Творческая эволюция Овидия Публия Назона
Публий Овидий Назон (1 в. до н.э.- 1 в. н.э) — древнеримский поэт, работавший во многих жанрах, но более всего прославившийся любовными элегиями и двумя поэмами — «Метаморфозами» и «Искусством любви».
Овидий достиг популярностиà прямотой и широтой, с которой он выразил настроение молодого общества новой эпохи. Минуло время гражданских войн, когда всюду царила вражда, - настало долгожданное время мира, чтобы всюду могла царить любовь. Настало время разборчивого приволья, когда любовь научилась ценить изящество,обходительность и вкус.
Всю творческую деятельность можно разделить на 3 периода.
Первый период творчества(увлекательная любовная поэзия). «Amores» («Любовные элегии» являются первым произведением Овидия в этом роде. Здесь восхваляется некая Коринна, скорее просто условно-поэтический образ. Тематика этих элегий – описание разнообразных любовных переживаний и любовных похождений.
В своем следующем сборнике Овидий окончательно отказывается от износившейся маски «влюбленного поэта». «Героини» (иначе «Послания») представляют собой серию писем мифологических героинь к находящимся в разлуке с ними мужьям или возлюбленным. «Героини» полны глубокого психологического содержания, и риторика используется здесь по преимуществу в целях психологического анализа. Овидию принадлежат еще три произведения, связанные с тематикой любви: «Медикаменты для женского лица», «Наука любви» и «Средства от любви». Все эти произведения Овидия о разных любовных приключениях.
Второй период творчества (серьёзные учёно-мифологические произведения)
«Метаморфозы» являются главным произведениям этого периода. Здесь поэт использовал популярный в эллинистической литературе жанр «превращения». Но вместо небольших сборников мифов о таких превращениях,Овидий создает огромно произведение, содержащее около 250 более или менее разработанных превращений, располагая их по преимуществу в хронологическом порядке. Сюжет «Метаморфоз» есть не что иное,как вся античная мифология, изложенная систематически и по возможности хронологически,насколько в те времена вообще представляли себе хронологию мифа. Благодаря этому труду, до нас дошли многие мифы.
Третий период творчества (стихотворения времён изгнания) На протяжении третьего периода творчества блеск художественного таланта Овидия, легкость его рассказов, утонченность и изощренность его художественного стиля не могли не померкнуть из-за ссылки поэта, когда вместо блестящей жизни в столице он оказался в самой отдаленной части империи, среди полудиких варваров, не знакомых не только со столичной обстановкой, но даже и с латинским языком. Главными произведениями этого периода являются у Овидия «Скорбные песни» и «Письма с Понта». К последнему периоду творчества Овидия относятся также произведения «Ибис», «Рыбная ловля» и «Орешник». Давая общую характеристику последнего периода творчества Овидия, нельзя быть строгим к поэту за однообразие тона его произведений и слишком частые просьбы о помиловании.В том огромном влиянии,какое оказал Овидий на последующию европейскую литертуру. Кроме того, Овидий автор многих высказываний, которые стали крылатыми.
№88. Творчество Анакреота
Анакрео́нт (Анакрео́н, др.-греч. Ἀνακρέων, 570/559 — 485/478 до н. э.) —древнегреческий лирический поэт. Был включен в канонический список Девяти лириков учеными эллинистической Александрии.
Стихи Анакреонта предназначались для сольного пения или декламации в сопровождении музыкального инструмента. Анакреонт был известен также как сочинитель гимнов. Наиболее известны и считаются лучшими два коротких гимна Артемиде и Дионису.
В число лирических сочинений, помимо гимнов и парфениев (хоровых песен, исполнявшихся девушками), входят также любовные песни и стихотворения-жалобы на скоротечность молодости и быстрый приход старости.
Анакреонт — наследник Алкея и Сапфо; однако тон его текстов более светский и более насмешливый. Концепция Анакреонта характеризуется простотой в восприятии мира, иронией по отношению к самому себе; глубокое чувство и страсть у Анакреонта отсутствуют. Основные мотивы анакреотической поэзии (термин, используемый вполедствии также при характеристике творчества других поэтов) — размеренное, сознательно культивируемое наслаждение радостями жизни: любовью, вином, пирами, свободой мысли; эмоциональный фон — предчувствие смерти и тягот старости.
В эпоху политических и социальных переворотов, когда на глазах Анакреонта так часто падали одни и возвышались другие, поэт «ценил легкие, мимолетные радости, стремился к настоящему, презирал превратности будущего и забывал о невозвратном прошлом».