Понятие, значение и признаки функций государства
Тема 4. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
1. Понятие, значение и признаки функций государства
2. Классификация и эволюция функций государства
3. Внутренние и внешние функции современного Российского государства
4. Формы осуществления функций государства
Понятие, значение и признаки функций государства
Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. В данной главе государство и рассматривается с его функциональной, деятельностной стороны. Функциональный подход, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.
Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. Функции реализуются в воздействии на общественные· отношения и устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на определенном этапе его развития.
Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.
1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере — в экономике, политике, охране природы и др.
2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве — его сущность с учетом классовых, групповых (корпоративных), национальных и частных интересов членов общества. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.
3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.
4. Функции государства — понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.
5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.
6. Функции государства возникают и развиваются в соответствии с задачами и целями государства в конкретный исторический период.
Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению.
В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества. Значит, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. Причем все это обеспечивается сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.
Понятие функции государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи гocyдapcтвa. Eсли цель общества – то к чему стремится государство, задача – то, что требует разрeшения, то функция – это основное направление деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Следовательно, задачи и функции – явления взаимосвязанные, но не тождественные, цели и задачи определяют функции, выполнение какой-либо задачи ведет к исчезновению функции, появление новых задач – к возникновению новых функций. Таки образом, задачи являются предпосылкой функций, в них определяется социальное назначение государства, функции – средства выполнения задач.
Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача — это то, что требует разрешения, а функция — вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а, следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых — к возникновению других.
Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект — определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.
Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне – главная задача военного ведомства.
Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.
Содержание функции государства – конкретная деятельность государства, управленческие действия в определенной сфере общественной жизни. Содержание функции определяется теми конкретными задачами, которые встают перед обществом. Поэтому содержание функции не остается неизменным на отдельных этапах развития государства. Одни функции npекращают свое существование (например, функция классовой борьбы), другие – углубляются и видоизменяют свое содержание (охрана прав и свобод граждан, различных форм собственности), третьи – возникают вновь. Элементы определенной функции могут npиобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными (экологическая функция).