писал на украинском и российском языках и ставших песнями: «Нет, мама, нельзя нелюбимого любить», «Очи черные, очи жгучие», «Помню, я еще молодушкой была». Но наибольшей славы достиг художник слова благодаря басням, которые стали украшением украинской литературы. Всего Е. Гребенка написал 27 басен. Он является автором большой драматической поэмы «Богдан», которая написана на русском языке. Е. Гребенка занимался переводами. В 1836 г. он перевел и издал на украинском языке поэму А. Пушкина «Полтава». Одной из величайших заслуг Е. Гребенки перед украинской литературой и перед всей Украиной было участие в судьбе Т. Шевченко − выкупе из крепостничества, устройстве в художественную академию, издании «Кобзаря» в 1840 г.
Большое влияние на украинскую литературу имел Н. В. Гоголь − один из крупнейших мировых писателей XIX в. О своей идейной близости к писателю говорил Т. Шевченко в стихотворении «Гоголю» (1844). Детство Гоголя прошло близ Миргорода, позже он закончил Нежинскую гимназию высших наук, но последующая его жизнь связана с Россией, где он стал еще очень редким тогда профессиональным писателем, который жил литературным трудом. Первую литературную славу Н. Гоголю принес цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832). В них дан поэтический образ Украины, овеянный народными поверьями и легендами. Украинской тематике посвящены его сборник «Миргород» (1835) и повесть-эпопея «Тарас Бульба» (1835). Работая адъюнкт-профессором на кафедре истории Петербургского университета, Н. Гоголь опубликовал исследования по истории Украины и ее культуры − «Взгляд на образование Малороссии», «О малороссийских песнях».
Развитие романтизма на украинской почве шло в борьбе против традиций бурлеска. Отстаивая широкие возможности развития украинской литературы, романтики отрицали мысль, будто на украинском языке можно писать только бурлескные произведения. Они под влиянием фольклора увлеклись художественной разработкой сказок и легенд, воспоминаний о героическом прошлом своего народа.
Благодаря таким художникам-романтикам, как П. Кулиш, Н. Костомаров, Л. Боровиковский, А. Метлинский, В. Забила, М. Максимович, в нашей литературе утверждаются жанры лиро-эпической поэмы, баллады. Проза обогатилась образцами романтичного рассказа, исторического романа, а драматургия − жанрами исторической драмы и трагедии. Пантелеймон Александрович Кулиш − Начало формы
поэт, прозаик, журналист, издатель, литературный критик, языковед, этнограф. Его первое крупное произведение − поэма «Украина» − попытка исторического эпоса от Владимира Великого до времен Богдана Хмельницкого. П. Кулиш является автором первого украинского исторического романа (как и первого образца жанра романа в украинской литературе вообще) «Черная рада» (1857), посвященного событиям в Украине 1663 г., основательных научно-исторических трудов «История воссоединения Руси», «Отпадение Малороссии от Польши». Писатель создал высокохудожественные переводы Библии, произведений В. Шекспира. П. Кулиша называли «господином украинского языка», который владел всеми секретами его богатства и силы. Он является одним из зачинателей украинской культурной критики, первым украинским критиком-профессионалом. Высокую оценку потомков получила и культурная деятельность П. Кулиша.
В целом направление новой украинской литературы XIX в. − реалистичное. С выходом в 1848 году «Кобзаря» Т. Шевченко связано зарождение в украинской литературе критического реализма, принципами которого были правдивость деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах, внимание к социальной природе человека и обстоятельствам его жизни. Тарас Григорьевич Шевченко родился в семье крепостного крестьянина помещика Энгельгардта. После смерти родителей начинается тяжёлая кочевая жизнь беспризорного ребёнка, сначала у учителя-дьячка, затем у соседних «маляров» (то есть художников). Одно время Шевченко был пастухом овец, затем служил у местного священника погонычем. В школе учителя-дьячка Шевченко выучился грамоте, а у маляров познакомился с элементарными приёмами рисования. На шестнадцатом году жизни, в 1829 году, он попал в число прислуги помещика Энгельгардта. Заметив художественные способности Тараса, Энгельгардт отдал Шевченко в обучение сначала преподавателю Виленского университета портретисту Яну Рустему, затем − к «разных живописных дел цеховому мастеру» В. Ширяеву, намереваясь сделать из своего крепостного домашнего живописца. В 1836 году, срисовывая статуи в Летнем саду, Шевченко познакомился со своим земляком, художником И. М. Сошенко, который, посоветовавшись с украинским писателем Е. Гребенкой, представил Тараса конференц-секретарю Академии художеств В. И. Григоровичу, художникам А. Венецианову и К. Брюллову, поэту В. Жуковскому. Симпатия к юноше и признание одарённости малороссийского крепостного со стороны выдающихся деятелей русской культуры сыграли решающую роль в деле выкупа его из неволи. Далеко не сразу удалось уговорить Энгельгардта: апелляция к гуманизму успеха не имела. Личное ходатайство прославленного академика живописи Карла Брюллова только утвердило помещика в его желании не продешевить. Брюллов сообщил друзьям, «что это самая крупная свинья