Рациональное и чувственное познания взаимозависимы и неотделимы друг от друга, поэтому нельзя говорить об одном из этих способов познания как о единственно верном.
Вышеперечисленные способы познания мира определяются как научные. В этом случае уместно говорить и оненаучном способе получения знаний.
Интуиция- бессознательное получение знания, не имеющее под собой свидетельства и обоснования.
Однако возможность познания мира остается вопросом нерешенным, а потому и главным вопросом философии. Существуют разные мнения на этот счет:
Мнение | Сущность |
Агностицизм | Отрицание даже частичного познания реальности |
Скептицизм | Не опровергает, но и не принимает познание мира. Сомнение в достоверности любого полученного знания |
Оптимизм | Познание мира возможно и достижимо |
Рационализм | Предполагает познание мира исключительно мыслительной деятельностью и объективностью |
Сенсуализм (обратно рационализму) | Познание осуществимо только органами чувств, эмоциями и интуицией. |
Виды знаний:
· Житейское– формируется на основе личного опыта.
· Научное– отличается высокой степенью объективности и логичности.
· Религиозное– базируется на вере, принимается человеком целостно и безоговорочно.
· Художественное– основывается на художественном образе.
· Рациональное– строится исходя из рационального мышления, отличается достоверностью,
· Иррациональное– опирается на чувственное познание, интуицию.
· Практическое– включает в себя подчинение окружающего мира человеческим потребностям.
· Личностное– знание зависит от качеств и характеристик конкретного человека.
Знания достигаются в зависимости от вида познания, в результате которого были получены, поэтому виды знаний и виды познания качественно одинаковы.
Помимо видов знаний выделяют различные формы знания:
1. Научное– рациональное, истинное знание.
2. Ненаучное– знание, диаметрально противоположное существующему научному знанию.
3. Донаучное– прообраз научного знания.
4. Паранаучное– околонаучное, однако несовместимое с научным знанием.
5. Лженаучное– априори невозможное знание, состоящее из заблуждений.
6. Антинаучное– фантастическое знание, нереальное по отношению к действительности.
1.4 Истина и её критерии
Как составляющая теории познания, понятие истины не имеет единого определения, поскольку сам вопрос познания по-прежнему остается неразрешенным. Так, существуют многие трактовки понятия истины:
· Знание, достоверность которого проверена эмпирически
· Знание, тождественное действительности
· Как характеристика ценности и полезности знания
· Согласие большинства с сущностью знания
Однако, как правило, принято связывать содержание понятия с определением: истина - это знание, сущность которого совпадает с действительностью.
Здесь важно отметить, чтонахождение истины – это длительный, поступательный процесс. Ошибочно предполагать, что истина постигается разово и всецело. В дополнение к этому, истина конкретна и привязана к определенным условиям и обстоятельствам.
Выделяют следующие разновидности истин:
Вид | Субъективная | Объективная |
Основные моменты | Выражение точки зрения определенного субъекта познания в зависимости от его личных качеств. | Не опирается на особенности восприятия человека, отражает действительность наиболее точно, опирается на подтвержденные опытным путем законы. |
Примеры: | Михаил считает, что яблоки вкуснее груш. | Осенью листва с дуба опадает. |
Евгений Дюринг выступал против марксизма, в то время как Марксу концепция такой экономической политики казалось справедливой. | Планета Юпитер вращается вокруг Солнца. |
Объективная истина, в свою очередь, подразделяется на абсолютную истину и относительную.
Абсолютная истина:
· Обширное, точное знание о действительности.
· Знание, которое невозможно оспорить с течением времени.
Пример: атмосфера Земли по большей части состоит из кислорода и азота. Это утверждение невозможно оспорить, оно не зависит от человеческого фактора.
Относительная истина:
· Фрагментарное, приближенное знание, являющееся промежуточным звеном, средством для достижения абсолютной истины.
· Знание, относящееся к конкретному этапу развития человечества.
· Знание, которое существует в зависимости от определенных обстоятельств, места и времени.
Пример: сахар белого цвета. Сахар бывает как белого, так и коричнего цвета, однако то, что существует сахар белого цвета тоже верно. Получается, знание это фрагментарное, а значит является относительной истиной.
Критерии истины.
Критерии истины формируются, в том числе, из разных подходов к познавательной деятельности. Например, для сторонников чувственного познания важнейший критерий истины – чувственный опыт; для рационалистов нет яснее критерия, чем доказательность и неоспоримость свойств объектов познания, а также последовательное и логическое выведение нового знания.
При более широком рассмотрении вопроса, можно выделить также такие критерии, как:
· соответствие фундаментальным законам
· принятие истины большинством
· практика
Практика (критерий истины в марксизме) – целенаправленная деятельность общества, основная цель которой заключается в преобразовании мира и подчинении его своим потребностям. Основные формы практики – материальное производство, социокультурные изменения ( реформы, восстания и т.п.) и научная деятельность.
В рамках понятия «истина» существует также понятие «заблуждение». Заблуждение отличается ото лжи тем, чтоложь – это намеренное искажение действительности, ситуация, при которой человек выдает ложное за истинное, в то время как заблуждение – ошибочное принятие ложного за истинное.
Мышление и деятельность
Мышление– это процесс отражения субъективной действительности в обобщенных чертах в сознании человека при помощи понятий, суждений, умозаключений.
К особенностям мышления относятся:
· Субъективность восприятия и обработки информации в силу личностных , эмоциональных и волевых характеристик человека, совершающего мыслительный процесс.
