Анализ теоретической литературы позволяет констатировать наличие ряда подходов в понимании категории «избирательный процесс»
Понятие избирательного процесса
1. Термин «избирательный процесс» в юридическом обороте появился сравнительно недавно. Но его введение и использование в научном, законотворческом, правоприменительном и международно-правовом электоральном словаре наряду с традиционным понятием «организация (подготовка) и проведение выборов» представляется своевременным и оправданным.
Между тем в юридической литературе, в большей степени той, которая посвящена избирательной проблематике, не утихают дискуссии, как в отношении категории «избирательный процесс», так и в отношении стадий избирательного процесса. И в первом, и во втором случае суждения авторов самые разнообразные.
2. Впервые содержание понятия «избирательный процесс» было раскрыто в Распоряжении Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 г. № 558-рп «О Федеральной программе повышения правовой культуры избирателей – граждан Российской Федерации, организаторов избирательного процесса и представителей общественных объединений Российской Федерации»[1].
Избирательный процесс был определен как технологическая инфраструктура и форма реализации конституционных принципов организации периодических и свободных выборов, обеспечения избирательных прав и свобод человека и гражданина в рамках предусмотренной конституцией и законом последовательности совершения комплекса избирательных действий и избирательных процедур, гарантий их соблюдения и выполнения.
Другими словами, это организационно-процессуальный порядок реализации соответствующих прав человека и гражданина. Главное с точки зрения данного подхода – обеспечение формального соответствия проводимых избирательных мероприятий законодательно установленной последовательности.
За пределами приведенной категории, как считают Н.С. Бондарь и А.А. Джагарян, остается суть самих прав, необходимость нахождения надлежащего способа их выражения и реализации в избирательной процедуре[2].
Анализ теоретической литературы позволяет констатировать наличие ряда подходов в понимании категории «избирательный процесс».
Так, отдельные ученые рассматривают избирательный процесс через призму общей теории юридического процесса и отдельных его видов. Например, С.Д. Князев предлагает понимать под избирательным процессом систему отношений, отражающих определенную последовательность их развития в рамках избирательных кампаний, обеспечивающих динамику электоральных прав российских граждан, складывающихся на основе реализации юридических процедур, закрепленных в законодательстве о выборах[3].
Иные авторы, разделяя данную позицию, считают, что избирательный процесс – строго определенная законом, официально установленная, последовательно осуществляемая совокупность действий, выделенных во времени и направленных на реализации избирательных норм[4], обеспечение субъективного избирательного права граждан и права народа на осуществление своей власти, формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления или наделение полномочиями должностного лица[5].
М.И. Кукушкин, А.А. Югов определяют избирательный процесс как регламентированную действующим законодательством деятельность граждан в статусе избирателей, избирательных комиссий, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов избирательных правоотношений по подготовке и проведению голосования на выборах[6].
В.В. Маклаков рассматривает избирательный процесс как «урегулированную законом и другими социальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные и самоуправленческие органы»[7].
Несколько шире определение, данное Е.Н. Хрусталевым: избирательный процесс представляет собой урегулированную нормативно-правовыми актами и иными социальными нормами деятельность участников избирательного процесса, состоящую из взаимосвязанных и построенных в логической последовательности стадий, опирающуюся на демократические принципы российского избирательного права и направленную на придание выборам легитимного характера[8].
По приведенным доктринальным определениям избирательного процесса видно, что одна группа ученых сходятся во мнении, что избирательный процесс – это деятельность соответствующих субъектов, состоящая из последовательно сменяющих друг друга стадий, по подготовке и проведению выборов.
Другая же группа ученых основной акцент в вышеуказанных дефинициях смещает на технологическую (процедурную) сторону избирательного процесса.
Наконец, третья группа ученых (например, авторский коллектив учебника «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации») считает, что понятие «избирательный процесс» включает, наряду с организационно-технологическими и информационно-финансовыми, некоторые новые аспекты, отражающие современные социально-политические основания и условия осуществления избирательных действий и процедур.
В литературе справедливо отмечается, что «в современных условиях новое в избирательном процессе и избирательном праве состоит не только в содержании материальных и процессуальных норм и институтов, пассивного и активного избирательного права и гарантий их реализации, но… и в освоении демократических политико-правовых ценностей и становлении нового источника избирательного права и законодательства – гражданского демократического правосознания и культуры»[9].
Избирательный процесс в этом смысле не только и не столько преимущественно административная технологическая процедура, сколько публичный конкурентный политический процесс, в рамках которого разворачивается политическая правосубъектность граждан-избирателей и посредством их волеизъявления воспроизводится и легитимируется деятельность представительных, а также иных выборных институтов[10].
Приведенные рассуждения, на наш взгляд, есть нечто иное как одна из первых попыток рассмотреть избирательный процесс как политико-правовой институт.
Резюмируя вышеизложенное, можно прийти к следующему выводу: избирательный процесс – понятие многогранное, это сложная политико-правовая, юридико-технологическая и социальная категория, включающая в себя множество определений, раскрывающих его внутреннюю природу и конкретные проявления.