в торжковских туфлях» и просил Сошенко побывать у этой «амфибии» и сговориться о цене выкупа. Сошенко перепоручил это непростое дело профессору Венецианову, как человеку, принятому при императорском дворе, но даже авторитет придворного художника делу не помог. Забота о нём лучших представителей русского искусства и литературы трогала и обнадёживала Шевченко, но затянувшиеся переговоры с его хозяином, повергали Тараса в уныние. Узнав об очередном отказе, Шевченко явился к Сошенко в отчаянном настроении. Кляня судьбу, он угрожал отомстить помещику и в таком состоянии ушёл. Сошенко встревожился и желая избежать большой беды, предложил друзьям действовать без промедления. Было решено предложить Энгельгардту небывалую для выкупа крепостного сумму. Шевченко писал в своей автобиографии: «Сговорившись предварительно с моим помещиком, Жуковский просил Брюллова написать с него портрет, с целью разыграть его в частной лотерее. Великий Брюллов тотчас согласился, и портрет у него был готов. Жуковский, с помощью графа Виельгорского, устроил лотерею в 2500 рублей, и этой ценой была куплена моя свобода 22 апреля 1838 года». В знак особого уважения и глубокой признательности к Жуковскому, Шевченко посвятил ему одно из наиболее крупных своих произведений: «Катерина». В том же году Тарас Шевченко поступил в Академию художеств, где стал учеником и товарищем К. П. Брюллова.
Появление поэтического сборника «Кобзарь» (1840) с одобрением встретили и читатели, и критики. Позже Иван Франко писал: «Появление «Кобзаря» в Петербурге должно считаться эпохальной датой в расцвете украинской литературы, второй после «Энеиды» Котляревского. Эта маленькая книжечка сразу открыла словно новый мир поэзии, взорвалась как источник чистой, холодной воды, засверкала неизвестной доселе в украинском писательстве ясностью, простотой и поэтической грацией высказывания».
Ко времени пребывания Шевченко в Киеве в 1846 года относится сближение его с Н. И. Костомаровым. В том же году Шевченко стал поклонником формировавшегося тогда в Киеве Кирилло-Мефодиевского общества, состоявшего из молодых людей, интересовавшихся развитием славянских народностей, в частности украинской. Участники этого кружка были арестованы, обвинены в составлении политического общества и понесли разное наказание, причём больше всех досталось Шевченко за его нелегальные стихотворения: он был сослан рядовым в Оренбургский край с запретом писать и рисовать. Это было связано с появлением эпиграммы на императрицу (кивок на её физический недостаток − после восстания декабристов от нервных переживаний и из-за боязни за собственную жизнь и жизни детей императрица заработала нервный срыв и до конца жизни у неё был нервный тик). По свидетельству Белинского, «читая пасквиль на себя, государь хохотал», а рассвирепел, только дойдя «до пасквиля на императрицу». «Допустим, он имел причины быть недовольным мною, − заметил Николай, − но её же за что?».
Большая заслуга Т. Шевченко в том, что, приложив столько усилий для пробуждения национального самосознания украинского народа и воспитание национального достоинства, он направил их не в сторону национальной замкнутости, исключительности или вражды, а в сторону взаимопонимания и взаимоуважения, дружбы и братства народов. Поэтому Т. Шевченко принадлежит не только Украине, но и всему человечеству, хотя каждое его слово − об Украине. В творческом наследии Т. Шевченко ярко отразилась его всесторонняя общая культура, широкая осведомленность в вопросах литературы, искусства, истории, этнографии. Иван Франко писал, что Т. Шевченко «был сыном мужика − и стал властителем в царстве духа. Он был крепостным − и стал великаном в царстве человеческой культуры. Он был самоучкой − и указал новые, светлые и свободные пути профессорам и книжным ученым». Произведения Т. Шевченко переведены на сотни языков, а «Завещание» − на все языки бывшего Советского Союза и многие языки народов мира. В ознаменование его памяти везде, где жил Шевченко, куда забрасывала его судьба, открыты музеи.
Вслед за Т. Шевченко принципы критического реализма развивали в своем творчестве Л. Глебов, С. Руданский, Ю. Федькович, Марко Вовчок, А. Свидницкий, И. Нечуй-Левицкий, П. Мирный, И. Франко и др. Осуждая обстоятельства, порожденные всей общественно-политической системой угнетения, писатели-реалисты, по определению И. Франко, показывали действительность не только с ее недостатками, но и с «задатками лучшего будущего», будили в людях «желание к исправлению тех недостатков и веру в возможность исправления». Именно тогда в литературе утверждается тип нового человека, который не хочет покорно сносить все невзгоды жизни, а вступает в конфликт с обстоятельствами и борется против них. Критический реализм расширил не только тематические горизонты украинской литературы, но и обогатил ее новыми жанрами. Ведущими становятся жанры гражданской лирики, политической сатирической поэмы, социальной повести и романа
Первой украинской писательницей новейшего периода была Марко Вовчок − Мария Александровна Вилинская-Маркевич. Она родилась в русскоязычной семье, вышла замуж за Афанасия Маркевича. Выехав с ним в Украину, в совершенстве выучила украинский язык.
