Литературный процесс двадцатых годов
1. Две тенденции в развитии литературы 20-х годов.
2.Литературные группировки идеологической направленности
3.Литературные группировки эстетической направленности
1.Две тенденции в развитии литературы 20-х годов.
Новая экономическая политика (1921) способствовала оживлению художественной жизни. Один за другим открывались новые издательства, журналы («Красная новь» – 1921, «Печать и революция» - 1921, «Молодая гвардия» - 1922, «На посту» - 1923, «Новый мир» - 1925 и др.). Повсеместно возникали литературные общества, группировки, объединения. В 1924 г. в издательстве «Новая Москва» вышла книга «От символизма до «Октября»», составленная Н.Бродским и Н.Сидоровым. В нее вошли литературные манифесты, декларации, программы объединений и групп. Среди них были «Серапионовы братья«, «Кузница», ЛЕФ, имажинисты, конструктивисты и др.
К середине 20-х годов завершился процесс политического и эстетического размежевания писателей. Одни сразу пошли на компромисс с властью, руководствуясь либо чувством самосохранения, либо искренним желанием понять и принять перемены в стране (А.Серафимович, В.Маяковский, В.Брюсов и др.), другие навсегда покинули пределы отечества, не приняв новой России (Д.Мережковский, З.Гиппиус, И.Бунин, А.Аверченко, Б.Зайцев и др.). Оказавшись в вынужденном изгнании, наши соотечественники, часто в стесненных материальных условиях, в чужой языковой и культурной среде, создали литературу русской эмиграции.
Были и сомневающиеся, которые надеялись в конечном счете обрести возможность творчества в новых условиях. Так, Е.Замятин пытался понять, что происходит в стране, но в конце концов в 1931 г. ему пришлось эмигрировать. Напротив, А.Толстой, в 1919г. уехавший из России, через несколько лет вернулся и сумел «приспособить» свой талант к требованиям советской власти.
С середины 20-х годов стали смолкать голоса А.Ахматовой, Б.Пастернака, О.Мандельштама. Их стихи объявили несозвучными эпохе, обвинили в абстрактном гуманизме и практически перестали публиковать. Такая же судьба постигла и крестьянских поэтов – Н.Клюева, С.Клычкова, П.Орешина, впоследствии погибших в ГУЛАГе.
Культура (cultura) означает в переводе с латинского «возделывание». Культурная нива «возделывается» человечеством на протяжении многих столетий, и золотой фонд ее нетленен и вечен.
К сожалению, в каждом новом поколении есть ниспровергатели, разрушители, стремящиеся «место расчистить» во имя «прекрасного мифического завтра»; но есть и те, кто несет в себе Свет вечных истин, Свет общечеловеческих ценностей: Любви, Добра, Справедливости, Милосердия.
В переломные исторические эпохи противоборство «ниспровергателей» и хранителей настоящей культуры становится наиболее очевидным, часто драматическим. Такая ситуация сложилась в нашей стране в 1917 году.
Понятие «культура» является более широким, чем понятие «идеология». Но в условиях складывавшегося в двадцатые годы тоталитарного режима идеология начала проникать во все сферы жизни общества, в том числе и в литературу.
Литературная жизнь тех лет в полной мере воплотила в себе все противоречия времени.
Первое десятилетие после Октябрьского переворота отмечено борьбой двух противоположных тенденций.
С одной стороны, это тенденция многовариантного литературного развития, основанного на общечеловеческих ценностях. В двадцатые годы существовало множество различных по своим эстетическим концепциям группировок и литературных объединений. До 1917 года, как известно, литература была представлена многообразием литературных программ. На первых порах эстетический плюрализм сохранялся и после революции
С другой стороны, это идеологическая тенденция, выражавшаяся в стремлении новой власти привести литературу к мировоззренческой монолитности и художественному единообразию.
«Однопартийный» режим в политической и социальной жизни общества неизбежно влечет за собой уничтожение инакомыслия и в сфере искусства.
2.Литературные группировки идеологической направленности
Сторонники новой власти в стране рассуждали приблизительно так: революция в России произошла пролетарская, следовательно, и культура тоже должна стать пролетарской. Все, что было создано в культуре до Октября, «ревнителями от культуры» объявлялось буржуазным хламом.
Идеологическая тенденция проявилась, в первую очередь, в деятельности Пролеткультов –самых массовых литературно – художественных и просветительских организаций начала двадцатых годов, объединявших представителей рабочего класса. Пролеткульты насчитывали в своих рядах около 400 тысяч членов, их силами издавалось 20 журналов.
Пролеткульты возникли в сентябре 1917 года, пика в деятельности достигли в 1919 году, номинально прекратили существование в 1932 году. Они собственно и явились предшественниками классовой ортодоксии, утвердившейся через некоторое время в литературе.
Во главе пролеткультовского движения стоял Александр Александрович Богданов (Малиновский - 1873 -1928). Талантливый человек, социолог, философ, писатель, он в юности увлекся революционными идеями, был членом народовольческого союза северных землячеств, учился в Московском университете на естественном отделении. За революционную деятельность его исключили из университета и выслали в Тулу. Здесь А.А.Богданов сблизился с социал-демократами. В 1899 году он был выслан в Вологду, где познакомился с радикально настроенными революционерами. В дальнейшем Богданов разойдется во взглядах с большевиками.
Концепция пролетарской культуры принадлежала этому яркому, неординарному мыслителю.
