Основные этапы Особенности и характерные черты Ведущие мыслители
Политические Политика не выделялась в самостоя- Хаммурапи, Заратуш-
учения Древнего тельную область знания, выражалась тра, Конфуций,
Востока (Египет, в мифологической форме, господ- Шан Ян, Шень Бу-ху,
Иран, Индия, ствовало понимание божественного Мо-цзы
Китай, Ассирия, понимания власти
Вавилон)
Политические - Постепенное освобождение поли- Гомер, Солосолонн
учения Древних тических взглядов от мифологии. Пифагор, Гераклит,
Греции и Рима - Обособление их как относительно Сократ, Платон,
самостоятельной части философии Аристотель,
- Анализ устройства государства, Лукреций, Цицерон
классификация его форм, определе-
ние идеальной формы правления
Политические - Развитие социально-политической Марк Августин
учения мысли в основном усилиями Фома Аквинский
Средневековья религиозных деятелей.
- Обоснование теологической
теории политической власти.
- Роль религии и государства в
политике.
Политические - Развитие гуманистических начал в Н.Макиавелли,
учения эпохи политической теории, освобождение М.Лютер, