Исторические предпосылки государства. 2. Признаки государства. 3. Определение государства
1. Государство - общественное явление, и предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу.
Поскольку оно возникает повсеместно в период смены родоплеменных отношений в обществе вещными, обменными отношениями, можно предположить, что факторы, разлагавшие первобытно-общинный строй были одновременно и предпосылками формирования государства.
Для первобытнообщинного строя характерны кровнородственная природа, поглощенность индивида родом; общественная собственность на условия хозяйствования; естественный характер разделения труда, не нарушающий равенства сородичей; коллективные ("демократические") формы решения общих дел (собрание сородичей как Высший орган управления, выборность вождей и т.д.); индивидуализированность социальных норм, являющихся частые коллективного опыта, который передается в процессе включения индивида в жизнь первобытного коллектива,
Первый удар по роду как социальный единице первобытнообщинного строя нанесло - кровосмешение. Инцест многократно увеличивал вероятность неполноценного потомства, и запрет полевых связей между родичами - естественная реакция человечества стремящегося к самосохранению.
При таких условиях пары должны были формироваться из индивидов противоположного пола, принадлежащих к двум разным родам. Но тогда этот прообраз парной семьи потенциально уже не принадлежал ни одному из них. Следовательно, семья - первый фактор, разрушавший род, а следовательно, покушавшийся на весь родовой строй.
Однако семья не могла существовать вне рода, поскольку условия труда находились в коллективной собственности последнего. Возникновение частной собственности - второй удар по родовому обществу. Частная собственность создает экономическую основу индивидуального существования человека, относительной автономии его семьи и тем самым делает родовые связи потенциально излишними.
Формирование семьи и частной собственности - двуединый процесс. Семья создала субъекта частной собственности. Частная собственность превратила поглощенного родом индивида в субъекта. Полной зрелости этот процесс достиг лишь в Новое время - после победы буржуазных революций.
Выделившиеся из рода семьи (а затем и индивиды), первоначально связанные только соседскими, территориальными узами, по мере развития обмена оказывались объединёнными в общество, основанное на вещных, рыночных связях. Рынок преодолел ограниченность кровнородственных отношений и включил региональные процессы развития в мировую историю.
Территориальная общность (население, связанное совместным проживанием) породила коллективные потребности, а следовательно, общие интересы и проблемы. Это и защита от внешнего врага; и установление правил коллективного общежития; и решение таких коллективных задач, которые отдельная семья или индивид в одиночку решить не в состоянии. К числу последних относятся не только хозяйственные проблемы (например, создание ирригационной системы в древнем Египте), но и охрана одной части территориально организованной общности от другой ее части, регулирование отношений между ними: племенная организация, распавшись, оказалась разделенной на различные социально неоднородные, часто антагонистические группы (сословия, классы), отношения между которыми нередко обострялись до уровня социальных потрясений, катаклизмов (бунты, революции, войны и т.д.).
Объективная потребность новой социальной организации в общественной силе, которая способна решать общие дела, или мобилизовать население на их решение, и породила госуда.рство, публичную власть.
Итак, распад родового строя, появление семьи и частной собственности, которые дали индивиду возможность быть относительно самостоятельным субъектом общественной жизни, объективная потребность в решении общих дел, в том числе в регулировании отношений между социально неоднородными группами - таковы исторические предпосылки становления государства.
Возникающее государство не может не быть властью, поскольку после распада родового строя потребность в решении общих дел не имела иных механизмов самообеспечения. Государство не могло не сталь силой, стоящей над населением. Общество перестало быть однородным, и потому совпадение государства с ним исключило бы возможность решать общие для всех дела. Публичная власть превратилась бы в орудие групповых интересов, извращая изначальный смысл государства.
Исторические предпосылки государства не есть явления, действующие только в период возникновения государственной формы. Они - постоянно "работающие" факторы, служащие предпосылками существования государства как такового.
Истории известны следующие основные пути (механизмы) институционализации власти: военный (например, при формировании восточных деспотий в странах с так называ.емым азиатским способом производства); аристократический (например, в Риме с его делением общества на. патрициев и плебеев); плутократический (например, при становлении буржуазных государственных форм). Эти механизмы институционализации власти (так же как и предпосылки возникновения государства) имеют не только историческое значение; они действуют постоянно, поскольку государственная власть сохраняет способность к развитию.
При этом нельзя упускать из виду, что в чистой форме ни один из названных мехадизмов не работает. В реальной истории каждый из них включал в себя элементы двух других.
На заре цивилизации в масштабах ойкумены количественно преобладал военный путь формирования власти или политогенеза. Причина тому - та роль, которую постоянно играла в те времена война как способ изъятия и перераспределения общественного продукта - материальной базы любого общества. На этом пути решающая роль принадлежала военнодемократическим, а затем - военно-иерархическим формам организации власти.
Специфика аристократического политогенеза заключена в становлении отделенной от народа надобщинной власти на основе перерождения традиционной родоплеменной аристократии, которая оттесняла от участия в управлении общими делами рядовых общинников. Постепенно аристократия объединяла в своих руках управление общественным хозяйством, включая распределение его продукта, и военной деятельностью.
