Стадии правоприменительной деятельности
Определенная последовательность совершения действий в ходе правоприменения дает основание говорить о стадиях применения:
1. Анализ фактических обстоятельств дела, с которыми связано применение диспозиции или санкции правовой нормы.
2. Выбор (отыскание) правовой нормы для определения поведения участников правоотношения или для оценки поведения, когда применяется санкция.
3. Уяснение смысла и содержания нормы права.
4. Разъяснение нормы права компетентным государственным органом или иным субъектом.
Принятие акта применения права.
Пробелы в праве
Пробелом в праве называется отсутствие конкретной правовой нормы. От пробелов в праве следует отличать так называемое квалифицированное молчание законодателя, означающее его сознательное нежелание урегулировать те или иные отношения с помощью права. Появление пробелов связанно, с появлением новых общественных отношений, которые требуют своего урегулирования. Устраняется пробел путём дополнительного правотворчества.
Аналогия закона - это решение дела на основе норм, регулирующих отношения, сходные с рассматриваемыми.
Аналогия права - это решение дела на основе общих принципов законодательства.
Аналогия закона и аналогия права не устраняют пробел, а являются средством его преодоления. Аналогия допускается не во всех отраслях права, может быть использована, только при наличии пробела в праве.
Юридические коллизии
Законодательство является очень сложным, многоотраслевым образованием, в котором очень много разночтений, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов.
Юридические коллизии - это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения. Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства.
Можно выделить следующие виды юридических коллизий РФ:
- между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции);
- между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы);
- между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон);
- между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже);
- между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой);
- между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами - действует первый).
Существует несколько способов разрешения коллизий:отмена старого акта;принятие нового акта;внесение изменений в действующие акты;систематизация законодательства; деятельность судов;референдумы;переговоры через согласительные комиссии;толкование и др.
Основной причиной запросов и обращений являются неясности в трактовке понятий и терминов, некоторых норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие. Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта. Юристы, чтобы устранить коллизию, должны иметь высокий профессионализм, выполнять точный анализ обстоятельств дела, выбрать единственно возможный или наиболее целесообразный вариант решения.
Акты применения права
Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу. Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов:
- вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия;
- описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение;
- резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.
В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются на:
- регулятивные;
- охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).
По способу принятия акты применения права систематизируют на принятые коллегиально; принятые единолично.
По характеру решения правоприменительные акты бывают: запрещающие; обязывающие; управомочивающие.
По своему юридическому значению акты применения права подразделяются на основные, вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.
В зависимости от действия во времени различают акты однократного действия (наложение штрафа); длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).
Практические занятия:не предусмотрено.
Задания для самостоятельного выполнения:
- Составление схемы способов (приемов) толкования (уяснения) норм права.
- Анализ конкретной жизненной ситуации, требующей применения права и определения стадии применения права
Форма контроля самостоятельной работы:
- проверка схемы «Способы (приемы) толкования (уяснения) норм права.
- проверка задания.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Что такое толкование и реализация норм права?
2. Что такое пробел в праве?
3. Когда применяется аналогия права и аналгия закона?
4. Что понимается под юридической коллизией?