ГЛАВА 3. Разработка мероприятий по решению стратегических проблем деятельности предприятия.

Методические указания по выполнению

КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Тема курсовой работы у всех одна «Разработка стратегического плана предприятия (на примере…)».

Организация выполнения курсовой работы.

Оформление работы. Работа предоставляется аккуратно оформленной на компьютере с указанием страниц, нумерацией разделов, с использованием в работе графического материала – схем, таблиц, графиков. Общий объем – 20-25 стр. 14 шрифт Times New Roman.

Содержание работы

В содержании представленной работы выделяются следующие разделы:

Введение.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты разработки стратегии предприятия

ГЛАВА 2. Стратегический анализ деятельности предприятия

2.1. Характеристика объекта анализа – организации (фирмы).

2.2. Анализ внешней среды организации.

2.3. Анализ внутренней среды организации.

2.4. Анализ и оценка стратегических альтернатив деятельности компании.

2.5. Перечень стратегических проблем деятельности предприятия

ГЛАВА 3. Разработка мероприятий по решению стратегических проблем деятельности предприятия.

3.1. Разработка концепции стратегического развития организации (выбор стратегии развития организации и описание ее основных положений)

3.2. Оценка эффективности предлагаемой стратегии (или: оценка эффективности мероприятий по совершенствованию существующей стратегии)

Заключение.

Список литературы.

Во введении курсовой работы обосновывается актуальность выбора темы, объекта и предмета исследования, формулируется цель и задачи работы. При обосновании актуальности выбора этой темы следует обратить внимание на необходимость анализа внутренней и внешней среды предприятия, являющейся основой формирования его стратегии. В качестве объекта исследования должно выступать конкретное предприятие, в качестве предмета – его стратегическая политика. Выбор объекта исследования проведите с учетом особенностей и значения выбора стратегии развития предприятия в соответствии с темой курсовой работы. Целью данной работы является рассмотрение сущности той или иной стратегии на примере конкретного предприятия.

Обосновывается выбор фирмы.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты разработки стратегии фирмы.

В разделе 2.1 «Характеристика объекта анализа» дается описание следующих характеристик:

· полное название фирмы;

· направления деятельности, вид производимой продукции или оказываемой услуги;

· размер организации;

· территориальное размещение фирмы;

· характеристика типа управления;

· сильные и слабые стороны менеджмента.

Здесь же необходимо сформулировать миссию и цели (по технологии SMART) деятельности предприятия.

Миссия - это предназначение, смысл существования организации, отличие ее от подобных организаций.

Формулировка миссии может содержать:

· определение деятельности, которая служит удовлетворению конкретных потребностей, методы завоевания рынка;

· ресурсы, которые она может использовать для достижения своих целей;

· ориентация на клиентов;

· отличительные особенности организации.

Возможное пространство определения целей

1. Положение на рынке. Определяется позиция организации по отношению к конкурентам (доля рынка, конкурентные преимущества).

2. Инновации. Устанавливаются новые способы ведения бизнеса, производство новых товаров, услуг, внедрение на новые рынки, применение новых технологий, изменение организации производства.

3. Производство. Определяются цели относительно эффективности использования ресурсов (издержки на единицу продукции, фондоотдача, объем выпуска в единицу времени и т.п.).

4. Ресурсы. Сравнивается наличный уровень ресурсов (материально-производственных запасов, оборудования, денежных средств) с необходимым и определяется будущая потребность в них.

5. Финансы. Формулируется способность организации получать прибыль. Цели, связанные с доходностью, обычно указываются в количественных показателях.

6. Менеджмент. Указываются цели, связанные с изменением организационной структуры управления, совершенствованием коммуникаций и информационного обеспечения, внедрением информационных систем, изменением организационной культуры. Кроме того, указываются цели персональных достижений менеджеров и организации в целом.

7. Управление персоналом. Цели отражают способы мотивации работающих: повышение заработной платы, улучшение условий и содержательности труда, возможности развития персонала.