Плутократический путь формирования политогенеза исто-
рики связывают с появлением "бигмена", т.е. "большого человека", тип которого сформировался в наиболее развитых в экономическом отношении обществах и был связан с накоплением в руках одного лица значительных ценностей, с формированием вокруг него на этой основе многочисленных сторонников и с концентрацией власти [50, 220-232].
2. Первым и самым важным признаком государства является учреждение такой власти, которая непосредственно не совпадает с населением (в отличие от коллективной власти родового общества). Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением - организацией решения общих дел. Основанием для выделения такой профессиональной группы является общественное разделение труда, так как деятельность, направленная на решение общих дел, есть разновидность общественного труда. Это - труд по управлению (К. Маркс, Э. Дюркгейм, Л. Дюги) [72, 23,342-344; 39, 207-209; 38, 591-592].
Как и всякий труд, осуществение публичной власти требует определенной организации - формирования государственных учреждений, становления специального аппарата (чиновников, армии, судей и т.д.).
Государственная власть немыслима без ее оснащения материально-техническими средствами.
Государственная власть неизбежно предполагает возможность применить принуждение, психическое или физическое насилие (вплоть до присвоения себе монополии на убийство, выражающейся во введении смертной казни как государственной кары), обеспечиваемое репрессивными органами.
Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, является универсальной, распространяясь на все население и все общественные, в том числе политические организа-ции; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, тюрьмы и т.п.).
Функционирование публичной власти как особой группы профессионалов-управленцев, не совпадающей с населением, вовсе не означает, что люди, народ исключены из государства или существуют вне его. Деление индивидов на управляющих и управляемых предполагает существование управленческого отношения. Будучи разновидностью общественного отношения, оно объединяет членов общества публично-властными связями. Это дает' основание расценивать государство как политико-властную форму общества, как коллективность, ассоциацию, одномасштабную социально неоднородному обществу, которое основано на обменных связях и интегрировано, помимо культурных, социальных и экономических, публично-властными отношениями [70].
Второй признак государства - разделение населения и власти по административно-территориальному принципу. В результате территориальное распределение населения как следствие разделения общественного труда превращается в административно-территориальное, а индивид становится подданным или гражданином. Осуществление государственной власти по административно-территориальному принципу позволяет четко определить ее пространственные пределы и выявить основания для формирования ее центральных и местных органов.
Территория как признак государства нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию); неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства; исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства); неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством) [38, 127-143; 58, 441,97].
Земля, народ, на ней проживающий, с его культурой, бытом, хозяйством и государство обозначаются обобщающим понятием "страна". Иногда страной называют государство, рассматриваемое в географическом и этнографическом аспектах.
Третий признак государства - налоги. Государственные налоги - это учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки. Их существование обусловлено тем, что государство, выполняя общие дела, нуждается в материальном обеспечении своей деятельности. Защита населения от внешнего врага, поддержание на основе общеобязательных правил поведения порядка внутри страны, реализация социальных программ экономического, политического и культурного характера, наконец, содержание управленческого аппарата, который организует выполнение общих дел, - все это осуществляется на собираемые с населения налоги. Иногда к налогам добавляются внутренние и внешние займы.
Наряду с термином "признак государства", в теории часто используют понятие "элемент государства". Им фиксируется предметная, в том числе материально-вещественная сторона государства.. К числу таких элементов относят прежде всего население (народ, "нацию") и территорию, на которой оно проживает, аппарат чиновников, материальнотехнические средства, с чьей помощью осуществляется государственная власть (здания, вооружение, средства связи, транспорт и т.д.), а также государственную символику - герб, флаг, гимн.
3. В мировой теории нет общепринятого определения государства. Г. Еллинек определяет государство как обладающее первичной господствующей властью союзное единство оседлых людей [41, 131); Л. Дюги полагает, что "слово "государство" означает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, т.е. политическая власть" [38, 25];
Н. М. Коркунов считает, что "государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства" [58, 27]. По Л. А. Тихомирову, государство - это союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью [97,31].
Приведенные определения, относящиеся к концу XIX - началу XX века, типичны. Все они включают в качестве специфических видовых отличий государства ка.к общности народ, публичную власть и территорию (хотя территория иногда явным образом и не включается в дефиницию, - Л. Дюги, Л. Тихомиров и др., - ее наличие как необходимого атрибута государства молчаливо предполагается).
Конец XX века изменений по существу не внес. Так, согласно широко распространенному в Европе Фишеровскому словарю права государство определяется как общность, в основе структуры которой лежит территория, народ и государственная власть. (101,13-14).
Аналогично определяют государство юрист К. Доеринг [37, 5-6], социолог А. Гиддингс [26, 80-82], экономист Д. Гэлбрейт [28, 45-49] и др.
Совпадение большинства дефиниций в их основных элементах позволяет сделать вывод о том, что в теории практически речь идет не столько о кардинальных различиях в содержании определений государства, сколько о несовпадении их словесных формулировок.
Марксизм привнес в эти представления классовый подход. Полагая неизбежным появление классов как результата распада кровнородственных связей и формирования семьи, частной собственности и общественного разделения труда, Ф. Энгельс считал неизбежной и борьбу между ними, в ходе которой антагонизм между борющимися достигает такого предела, что необходимо государственное вмешательство.