Международное экономическое право.
Международное экономическое право – отрасль МПП, представляющую совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права в области международных экономических отношений в целях гармонизации и взаимовыгодности их развития. Молодая отрасль, находится в стадии становления.
На развитие норм МЭП влияли 2 фактора: свобода торговли и протекционизм. Великобритания и Нидерланды выступали за свободу торговли с другими государствами, но при этом использовали возможность ограниченного проникновения на свою территорию.
17 век – бурное развитие двусторонних, многосторонних договоров 19-20 век – свобода торговли усиливается 20 век – бурное развитие МОРГ, которые занимаются проблемами экономики (ООН, специализированные учреждения ООН).
Первичные субъекты МЭП, наделенные правомочиями создавать нормы МЭП посредством заключения международных договоров – государства. Производные субъекты МЭП – межгосударственные экономические и иные организации, а также торгово-экономические объединения (ассоциации свободной торговли, таможенные союзы).
Основные источники МЭП –договоры, международные обычаи, «мягкое право».
Виды договоров: универсальные международные экономические договоры (напр., Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.); региональные договоры (Евразийская патентная конвенция 1995 г.); двусторонние договоры (договоры об эконом. и научно-техническом сотрудничестве, об избежании двойного налогообложения).
Другим основным источником МЭП является международный обычай. Развитие и функционирование МЭП осуществляется в основном путем формирования обычно-правовых норм в результате повторяющейся практики государств и признания государствами обычного правила поведения. Многие обычно-правовые нормы впоследствии закрепляются в международных договорах, после чего, однако, не утрачивают своего характера обычных правовых норм, что позволяет сохранять их обязательность как для государств-участников международных договоров, так и для государств, не являющихся таковыми.
Большая роль в формировании и становлении норм МЭП принадлежит «мягкому праву» - резолюциям ГА ООН, решениям МОРГ, принимаемых органами ООН и специализированными учреждениями, а также постановления региональных экономических учреждений и решения межгосударственных экономических конференций.
К вспомогательным источникам МЭП относятся решения международных и национальных судов и арбитражей, научные доктрины в области МЭП, которые носят лишь справочный, общеориентирующий харарктер.
Принципы МЭП: общие и специальные. К общим принципам, зафиксированным в Уставе ООН и в Декларации 1970 г., в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., можно отнести принцип добросовестного выполнения обязательств по МП, принцип сотрудничества между государствами, принцип уважения государственного суверенитета, принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип невмешательства во внутренние дела государств, принцип уважения прав человека и основных свобод. Общие принципы носят императивный характер.
Специальные принципы действуют в отношениях между государствами, заключившими соответствующий договор. К ним относятся:
· принцип экономической недискриминации – ни одно государство независимо от его уровня развития или принадлежности к той или иной социально-экономической системе в области внешней торговли, судоходства, научно-технических связей и других форм экономических отношений не может быть поставлено в худшие условия по сравнению с другими государствами. Обязательная юридическая сила принципа имеет двойную правовую основу. Он вытекает из основных принципов МП – принципа суверенного равенства и принципа сотрудничества государств. Принцип экономической недискриминации не нуждается в конвенционном закреплении и является обычно-правовой нормой, сложившейся в МП в результате длительной и единообразной практики большинства государств.
Тем не менее принцип экономической недискриминации содержится во многих многосторонних международно-правовых актах и двусторонних договорах. отражен в преамбуле и ст.13, 14, 20 ГАТТ 1948 г., Декларации об установлении нового международного экономического порядка 1974 г., Декларации 1970 г., Заключительном акте СБСЕ 1975 г.
Правомерным исключением из принципа недискриминации является предоставление общих невзаимных преференций развивающимся и наименее развитым государствам, меры по защите внутреннего рынка и национальной экономики (ограничения, запрещение импорта, экспорта), применение реторсий, призванных обеспечить соблюдение норм МП государством-нарушителем.
· Принцип запрещения противоправного экономического принуждения. К методам экономического принуждения относятся торговое эмбарго, финансовый бойкот, экономическая, кредитная и технологическая блокады, прекращение сотрудничества в экономической и научно-технической областях, разрыв в одностороннем порядке действующих соглашений и договоров, замораживание активов и т.п. Противоправное экономическое принуждение в любой форме незаконно и направлено против экономической безопасности государства и в конечном итоге против всеобщей безопасности. Из практики международного общения должны быть исключены любые противоправные методы экономического принуждения. Современное МП исключает обращение государств к мерам экономического принуждения по собственной инициативе для защиты своих действительных или мнимых прав. Принцип требует закрепления в соответствующих постановлениях ГА ООН и других международно-правовых актах.