Правы авторы, которые утверждают, что избирательный процесс – это одновременно и политический, и административный, и юридический, и социокультурный процесс. В нем обнаруживает себя способность общества быть субъектом мира политики и права, быть реальным участником отношений публичного властвования[11].
Исходя из сказанного, нам представляется возможным рассматривать избирательный процесс, с одной стороны, как совокупность установленных законодательством процедур, осуществляемых в определенной последовательности и направленных на реализацию конституционных принципов организации периодических и свободных выборов, обеспечение и соблюдение избирательных прав граждан Российской Федерации. С другой – вид политико-правовой деятельности, субъекты которой, находясь в тесных взаимоотношениях, участвуют в установленных законом избирательных процедурах.
4. В современных условиях понятие «избирательный процесс» существенно обогащено за счет формирования совокупности вспомогательных элементов:
во-первых, активной законотворческой деятельности, в том числе по законодательному закреплению правовой базы выборов, их обязательному и периодическому назначению и проведению, гарантий избирательных прав;
во-вторых, деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции, направленной на гармонизацию и систематизацию федерального и регионального избирательного законодательства, унификацию юридических форм и методов осуществления избирательных действий и процедур, обеспечение и защиту конституционных избирательных прав граждан, обеспечение представительного характера выборных институтов при использовании той или иной избирательной системы,
в-третьих, разработки, принятия и реализации мероприятий федеральной и региональных целевых программ повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов, профессионализации деятельности избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса;
в-четвертых, организации избирательного процесса на началах политической альтернативности, состязательности, прозрачности и открытости совершения избирательных действий и избирательных процедур[12].
5. Понятие «избирательный процесс» не является синонимом и понятия «избирательная кампания». Заметим, что Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» употребляет термин «избирательная кампания» в двух значениях.
В первом случае речь идет об избирательной кампании как деятельности по подготовке и проведению выборов, осуществляемую в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Во втором случае закон говорит об избирательной кампании кандидата, избирательного объединения – деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах и осуществляемой в период со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов до дня представления итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, а также уполномоченными лицами.
По нашему мнению, понятие «избирательный процесс» включает в себя понятие «избирательная кампания», так как по совокупности действий, процедур и временных рамок его границы шире, чем границы «избирательной кампании». Избирательный процесс начинается задолго до проведения конкретной избирательной кампании. Так, например, основанием для участия в избирательном процессе политических партий является их регистрация в органах юстиции, которая, в свою очередь, должна быть произведена не позднее чем за один год до дня голосования.
6. Существование избирательного процесса обусловлено существованием самой избирательной системы – единой и целостной по своей природе. Одной из важнейших характеристик всякой социальной целостности является то, что ее составные части (элементы) находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, в движении. Именно с этих позиций необходимо исследовать избирательную систему в динамике, т.е. рассматривать ее еще и через совокупность определенных процедур.
Исходя из соотношения избирательной системы и избирательного процесса как соответственно общего и частного, можно высказать предположение о том, что избирательный процесс есть определенная совокупность действий субъектов избирательных отношений, выделенных во времени и направленных на последовательную реализацию избирательных норм и функционирование избирательной системы. Такое понимание базируется на той идее, что процесс складывается из множественных социально-значимых действий всех включенных в него участников (субъектов). Однако эти действия строго регламентированы, т.е. осуществляются в порядке, установленном конкретными правовыми нормами - нормами избирательного права.
Сегодня мы ищем оптимальную модель избирательной системы, стремимся обеспечить максимальные возможности каждому гражданину избирать и быть избранным. Но задача заключается и в том, чтобы люди поняли важность участия в выборах, ответственно отнеслись к избирательной кампании.
Довольно точно отразил сущность культуры демократии Ю.А. Веденеев. Применительно к выборам и регулирующему их законодательству культура демократии, - замечает автор, - выражается в системе норм и ценностей, позиций и действий граждан и социальных групп в избирательном процессе[13]. Следовательно, вполне справедливо считать электорально-правовую культуру - культуру поведения граждан в выборах - неотъемлемым элементом избирательного процесса и оказывающим на него существенное влияние.
Резюмируя вышесказанное, можно прийти к следующим выводам:
1) избирательный процесс следует рассматривать и как политико-правовую категорию избирательного законодательства, и как компонент правоприменительной электоральной действительности, в том числе судебной;
2) термин «избирательный процесс» употребляется в широком и узком значении, и его конкретное использование предопределяется временными рамками (начала и окончания) его структурного раскрытия в виде последовательности перехода от одной стадии к другой.
В широком смысле термин «избирательный процесс» можно рассматривать как одну из форм социальной деятельности, в ходе которой между его субъектами возникают, развиваются и прекращаются урегулированные нормами избирательного права общественные отношения, направленные на воспроизводство и обновление государственной и муниципальной власти.
В узком смысле «избирательный процесс» как формализованное явление включает установленную законом совокупность стадий организации и проведения выборов, обеспечивающих целостность и легитимность итогов голосования, а стадии, в свою очередь, включают в себя совокупность соответствующих избирательных процедур и избирательных действий.