Во разделе 2.2 анализируется влияние факторов прямого и косвенного воздействия внешней среды на организацию (макросреды и микросреды)

Анализ макросреды, или среды косвенного воздействия, может быть выполнен по методике PEST (political, economic, social, technological), включающий 4 группы факторов.

Политические. Анализируются намерения государственной власти в отношении развития общества; отношения правительства к различным отраслям экономики и регионам страны; возможные изменения в законодательстве; стабильность политической системы и отношение к ней населения; сила оппозиции; международные отношения.

Экономические. Исследуется формирование и распределение ресурсов. Учитываются следующие показатели: общий уровень экономического развития, природные ресурсы, уровень развития конкурентных отношений; темпы инфляции; уровень безработицы; производительность труда; нормы налогообложения; цена рабочей силы и т.п.

Социальные. Данные факторы определяют влияние на бизнес социальных явлений и процессов, таких как, отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи, верования и ценности; демографическая структура общества; уровень образования; мобильность населения и т.п.

Технологические. Анализируются перспективы развития науки, техники, технологии, важные для производства новой продукции, совершенствования организации бизнеса.

Каждому из факторов экспертным образом дается оценка:

· важности для отрасли по шкале: 3 - большая, 2 - умеренная, 1 - слабая;

· влияния на организацию по шкале: 3 - сильное, 2 - умеренное, 1 - слабое, 0 - отсутствие влияния;

· направленности влияния по шкале: +1 - позитивная, - 1 - негативная.

Таблица 1. PEST -анализ факторов макросреды

  Факторы среды Оценки
важности для отрасли влияния на организацию направленности влияния Интегральная
Ст.3х4х5
Политические(Р)        
  Правительственная стабиль­ность        
  Изменение законодательства        
  Государственное влияние на отрасли        
  Государственное регулирова­ние конкуренции в отрасли        
  Налоговая политика        
Экономика ( Е )        
  Общая характеристика эконо­мической ситуации (подъем, стабилизация, спад)        
  Курс национальной валюты        
  Уровень инфляции        
  Цены на энергоресурсы        
Социум ( S )        
  Демографические изменения        
  Уровень безработицы        
  Отношение к труду и отдыху        
  Социальная мобильность насе­ления        
  Активность потребителей        
Технология ( Т )        
  Государственная техническая политика        
  Удельный вес изобретений и патентов страны в фонде мирового сообщества        
  Уровень автоматизации производства в машиностроении страны        
  Новые продукты {скорость об­новления и освоения новых тех­нологий}        
ИТОГО        

Анализ среды непосредственного окружения целесообразно проводить, исследуя потребителей, поставщиков, конкурентов и рынок рабочей силы.

Потребители. Важно выявить факторы, определяющие торговую силу потребителей, к ним относятся: степень зависимости покупателя от продавца; объем закупок; уровень информированности покупателя; наличие замещающих продуктов; стоимость перехода к другому продавцу; чувствительность покупателя к цене; требования к качеству, марке; доходы потребителей; социально-технологические и поведенческие особенности потребителей.

Поставщики. Факторы, характеризующие влияние поставщиков на эффективность деятельности организации: уровень специализации поставщика; стоимость перехода к другому потребителю; важность данных продаж; стоимость и качество товара; график поставок; пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки.

Конкуренты. Изучение конкурентов - важнейшая часть анализа. Необходимо выделить настоящих и потенциальных конкурентов. Рекомендуется сделать конкурентный анализ в виде таблицы 2. Следует дополнить список параметров еще 4-5 параметрами либо все параметры могут быть выбраны студентом самостоятельно. Оценки следует ставить по 10-балльной шкале.

Таблица 2. Конкурентный анализ

Параметры Наше предприятие Конкуренты
1. Цена          
2. Качество          
3. Финансовое состояние          
4. Конкурентные преимущества          
5. Эффективность рекламы          
6.          
7.          
8.          
9.          
10.          
           