Марко Вовчок выступила с первой социальной повестью в украинской литературе − «Институтка» (1862), а за пять лет до того в Петербурге вышел в свет первый сборник ее произведений на украинском языке «Народные рассказы» (1857). Т. Шевченко видел в Марко Вовчок свою преемницу. Когда он был в Нижнем Новгороде, «Народные рассказы» попали в его руки. «Какое возвышенно прекраснее создание эта Женщина», − записал он в «Дневнике» и выразил намерение поблагодарить ее за радость от прочитанной книги. После личного знакомства Т. Шевченко написал стихотворение «Марко Вовчок», в котором выразил восхищение творчеством и личностью писательницы. Когда Марко Вовчок попросила Т. Шевченко «поправить что-нибудь» в ее новом произведении, поэт взволнованно ответил: «Как можно к этому прикасаться! Это для самого меня источник истины и красоты!». Очень высокого мнения был Т. Шевченко о языке украинских произведений Марко Вовчок. Когда Иван Тургенев спросил поэта, кого бы он советовал читать, чтобы поскорее выучить украинский язык, Т. Шевченко ответил: «Марко Вовчок». В 1860 г. Т. Шевченко послал ей экземпляр «Кобзаря» с надписью: «Моей единственной дочери Марусе Маркевич. И родной, и крестный отец Тарас Шевченко».
Социальную направленность имело творчество основателя украинской реалистической басни Леонида Глебова. Он написал более 100 басен, в которых высмеивал пороки тогдашнего общества.
Сатириком-гуманистом, автором остроумных и острых стихотворений, которые высмеивали негативное в жизни украинского народа, порицали тех, кто обижал народ, был также Степан Руданский. Он написал много лирических, песенных произведений.
В жанре романа и повести плодотворно работал Иван Нечуй-Левицкий (настоящая фамилия − Левицкий). Особенно высоким художественным мастерством отличались его социально-бытовые произведения: «Николай Джеря» (1878) и «Кайдашева семья» (1879). Писатель выступил как автор исторических произведений: «Запорожцы» (1873), «Гетман Иван Выговский» (1899), «Князь Иеремия Вишневецкий» (1897), а также научно-популярных работ: «Уния и Петр Могила» (1875), «Украинский гетман Богдан Хмельницкий» (1878), «История Руси» (1879). Исторической теме посвящена драма «Маруся Богуславка» (1875).
Социально-психологическими мотивами обозначена и творчество Панаса Мирного (Панаса Яковлевича Рудченко). В романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?» и повести «Голодная воля» он защищал отверженных, а в повести «Повия» нарисовал многострадальную судьбу женщины-крестьянки.
На рубеже веков в украинской литературе формируется новая генерация писателей, ведущую роль в которой играют М. Коцюбинский, В. Стефаник, О. Кобылянская, И. Франко. По мнению И. Франко, новое поколение стремилось «вполне модерным европейским способом изобразить своеобразие жизни украинского народа». Под влиянием идей революционного народничества развивается в конце XIX в. украинская поэзия, самыми яркими представителями которой были П. Грабовский и Леся Украинка.
Леся Украинка (Лариса Петровна Косач-Квитка) была выдающейся украинской поэтессой. Она родилась и провела детские годы на Житомирщине. Ее матерью была известная украинская писательница Олена Пчилка (Ольга Петровна Драгоманова) − член-корреспондент Всеукраинской Академии наук, а дядей по матери - М. П. Драгоманов. Среди родственников Леси - Николай Лысенко и Михаил Старицкий. Больная с детства костным туберкулезом, она духом не поддавалась недугу. Л. Украинке удалось соединить силу шевченковских идей с новыми темами и создать совершенно новую поэзию общечеловеческих ценностей в высокохудожественной форме. Иван Франко писал о ней: «Со времени шевченковского «Похороните и вставайте, кандалы порвите» Украина не слышала такого сильного, горячего и поэтического слова, как из уст этой слабосильной, больной девушки». Вершиной ее творчества является драма-феерия «Лесная песня». Многого достигла Леся Украинский на ниве перевода, ведь кроме украинского и русского владела французским, испанским, английским, немецким, греческим и латинским языками. Ведущими мотивами ее были свобода народа и личности и гражданское призвание творчества писателя.
Таким образом, литература XIX в. играла значительную роль в культурном жизни Украины, была определяющим фактором в процессе национального возрождения. В конце XIX − начале XX в. разворачивается борьба идейных и художественно-эстетических течений. Наряду с реализмом утверждается модернизм, который искал новые средства художественного отображения мира. Сторонники модернизма резко выступали против захвата писателей старой генерации этно-бытовым описанием, детализацией, сельской тематикой и высказались за аполитизм, «чистое искусство».