Как и всякая теория, концепция пролетарской культуры содержала в себе положительные и отрицательные моменты.
К негативным факторам следует отнести:
ü во-первых, провозглашение необходимости создания особой «пролетарской культуры»;
ü во-вторых, отрицание возможности культурного союза между рабочими и крестьянами;
ü в-третьих, недооценку роли интеллигенции в культурном строительстве после Октября.
Многие деятели пролетарской культуры как раз и стояли на этих радикальных позициях. Сам А.Богданов выступал против лозунга поэта Кириллова: «Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля, разрушим музеи, растопчем искусства цветы…», отстаивал принцип художественности в творчестве (в журнале «Пролетарская культура» он писал, что «граждански - агитационное служение поэзии неблагоприятно сказывается на самой ее художественности»), требовал автономии пролеткультов от партии. К сожалению, в дальнейшем в литературной жизни возобладали как раз крайние позиции.
Группы пролеткультовской направленности возникали повсеместно ( часто вокруг журналов), и именно они претендовали на роль лидеров в литературе. В 1920 году была создана Всероссийская ассоциация пролетарских писателей (ВАПП), а в 1923 – Московская ассоциация (МАПП). Летом того же года начал выходить журнал «На посту», основанный МАПП. Сформировалось особое литературно – критическое направление – «напостовство». С 1926 года журнал стал называться «На литературном посту».Смысл названия очевиден: напостовцы считали себя единственными представителями в литературе, которых партия уполномочила следить за «чистотой пролетарской линии» в искусстве. Они полагали, что имеют приоритетное право определять литературную политику. Особенно доставалось от наппостовцев писателям - попутчикам (термин «попутчики» принадлежит Л.Троцкому - так он называл литераторов не пролетарского, а иного происхождения).
Партия большевиков видела в литературе прежде всего средство агитации и пропаганды ее идей. В 1925 г. ЦК РКП (б) принял постановление «О политике партии в области художественной литературы». Из этого постановления становилось очевидным то, что партия претендовала на роль законодателя и арбитра в литературных спорах. Она стремилась превратить литературу в часть механизма тоталитарного государства. И, надо отметить, в конце концов удалось.
Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) оформилась в январе 1925 г. и вскоре заняла ключевые позиции в литературе.
Первый съезд пролетарских писателей состоялся в апреле 1928г. На нем было решено изменить структуру пролетарской литературы. Так, ВАПП преобразовалась в ВОАПП (Всероссийское объединение ассоциаций пролетарских писателей). Рапповцы стремились «управлять» литературным процессом с присущим им энтузиазмом.
Наиболее активными в РАППе были литературные критики С.Родов, Г.Лелевич, Л.Авербах, а из известных писателей в ассоциацию входили А.Фадеев, Д.Фурманов, Ю.Либединский, А.Веселый и некоторые другие.
РАПП ориентировалась главным образом на творчество писателей, вышедших из рабочих. Именно поэтому она быстро стала массовой организацией. Борьба за власть в литературе отнимала у «рапповцев» много сил и времени. Меньше внимания они обращали на решение творческих задач, полагая, что «социальное происхождение» – гарантия их писательского успеха. Но успех достался более талантливым представителям эпохи: писателям – «попутчикам» и представителям групп не пролетарского толка, которые, по мнению, рапповцев «не владели пролетарской идеологией».
3.Литературные группировки эстетической направленности
Группа «Перевал»
В среде литераторов, много сделавших для утверждения большевистской власти, не все отличались партийной прямолинейностью и чрезмерной идеологизированностью, свойственной писателям - пролеткультовцам. Наиболее решительно противостояла РАППу по многим вопросам группа «Перевал».
Ее вдохновителем и организатором был Александр Константинович Воронский. Он родился в 1884 году в селе Добринка Тамбовской губернии в семье священника, учился в Тамбовской духовной семинарии и был исключен из нее за политическую неблагонадежность. В 1904 году вступил в партию большевиков. После революции работал в Иваново-Вознесенске, редактировал газету «Рабочий край».
В 1921 году возглавил журнал «Красная новь», издательство «Круг», а затем в 1923 г.- журнал «Прожектор».
Группа возникла в 1924 году вокруг журнала «Красная новь».
В основу ее эстетической платформы были положены взгляды А.К.Воронского. Члены группы пытались защитить художника и его творчество от регламентации и диктата.
Главное в искусстве, с их точки зрения, его эстетическая природа.
Социальный заказ, подчеркивалось в программе «Перевала», художник вправе выполнять в соответствии со своей «художественной индивидуальностью”. Или не выполнять, если не считает нужным. А.К.Воронский и его последователи хорошо понимали, что социальный заказ (т.е. следование злобе дня) исключает эстетическое право художника на собственный выбор, а нечестных литераторов поощряет на конформизм.
Группа отстаивала интересы подлинного искусства, боролась против грубой критики и бестактного отношения к писателям любой направленности.
Самым воинственным оппонентом группы был журнал «На посту». Между двумя журналами началась бурная полемика по двум актуальным в то время проблемам:
1)о роли писателей-попутчиков в литературном процессе;
2)о роли классического литературного наследия в деле воспитания и становления профессиональных писателей.
В 1927 году А.К.Воронского отстранили от занимаемых должностей, исключили из партии за связь с троцкизмом. Когда Воронский вынужден был уйти из группы, выдвинулись его ученики: А.Лежнев, Д.Горбов, В.Правдухин и др. Впоследствии А.К.Воронский и его многие его сторонники были репрессированы.