Рынок рабочей силы. Анализ рынка рабочей силы позволяет выявить возможности обеспечения организации кадрами. Исследуемые факторы - наличие кадров необходимой квалификации; уровень образования; возраст; пол; стоимость рабочей силы; политика профсоюзов; государственная система; поддержка безработных.

Государственные органы. Необходимо для выявления ограничивающих сил со стороны государства, а также направленность подобного влияния.

В разделе 2.3 следует проанализировать функциональные подсистемы внутренней среды организации (табл. 4).

Оценка элементов внутренней среды следует проводить по 5-балльной шкале

Прежде всего, необходимо выявить основные факторы внутренней среды организации и провести их оценку в соответствии со следующей шкалой:

5 — очень хорошее состояние, совершенно удовлетворяющее - очень сильная сторона потенциала;

4 — хорошее состояние, не требует изменения — сильная сторона;

3 — среднее состояние, требует некоторых ограниченных изменений,

2 — плохое состояние, требует серьезных изменений — слабая сторона стратегического потенциала;

1 — очень плохое состояние, требует радикальных преобразований — очень слабая сторона.

Таблица 4. Исследование внутренней среды

Срез Элементы внутренней среды Оценки в баллах
Кадровый срез · стиль управления · квалификация менеджеров и сотрудников · эффективность политики оплаты труда по сравнению с конкурентами · найм, обучение и продвижение персонала          
Организационный срез · Четкость распределения в фирме прав и обязанностей · Эффективность взаимодействия различных структурных подразделений по достижению целей развития · Эффективность организационной структуры          
Операционный срез · Соответствие технологии и оборудования конкурентным требованиям потребителей · эффективность использования техники и оборудование · Приводят ли НИОКР к созданию принципиально новых продуктов? · Каковы правовые формы защиты продуктов фирмы и как они используются?          
Маркетинговый срез · Сильные и слабые стороны товаров и услуг фирмы · Доля рынка и насколько твердо удерживает фирма · Возможности для выхода на рынок с новыми продуктами и для освоения новых рынков          
Финансовый срез · Обеспечение прибыльности · Достаточность осуществляемых капитальных затрат для обеспечения будущих потребностей развития фирмы · Положительная кредитная история фирмы · Рациональность налоговой политики          
Организационная культура · Ценности и нормы, принятые в фирме; · Миссия, ценности, отношение к окружающему миру; · Трудовая этика и мотивация · Взаимоотношения между людьми в фирме          

Анализ внешней и внутренней среды необходимо резюмировать в виде SWOT-анализа (таблица 5).

ВНИМАНИЕ!Перечень сильных и слабых сторон должен соответствовать результатам анализа внутренней среды; перечень возможной и угроз – результатам анализа внешней среды

Таблица 5. SWOT-анализ

  Возможности (O) Угрозы(T)
Сильные стороны (S) поле «СИВ»(сила и возможности) поле «СИУ»(сила и угрозы)
Слабые стороны (W) поле «СЛВ» (слабость и возможности) поле «СЛУ»(слабость и угрозы)

Cтратегии WT слабости — угрозы (mini-mini). Цель любой из стратегий вида WT состоит в том, чтобы минимизировать слабости и угрозы.

Стратегии WO слабости — возможности (mini-maxi). Стратегии данной группы пытаются минимизировать слабости и одновременно максимизировать возможности.

Стратегии ST cилы — угрозы (maxi-mini).Цель данных стратегий состоит в том, чтобы максимально развить силы, и минимизировать угрозы.

Стратегии SO cилы — возможности (maxi-maxi). Любая компания должна стремиться к тому, чтобы максимизировать одновременно как силы, так и возможности

В разделе 2.4 должны быть произведены анализ и оценка стратегических альтернатив деятельности компании.

Сперва необходимо определить и описать используемую на предприятии стратегию из следующего списка:

Наши рекомендации