Na rubezhe vekov v ukrainskoĭ literature formiruet·sya novaya gene ratsiya pisatelyeĭ, vedushchuyu rolʹ v kotoroĭ igrayut M. Kotsyu binsʹkiĭ, V. Stefanik, O. Kobylyanskaya, Marko Cheremshina. Po mneniyu I. Franko, novoe pokolenie stremilosʹ «vpolne modernym yevro pyeĭskikh sposobom izobrazitʹ svoyeobrazie zhizni ukrainskogo naroda». Oni svoim tvorchestvom zakreplyali peryeorientatsiyu lite ratury na novyeĭshie formy i sposoby izobrazheniya, otrazhali evolyutsiyu osnovnykh tipov khudozhestvennogo myshleniya (ot opisatelʹnogo naturalizma k impressionizmu i psikhologicheskogo nyeoryealizma).
Pod vliyaniem idyeĭ revolyutsionnogo narodnichestva razvivaet·sya na kontse XIX v. ukrainskaya poeziya, samymi yarkimi predstavitelyami kami kotoroĭ byli P. Grabovskiĭ i Lesya Ukrainskiĭ. Vedushchimi motivami yee yestʹ svoboda naroda i lichnosti i grazhdanskoe prizna chenie tvorchestva pisatelya.
Takim obrazom, literatura XIX v. igrala znachitelʹnuyu rolʹ v kulʹ-turnom zhizni Ukrainy, byla opredelyayushchim faktorom v protsesse natsionalʹnogo vozrozhdeniya.
Tyeatr. V etom zhe dukhe razvivaet·sya i natsionalʹnoe tyeatralʹnoe iskusstvo, predstavlennoe v nachale XIX v. v forme krepostnogo i lyubitelʹskogo.
Novuyu epokhu khudozhestvennoĭ ukrainskoĭ dramy nachal I. Kot-lyarevsʹkiĭ pʹesami «NatalkaPoltavka» i «Moskalʹ-volshebnik». V Poltave 1815 g. na sredstva knyazya Lobanova-Rostovskogo bylo za snovano lyubitelʹskiĭ tyeatr, direktorom kotorogo stal I. Kotlyarevskiĭ. V 1819 g. v poltavskom tyeatre vystavili «Natalku Poltavku», a neskolʹko pozzhe - «Moskalya-volshebnika». Natsionalʹnaya dramaturgiya,
341
krome upomyanutykh pʹes, zayavila o sebe proizvedeniyami G. Kvitki-Osnovʹyanenko, YA. Kukharenko, T. Shevchenko, N. Kostomarova.
Posle razgroma Kirillo-Mefodievskogo obshchestva ukrainskiĭ tyeatr upadok i vozrozhdaet·sya tolʹko vo vtoroĭ polovine XIX v. blagodarya tvorcheskoĭ dyeyatelʹnosti takikh vydayushchikhsya khudozhnikov, kak M. Kropiv-kiĭ, M. Staritskiĭ, Karpenko-Karyĭ (Tobilevich), kotorye zapo chatkuvaly professionalʹnyĭ tyeatr v Ukraine.
Takzhe pʹes korifyeev ukrainskogo tyeatra sleduet nazvatʹ: «Daĭ serdtsu volyu, zavedet v nevolyu», «Dve semʹi», «Poka solntse vzoĭdet, rosa glaza vyest», «Miroed, ili zhe pauk», «Po revizii» M. Kropiv-nitskogo, «Burlak», «Stotisyach», «MartinBorulya», «Bondarivna», «Khozyain», «Savva Chalyĭ» I. Karpenko-Karogo, «Ne sudʹba», «Bogdan Khmelʹnitskiĭ», «Oĭ ne khodi , Grisha, da i na vechernitsy »,« Marusya Boguslavka »,« Za dvumya zaĭtsami »M. Staritskogo.
Vydayushchimisya akterami togo vremeni byli M. Sadovskiĭ, P. Saksa-ganskiĭ, M. Zanʹkovetskaya, A. Maksimovich, M. Sadovskaya-Barilotti, D. Rechʹ, A. Markova, A. Verinykh, M. Manʹkovskaya, L. Linitskaya.
Luchshie traditsii pervykh ukrainskikh professionalʹnykh kollektivov prodolzhili bolʹshie truppy, sformirovannye v kontse veka: M. Sadovskogo (1888-1898 pp.), M. Kropivnitskogo (1894-1900 pp.), P. Saksaganskogo i I. Karpenko-Karogo (1890-1909 pp.).
V Galitsii ukrainskiĭ tyeatr nachinaet svoyu zhiznʹ so vtoroĭ po poloviny XIX v. K tomu vremeni voznikli tri ukrainskie tyeatralʹnye tsen tri: Lʹvov, Kolomyya, Peremyshlʹ. Dlya tyeatra rabotali I. Vito-Shinskiĭ, I. Levitskiĭ, N. Polyanskiĭ, S. Petrushevich i dr..