· Единение с языком, потому как язык есть способ выражения мысли, средство воспроизведения мысли. Язык выполняет функцию знаковой системы, в которую входят описания и названия предметов действительности, которые человек использует в повседневной жизни.
· Опосредованность способа получения знаний, то есть последовательная связь понятий. А затем выведение нового знания через умозаключение. Так, в случае если человек увидит девушку в белом платье с букетом, а возле нее – мужчину в костюме, не зная наверняка, что это свадьба, человек придет к этому умозаключению посредством цепочки фактов.
· Обобщенность мышления, то есть не только непосредственные понятия, такие как «яблоко», «велосипед», но и способность воспринимать образы целостно и собирательно.
· Возможность строить прогнозы благодаря сравнению и обобщению свойств предметов.
Стоит упомянуть также такую особенность мышления, как принадлежность к социокультурным условиям развития общественных установок. Таким образом, мышление человека напрямую зависит от туже известных научных достижений, законов, или предшествующих им закономерностей. К примеру, человек пришел к выводу, что при нагревании некоторые химические реакции протекают быстрее, но он бы не узнал этого, если бы прежде люди не научились бы использовать огонь и тепло в своих целях, не были бы знакомы с химией как наукой.
Особенностью можно также назвать типологию мышления:
Тип мышления | Трактовка | Обусловлено |
Образное | Мыслительный процесс осуществляется образными представлениями | Неимением у древних людей знаний о понятиях и теориях; примитивный способ мышления |
Теоритическое | Использование понятий, суждений; теоритическое разрешение задачи | Появлением более усложненного способа мыслить, логически рассуждать |
Знаковое | Сущность состоит в знаковых системах и научных шифровках, в которые знание заключено. | Интеграцией точных наук в жизнь человека. |
Деятельность
Деятельность– система действий человека по отношению к окружающему миру, состоящая в преобразовании его человеческим потребностям. Составляющие деятельности как системы:
· Субъект– человек (группа людей или общество в целом), совершающий деятельность
· Объект– направленность деятельности, ее предмет
· Мотив– побуждающее к деятельности условие или их совокупность
· Цель– образец желаемого результат
· Методы/средства – вспомогательные предметы, способствующие достижению результата
· Процесс – осуществление деятельности как таковое, цепочка действий, предшествующая результату
· Результат– конечный итог
Пример: девушка Эля пошла в фитнес-центр. Субъектом здесь будет, в любом случае, сама Эля, объект – тело девушки. Мотив – в общественном транспорте Эле уступили место, решив, что она беременна; исходя из этого, логично установить, что цель девушки – похудеть и привести свое тело в форму, подходящую под эстетические нормы Эли или общества. Методами и средствами являются тренажеры в фитнес-центре, упражнения, диета и т.п. Процесс представляет собой регулярное посещение зала Элей и соблюдение диеты в течение, к примеру, полугода. Результат – Эля сбросила лишние килограммы и обрела рельефные мышцы.
Деятельность бывает двух видов:
Практическая, цель которой состоит в преобразовании материальных объектов и создании имущественных благ (материально-производственная), ценностей или изменении общества (социально-преобразовательная).
Духовная– преобразование совершается над сознанием людей. Духовная деятельность делится на:
· познавательную(формирование представления о мире)
· ценностно-ориентировочную (создание ценностных ориентиров, воспитание)
· прогностическая(предугадывание, просчет возможных путей развития окружающего мира)
· практическая (использование и поддержание духовных ценностей)
Помимо этого, имеет место быть следующий классификатор деятельности.
1. Творчество– вид деятельности, результат которого определяется созданием качественно нового.
2. Труд– вид деятельности, сосредотачивающийся на непосредственном преобразовании природы в удовлетворяющие человеческие потребности блага.
3. Игра– вид деятельности, при котором цель состоит не в создании каких-либо благ, а в извлечении пользы из самого процесса. Как правило, условия игры выдуманы или подразумевают использование воображения.
4. Учение– вид деятельности, процесс которого заключается в обретении знаний и умений. Учение может осуществляться намеренно или бессознательно.
5. Общение- вид деятельности, в процессе которого происходит взаимный обмен знаниями и эмоциями между людьми. В случае, если обмена не происходит, а поток информации идет в одну сторону – это коммуникация. Общение, в свою очередь, разделяется на непосредственное и посредственое, прямое и косвенно, а также по субъектам, вовлеченным в деятельность:
Субъект + субъект | Субъект + воображаемый собеседник (внутренний голос) |
Воображаемые партнеры (литература) | Субъект + иллюзорный партнер (животное) |
Человеческая деятельность уникальна. В частности в силу различий с активностью животного:
Человек | Животное |
Изменяет окружающей мир при помощи мозговой деятельности, создает искусственную среду | Приспосабливается, причем точнее будет сказать, что животное делает это телом – процесс эволюции, мутации и т.п. |
Отталкивается от целеполагания | Отталкивается от целесообразности |
Предрасположен в том числе к творческой деятельности | Способно лишь к потребительской деятельнгсти |
Сознательно ставит цели | Руководствуется инстинктами |
Потребности и интересы
Потребности – это необходимые для существования человека условия, нужды, на удовлетворение которых направлена любая человеческая деятельность.
Потребности бывают следующих видов:
1. Биологические – то, в чем человек нуждается в первую очередь: пища, вода, дыхание, сохранение рода и все прочее, что совершается на уровне биологических инстинктов.
2. Социальные – потребности человека находится в социуме, общаться и выполнять определенную социальную роль, реализовываться в обществе.
3. Духовные – необходимость человека приобретать новые знание и самовыражаться в творчестве.