Между двумя мировыми войнами. Этот раздел посвящен истории мировой и советской авиации во втором и третьем десятилетиях прошлого столетия
Этот раздел посвящен истории мировой и советской авиации во втором и третьем десятилетиях прошлого столетия.
1918 год.… Закончилась невиданная доселе война, потрясшая весь земной шар и имевшая самые разрушительные последствия для мировой экономики и политических систем целого ряда государств. Однако, как это часто бывает, война стала стимулом для стремительного научно-технического прогресса, в том числе и в авиационной сфере.
За пять военных лет самолетостроение из занятия одиночек-энтузиастов стало делом государственной важности и выгодным бизнесом. В 1918 - 1920 годах эволюционные процессы замедлились. На то был целый ряд экономических и политических причин. О них пойдет речь в главе «Послевоенные годы. Кризис в авиастроении».
Застой был недолгим. Едва мир оправился от последствий войны, все ведущие державы обратили свои взоры на свои запущенные авиахозяйства. Весь 20-летний мирный период жителей Европы продолжал преследовать признак войны. Не надо было быть провидцем, чтобы понять – большая война неотвратима, а настоящий мир – лишь краткая передышка перед новой мировой бойней.
Неудивительно, что в такой «предгрозовой» обстановке, преимущественное внимание уделялось созданию летательных средств, предназначенных для ведения боевых действий. Этим вопроса посвящены главы «Западная авиатехника 1920 – 1930х годов. Военные самолеты» и «Советская авиация 1920 – 1930х годов. Военная авиатехника».
И все же, вопреки тревожным ожиданиям, жизнь брала свое. Нужды мирного времени, мировые интеграционные процессы, коммерческие интересы заставляли обратить взоры на развитие гражданской авиации. 20-е годы прошлого столетия можно считать временем рождения массового пассажирского самолетостроения.
О первых шагах авиаконструкторов в этой сфере можно прочитать в главах «Западная авиатехника 1920 – 1930х годов. Пассажирский воздушный транспорт» и «Советская авиация 1920 – 1930х годов. Пассажирский воздушный транспорт».
Выделение вопросов, связанных с историей отечественной авиацией, в особый раздел «Советская авиация 1920 -1930х годов» не случайно. После наша страна оказалась в изоляции от остального мира. Взаимовлияние культур было сведено к минимуму. Эта замкнутость наложила свой отпечаток и на развитие отечественной конструкторской мысли, которая отличалась свежестью и оригинальностью.
В рассматриваемый период наличие мощного воздушного флота стало не только залогом экономической независимости и военного могущества, но и делом государственного престижа.
Видимо этим объясняется, имевший место в межвоенный период, «бум» на авиационные рекорды. Побивая рекорд дальности, скорости или высоты полета, авиаторы действовали не только из спортивного интереса, но и отстаивали право своей страны считаться «великой мировой державой».
В разделе, озаглавленном «20 – 30е годы – время рекордов» рассказывается о самых значительных спортивных достижениях западных и отечественных пилотов.
И, наконец, в период между I и II мировыми войнами самолеты стали активно использоваться в исследовательских целях. Речь идет об изучении Арктики, региона, где еще были возможны географические открытия. Роль авиации в этой экстремальной зоне была поистине неоценима.
Об успехах и неудачах полярных летчиков, о стойкости человека в нечеловеческих условиях можно узнать, прочитав раздел «Роль авиации в покорении Севера».