Vo Lʹvove 1864 g. byl sozdan pervyĭ ukrainskiĭ tyeatr s postoyannoĭ truppoĭ «Russkaya beseda», kotoruyu vozglavil Yemelʹyan Bachina-skiĭ. Repertuar tyeatra osnovan na pʹesakh naddnepryanskikh avtorov - I. Kotlyarevskogo, T. Shevchenko, G. Kvitki-Osnovʹyanenko. Vposledstvii sushchestvovali i plodotvorno rabotali truppy T. Romanovicha, I. Bi-berovicha i I. Grinevetskogo.
Sleduet otmetitʹ, chto ukrainskiĭ tyeatr togo vremeni byl muzykalʹno-dramaticheskiĭ, prochno svyazannyĭ s ustnym narodnym tvorchestvom: on podnosil bytovuyu rasskaz o kharakternykh sobytiya narodnoĭ zhizni do urovnya yarkogo, nyeobychnogo yavleniya, to yestʹ delal «pravdu zhizni» elementom tyeatralʹnogo dyeĭstva.
Muzyka. V XIX v. proiskhodit stanovlenie professionalʹnoĭ muzy noĭ tvorchestva, opirayushchyeĭsya v osnovnom na vokalʹnye zhanry. 1862 S. Gulak-Artemovskiĭ sozdal pervuyu ukrainskuyu operu «Za porozhetsʹ za Dunaem» po libretto, napisannomu im sovmestno s M. Kos tomarovim. V etom proizvedenii S. Gulak-Artemovskiĭ ryealistichno izobrazil ukrainskie narodnye tipy, peredal bogat·stvo narodnykh me lodiĭ, yarko izobrazil koloritnye bytovye stseny. Na ukrainskoĭ stsene opera byla vpervye postavlena M. Kropivnitskim 1884 g. v truppe M. Staritskogo. Vposledstvii ona shla v Bolʹshom tyeatre v Moskve.
Krome nazvannogo proizvedeniya, S. Gulak-Artemovskiĭ napisal vokalʹno-khoryeograficheskiĭ divertisment «Ukrainskaya svadʹba», chto ĭsha na peterburgskoĭ stsene i imela uspekh, postavil sobstvennyĭ vodevilʹ «Nochʹ nakanune Ivana Kupala», gde ispolnyal pesnyu «Gudit veter vesʹma v pole» (muzyka M. Glinki, slova V. Zabely).
1875 do Shevchenkovskogo «Nazara Stodoli» P.I. Nishchinskiĭ napisal muzykalʹnuyu vstavku «Vechernitsy» s izvestnoĭ pesnyeĭ «Zakukovala i sedaya kukushka».
Osnovopolozhnikom ukrainskoĭ muzykalʹnoĭ klassiki schitaet·sya N. Lysenko - avtor oper, romansov, pesen, instrumentalʹnykh tvo rov, sobiratelʹ i issledovatelʹ muzykalʹnogo folʹklora. V obrabotkakh narodnykh pesen i originalʹnykh proizvedeniyakh on raskryl esteticheskuyu tsennostʹ i khudozhestvennoe svoyeobrazie folʹklora Ukrainy.
Unikalʹnyĭ po printsipu sistematizatsii proizvedeniĭ Monumentalʹ nyĭ tsikl N. Lysenko «Muzyka k« Kobzaryu »T. Shevchenko», kuda voshli, v chastnosti, khorovaya poema «Ivan Gus», kantaty «Bʹyut poro gi», «Raduĭsya, niva» , «Vechnoĭ pamyati Kotlyarevskogo», opery «Rozhdestvenskaya nochʹ», «Utoplennitsa», «Taras Bulʹba», det·skie opery «Koza-dereza», «Pan Kotskiĭ», «Zima i Vesna», sostavlyaet zolotoĭ fond ukrainskoĭ klassicheskoĭ muzyki .
XIX vek - eto vremya vvoda narodnoĭ pesni v professionalʹnuyu muzykalʹnuyu kulʹturu. Kompozitory obrashchalisʹ k folʹkloru kak tselostnostʹ noĭ sistemy, vobravshyeĭ mnogovekovoĭ opyt naroda. Poyavilisʹ pervye notnye sborniki narodnykh pesen: «Golosa ukrainskikh pesen», vidanikhM. Maksimovichem (1834p.), «Ukrainsʹkimelodii» M. Mar Stankevich (1831 p.), «Pesni polʹskie i russkie galitskogo naroda» V. Po-Lesko (1833 g.) i drugie.