· Принцип суверенитета государств над их природными ресурсами и экономической деятельностью означает право свободно владеть, распоряжаться, эксплуатировать свои природные ресурсы, быть независимым в своей экономической деятельности; право на эффективный контроль над природными ресурсами и экономической деятельностью, включая контроль и регулирование инвестиций, деятельности ТНК; право определять режим использования природных ресурсов, формы и методы развития экономики, организации ВЭС, степень гос. регулирования экономики, мер либерализации и защиты своего рынка; запрет на экономическое или другое принуждение, направленное на воспрепятствование использования ресурсов и контроля над экономикой.
· Принцип свободы выбора форм организации ВЭС означает право государства на выбор и применение форм и методов регулирования внешнеэкономических отношений и внешнеэкономической политики; право на государственный контроль над операциями(экспортно-импортными, валютными и др.) во внешнеэкономической сфере. Принцип не носит абсолютного характера и ограничивается обязанностью государств участвовать в общей либерализации международной торговли, осуществлять торгово-политическое регулирование торговли с помощью таможенных тарифов, принятия государствами обязательств об отказе от использования количественных ограничений.
· Принцип наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования) – обычно действует как конвенционная норма и означает право каждого договаривающегося государства пользоваться всеми преимуществами, которые другое договаривающееся государство предоставляет любым третьим государствам по определенному кругу отношений. В соответствии со ст.1 части 1 ГАТТ 1948 г. этот принцип в области внешней торговли распространяется автоматически на все государства-члены ГАТТ/ВТО.
По соглашению сторон из РНБ допускаются изъятия: особые льготы в торговле для приграничных государств, в отношении преференциальных таможенных режимов (для развивающихся и наименее развитых стран, в рамках таможенных союзов, зон свободной торговли и др.).
· Принцип взаимности предполагает, что иностранному государству и его юр. и физ. лицам предоставляются определенные права, преимущества, привилегии и льготы при условии, что предоставляющее государство и его юридические и физические лица пользуются на территории этого иностранного государства такими же правами, преимуществами, привилегиями и льготами. Принцип взаимности может устанавливаться на договорной основе или в одностороннем порядке.
Запад ввел понятие «эффективной взаимности» - политизированный вариант односторонне принимаемой материальной льготы, которую с помощью экономической силы пытаются привнести в торгово-экономические связи в ущерб принципам равенства, недискриминации, взаимной выгоды и сотрудничества. Она направлена на то, чтобы оградить национальных производителей товаров от конкурирующего импорта.
· Принцип предоставления национального режима – физ. и юр.лица иностранного государства полностью приравниваются в своих правах к национальным физ. и юр.лицам по отдельным видам правовых отношений, т.е. на иностранные физ. и юр.лица, а также на иностранные товары распространяются в данном государстве те же права и обязанности, которые распространяются в данном государстве на собственные физ. и юр. лица, товары национального происхождения. РФ в своих договорах с зарубежными странами во внешнеэкономической сфере предоставляет национальный режим только в области социальных прав: охраны жизни, здоровья, процессуальных прав иностранцев, охраны личного имущества и т.п.
· Принцип предоставления преференциального режима. Обычно преференциальный режим – это торговые льготы, прежде всего в отношении таможенных пошлин, действующие между тем или иным государством или среди группы государств. Исторически преференции возникли в отношениях между метрополией и колониями, позже стали применяться в отношении бывших метрополий с освободившимися от колониальной зависимости государствами, чем способствовали удержанию их в экономической зависимости. Преференции иного рода, направленные на создание благоприятных торгово-политических условий для экономического подъема развивающихся стран, были сформулированы и одобрены на Первой Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1964 г. Развитым государствам рекомендовалось, во-первых, предоставлять всем развивающимся государствам в целом односторонние уступки без распространения их на развитые государства, и, во-вторых, чтобы преференциальные уступки, предоставляемые развивающимися странами друг другу, не распространялись на развитые государства.
ТЕМА