Глава 8. Современные теории демократии. 6. Они также имеют свободный доступ к альтернативным источником информации, не находящейся под монопольным контролем правительства или любой другой единичной

6. Они также имеют свободный доступ к альтернативным источником информации, не находящейся под монопольным контролем правительства или любой другой единичной группы.

7. Наконец, они имеют эффективно обеспечиваемое право образовывать самостоятельные ассоциации и вступать в них, включая политические объединения, такие как политические партии и группы интересов, стремящиеся влиять на правительство, используя для этого конкуренцию на выборах и другие мирные средства1.

Исторически полиархия прочно ассоциируется с обществом, обладающим рядом взаимосвязанных характеристик. В их числе: относительно высокий уровень доходов и богатства на душу населения; высокий уровень урбанизации; многообразие сфер профессиональной деятельности; широкое распространение грамотности; экономика ориентирована на национальные и международные рынки и т. д.2

Взаимная корреляция подобного рода социетальных показателей настолько велика, что подтверждает правомерность квалификации их всех как признаков более или менее определенного типа социальной системы Общество такого типа Р. Даль назвал динамичным плюралистическим обществом,а страну, обладающую отмеченными чертами, — современной динамичной плюралистической страной.

Современным динамичным плюралистическим обществам присущи благоприятствующие полиархии свойства, среди которых в качестве основных следует выделить два, подкрепляющих друг друга:

♦ рассредоточение власти, влияния, авторитета и контроля, ранее концентрировавшихся в едином центре, между различными индивидами, группами, ассоциациями и организациями;

♦ появление установок и убеждений, подготавливающих почву для развития демократических идей.3

В обобщенном виде полиархическая инфраструктура институтов прежде всего делает упор на их общечеловеческой (гуманитарной) и политической значимости. Для нее характерны такие принципы, как правление большинства и уважение прав меньшинства, политическое и правовое равенство граждан, легитимизация власти и ее представительный характер, плюрализм и свобода политической деятельности. Эти принципы описывают основные сущностные признаки и характеристики демократии и

1 Даль Р. Демократия и ее критики. М., 2003. С. 358-359.

2 Там же. С. 382.

3 Там же. С. 383.

Электронная демократия 157

позволяют сделать вывод: «демократия представляет собой такой способ организации власти, при котором общество имеет возможность на регулярной основе посредством юридически закрепленных ненасильственных процедур корректировать деятельность управителей, а также персональный состав правящей группировки и политической элиты»1.

Электронная демократия

Современное видение процедурных основ демократии не может игнорировать технического развития современного общества. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) предоставляют возможность перейти к современной модели демократии, в которой доступ к информации, возможность непосредственного участия в управлении государственными и негосударственными структурами откроется для всех граждан, причем без обращения к традиционным общенациональным СМИ. Такая модель получила название «электронной демократии», под которой понимается «основанный на применении сетевых компьютерных технологий механизм обеспечения политической коммуникации, способствующий реализации принципов народовластия и позволяющий привести политическое устройство в соответствие с реальными потребностями становящегося информационного общества»2.

ИКТ способны коренным образом изменить современную культуру, мораль, политику, трансформировать восприятие времени и пространства. Распространение и доступность ИКТ являются необходимым условием демократизации общества, развития гражданских инициатив, самоорганизации людей. Являясь важнейшим средством коммуникации, ИКТ используются для информирования граждан по широкому спектру вопросов, для обсуждения законопроектов и других правовых актов в процессе их подготовки и выработки политических решений. Коммуникация на основе Интернета вышла на новый уровень своего развития, и власти она необходима в первую очередь. Некоторые исследователи, например, Д. Н. Песков, предлагают рассматривать Интернет в качестве политического института как устойчивой среды взаимодействия субъектов политики3.

1 Политология: Учебник / А. Ю. Мельвиль и др. М., 2004. С. 221.

2 Грачев М. Н., Мадатов А. С. Демократия: методология исследования, анализ перспектив. М., 2004. С. 93.

3 Песков Д. Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность// Полис. 2002. № 1. С. 31-32.

Наши рекомендации