Ogromnoe znachenie dlya muzykalʹnoĭ kulʹtury imela khorovaya tvor chistʹ. V Galichine traditsiya shla prezhde vsego cherez Peremyshlʹ, gde khor, sozdannyĭ na pochve tserkovnoĭ muzyki, assimiliruet pesennyĭ material. V proizvedeniyakh M. Verbitskogo, A. Vakhnyanina, I. Lavrovskogo, S. Vorobkevicha razvivaet·sya nasledie, zavershayushchiĭsya versii Shevchenkovskogo «Zaveshchaniya» M. Verbitskogo v dukhe klassitsizma. Togo zhe 1868 p. M. Lysenko sozdaet svoĭ variant «Zaveshchaniya», kotoryĭ is gaet·sya segodnya. M. Verbitskiĭ napisal takzhe muzyku k stikhotvoreniyu-gimna P. Chubinskogo «Shche ne vmerla Ukraina».
V podʺeme muzykalʹnoĭ kulʹtury Ukrainy vazhnuyu rolʹ igraet vav tyeatr. 1809 g. v Odesse byl otkryt pervyĭ postoyannyĭ opernyĭ tyeatr. Vposledstvii takie tyeatry poyavilisʹ v Kieve i Kharʹkove. So vtoroĭ poloviny XIX v. nachinayut funktsionirovatʹ muzykalʹnye shkoly.
Zametno vozrastala obshchestvennaya rolʹ pevtsov i ispolnitelyeĭ. O nepreryvnosti pesnetvorchestva, vysokiĭ urovenʹ ispolneniya narod nykh masterov svidetelʹstvovala tvorchestvo kobzaryeĭ - O. Veresaya, P. Bratytsya, M. Kravchenko. Talantlivye pevtsy Ukrainy S. Gulak-Artemovskiĭ, I. Petrov, A. Mishuga, S. Krushelʹnitskaya, vystupaya na stsenakh opernykh tyeatrov, utverzhdali vysokie traditsii vokalʹnogo my stetstva.
343
Izobrazitelʹnoe iskusstvo. S narodnoĭ zhiznʹyu i natsionalʹnoĭ tematikoĭ svyazan i razvitie zhivopisi v Ukraine XIX v. Idyei rossiĭskikh i ukrainskikh revolyutsionnykh demokratov, dyeyatelʹnostʹ Tovarishchestva peredvizhnykh khudozhestvennykh vystavok, chlenami kotorogo byli i ukrainskie khudozhniki, obuslovili podʺem i demokraticheskuyu napravlennostʹ nostʹ malyarnogo zhizni v Ukraine. Sushchestvennye izmeneniya proizoshli v oblasti khudozhestvennoĭ obrazovaniya. V 1865 g. byla osnovana Odesskaya, v 1869 g. - Kharʹkovskaya, a v 1875 g. - Kievskaya risovalʹnye shkoly. S Kharʹkovom byla svyazana dyeyatelʹnostʹ vydayushchegosya prosvetitelʹnitsy v oblasti obrazot vorchatʹ iskusstva M. Raevskoĭ-Ivanovoĭ, a s Kievom - pedagoga i khudozhnika N. Murashko. Pozzhe eti shkoly byli pryeobrazovany v gorodskuyu ki khudozhestvennye uchilishcha, kotorye rabotali pod rukovodstvom i pri podderzhke Peterburgskoĭ akademii khudozhestv.
Dyeyatelʹnostʹ peredvizhnykh vystavok stimulirovala razvitie ukrain skogo iskusstva, sposobstvovala sozdaniyu mestnykh khudozhestvennykh obʺedineniĭ: Obshchestvo yuzhnorusskikh khudozhnikov v Odesse, Kievskoe tovary stvo khudozhestvennykh vystavok i dr.. Pod vliyaniem ikh dyeyatelʹnosti poyavilosʹ Obshchestvo razvitiya russkogo iskusstva vo Lʹvove, kotoroe obʺedinilo predstavitelyeĭ slavyanskogo iskusstva v Avstro-Vengrii.
Ukrainskaya tema stanovit·sya v eto vremya populyarnoĭ v iskusstve kak Rossii, tak i Yevropy v tselom. Yarkoe voploshchenie ona nashla v proizvedeniyakh ukrainskikh i rossiĭskikh khudozhnikov. Tak, vydayushchiĭsya khudozhnik I. Repin, urozhenets g. Chugueva na Kharʹkovshchine, posvyatil yeĭ baga to kartin i portretov: «Ukrainskoe», «Ukrainsʹkaselyanka», portre ti T. Shevchenko, N. Murashko, S. Dragomirovoĭ v ukrainskom kostyume, kompozitsiya «Zaporozhtsy pishut pisʹmo turetskomu sulta na», «Chernomorskaya volʹnitsa» i dr..
Poeticheskuyu krasotu ukrainskogo pyeĭzazha otrazili v svoem tvor chesti I. Aĭvazovskiĭ («Mlechnyĭ putʹ», «Ukrainskiĭ pyeĭzazh», «Svadʹba na Ukraine»), Ge («Lunnaya nochʹ. Khutor Ivanovskiĭ», «Utro. Khutor Ivanovskiĭ») , A. Kuindzhi («Ukrainskaya nochʹ», «Vecher na Ukraine», «Lunnaya nochʹ na Dnepre»), I. Kramskoĭ («Lunnaya nochʹ», «Rusalki»), S. Vasilʹkovskiĭ («Kazachʹya levada», «Dneprovskie plavni »).
Protivorechivye protsessy v poreformennoĭ ukrainskom sele, zhil tya i byt ukrainskogo krestʹyanstva voplotili v svoikh proizvedeniyakh khudozhni ki M. Kuznetsov («V prazdnik», «Na zarabotki»), K. Kostandi («V bo rogo tovarishcha», «V lyudi »), N. Pimonenko (" Svadʹba v Kievskoĭ gubernii »,« Provody rekrutov »).
Ros interes k ukrainskoĭ istorii, v chastnosti k teme ukrainskogo go kazachestva: 0. Murashko «Pokhorony koshevogo», A. Slastion «Provody na Sechʹ» (1898 g.), G. Krushevskiĭ «Trevoga» (1899 p.), M. Ivasyuk «Vʺezd Bogdana Khmelʹnitskogo v Kiev» (1892-1912 pp. ).
Pod vliyaniem frantsuzskikh impressionistov i postimpressionistov v ukrainskom iskusstve povyshaet·sya interes k peredache izmenchivo go sostoyaniya prirody, k ispolʹzovaniyu fakturnoĭ vyrazitelʹnosti zhivopisi (A. Manevich, I. Grobe, M. Burachek).
344
Dalʹnyeĭshyee razvitie poluchil i zhanr zhivopisnogo portreta. Obraznoĭ yarkostʹyu, glubinoĭ psikhologicheskikh kharakteristik, dekorativnostʹyu kolorita otmecheny portrety pera N. Murashko, I. Kramskogo, N. Ge, I. Repina, T. Shevchenko.
Usilenie osvoboditelʹnogo dvizheniya v dukhovnoĭ zhizni Zapadnoĭ Ukrainy sposobstvovalo interesa khudozhnikov k zhizni i byta naroda. Vo vtoroĭ polovine XIX v. tam rabotali P. Kopystenskiĭ («Pogorelʹtsy», «Gutsulka», «V krestʹyanskoĭ izbe»), T. Romanchuk («Na vodopoe», «Uz Liss», «S dorogi»), K. Ustinovich («Shevchenko v ssylke »,« Kazatskaya bitva »), I. Trush (« trembitari »,« Gutsulka s rebenkom », portrety I. Franko, V. Stefanika, M. Lysenko, Lesi Ukrainskiĭ).
Sredi khudozhnikov Bukoviny vydelyayut·sya YU. Pigulyak - avtor zhanrovykh kartin, portretov i pyeĭzazhyeĭ, A. Kokhanovskaya - izvestnyĭ illyustrator proizvedeniĭ O. Kobylyanskoĭ.
Razvitie ukrainskoĭ professionalʹnoĭ grafiki neskolʹko zamedlil sya v kontse XVIII - nachale XIX v. Obnovlenie i ozhivlenie etogo protsessa nachalosʹ s otkrytiya pervykh litografskikh maĭs renʹ vo Lʹvove (1822 g.) i v Odesse (1829 p.), gde sozdavalisʹ prizna nye dlya tirazhirovaniya v pechatʹ pyeĭzazhi, portrety, zhanrovye stseny. V nikh pechatalisʹ vidy ukrainskikh gorodov - Odessy, Poltavy, Kharʹkova, Zhitomira, Kieva i dr..
S nachala XIX v. razvivalosʹ iskusstvo oforta, odnim s yarko vykh predstavitelyeĭ kotorogo byl T. Shevchenko. Yego seriya ofortov «Zhivopisnaya Ukraina», gravyurnoĭ kopii s proizvedeniĭ zapadnoevropyeĭskikh i russkikh khudozhnikov, sobstvennye kompozitsii «Ukrainskie devushki», «Starets na kladbishche», «Avtoportret so svechoĭ» ubeditelʹno svidetelʹstvuyut o znachitelʹnykh uspekhakh T. Shevchenko v iskusstve oforta i ak vatinty .
Aktivno stala razvivatʹsya stankovaya skulʹptura. Sredi masterov vydelyayut·sya P. Zabila, B. Eduards, F. Balavenskiĭ. Istoricheskom proshlom ukrainskogo naroda posvyashcheny skulʹpturnye kompozitsii L. Pozena «Kobzarʹ» (1883 p.), «Pereselentsy» (1884 p.), «Zaporozhets v razvedke» (1887 g.).
Arkhitektura. Znachitelʹnye izmeneniya proizoshli v XIX v. v planirovanii i zastroĭke krupnykh gorodov. Na tsentralʹnykh ploshchadyakh i ulitsakh spora dzhuvalisya mnogoetazhnye doma, v parkakh sozdavalisʹ monu menty. Sredi luchshikh dostizheniĭ gradostroitelʹstva etogo perioda - maĭ dan Bogdana Khmelʹnitskogo v Kieve, Adama Mitskevicha vo Lʹvove, Tyeatralʹnaya v Stanislave (nyne Ivano-Frankovsk), zastroĭku vu likov Deribasovskoĭ i Pushkinskoĭ v Odesse, Sumskoĭ i Pushkinskoĭ v Kharʹkove.
Sushchestvennykh uspekhov dostigla v to vremya inzhenernoe oborudovanie gorodov i otdelʹnykh sooruzheniĭ. V krupnykh gorodakh stroilisʹ vodoprovod i kanale zatsiya, vnedryalosʹ gazovoe, a pozzhe i elektricheskoe osveshchenie ulits, v domakh - tsentralʹnoe otoplenie. Gradostroitelʹstvo sposobstvovala razvitiyu gorodskogo transporta. V Kieve v 1892 g. poyavilsya pervyĭ elektricheskiĭ tramvaĭ. Razrabatyvalisʹ novye tipy sooruzheniĭ, kharakternye
345
dlya kapitalisticheskogo obshchestva - krupnye fabrichnye korpusa, za liznichni depo, vokzaly, elektrostantsii, pomeshcheniya torgovykh firm, bankov, birzh i t.d..
V etot period dlya zastroĭki gorodov kharakternym stalo vyyavlenie osnovnykh tendentsiĭ klassitsisticheskogo stilya. Iskusstvo klassitsizma mu v svoikh luchshikh obraztsakh soderzhalo esteticheskie funktsii, sposobstvovalo pere borennyu stikhiĭnosti i raznoboya v zastroĭke naselennykh punktov, v proektirovanii novykh gorodov. Torzhestvennaya prostota i strogostʹ zdaniĭ, ploshchadyeĭ, ulits, pamyatnikov byla by podchinena ratsiona lizma gyeometrii. I khotya ukrainskiĭ klassitsizm imel mnogo obshchego s russkim, uzhe v pervoĭ polovine XIX v. v Ukraine formu yet·sya sobstvennaya arkhitekturnaya shkola klassitsisticheskogo napravleniya. Izvestnye yee predstaviteli: A. Melenskiĭ, P. Dubrovskiĭ (kievskie arkhitek tory), P. Yaroslavskiĭ, Ye. Vasilʹev, A. Ton (kharʹkovskie arkhitektora ry), M. Amvrosimov, A. Kartashevskiĭ (arkhitektory Poltavskoĭ i Chernigovskoĭ guberniĭ) i proch.
V Ukraine byli sozdany i obraztsy klassitsisticheskogo sadovo-par nogo iskusstva - Sofievskiĭ parkovyĭ kompleks v Umani, Aleksandriya v Beloĭ Tserkvi, Mikhaĭlovskiĭ, Nemirovskiĭ parki na Podolʹe, Korsunskiĭ i Yagotinskiĭ na Kievshchine, Nikit·skiĭ botanicheskiĭ sad v Krymu, Krasnokut·skiĭ dendropark na Kharʹkovshchine i dr..
S serediny XIX v. v Ukraine utverzhdayut·sya natsionalʹnye formy v arkhitekture, v pervuyu ocheredʹ otrazilosʹ na stroenii kulʹtovykh sooruzheniĭ (Vladimirskiĭ sobor v Kieve, 1862-1882, arkh. I. Shtrom, P. Sparro, A. Beretti i dr.., khud. V. Vasnetsov, M. Nesterov, M. Vrubelʹ i dr.).. Kharakternymi postroĭkami natsionalʹnogo stilya stali barskie imeniya v s Bezbakhivtsi na Chernigovshchine (1868 p.), Lebedin na Poltavshchine (1854-1855 pp.).
V kontse veka nachinaet·sya epokha razvitiya eklektiki kak vedushchego napravleniya v dekorativno-plasticheskom oformlenii arkhi tektura. Osnovnye printsipy eklektiki predostavlyali vozmozhnostʹ svobodno vy koristovuvaty arkhitekturnye stili i dekorativnye elementy, kotorye skladyvalisʹ v stroitelʹnoĭ praktike raznykh vremen i narodov. Glavnuyu rolʹ igralo ratsionalʹnoe planirovanie, a vybor stilya vnutrennego nego i vneshnego oformleniya zavisel ot vkusa zakazchika, ot naznacheniya zdaniya. V arkhitekture ispolʹzovalisʹ kompozi tsionnye priemy i Renessansa, i barokko, i rokoko, i klassitsizma. Kharakternym primerom eklektichnoĭ arkhitektury yavlyaet·sya tvorchestvo aka demika arkhitektury V. Nikolaeva (zdanie byvshego Kupecheskogo sobraniya, nyne Kievskaya gosudarstvennaya filarmoniya), kharʹkovskogo aka demika arkhitektury A. Beketova (zdanie byvshego kommercheski go uchilishcha, nyne Natsionalʹnaya yuridicheskaya akademiya Ukrainy imeni Yaroslava Mudrogo) .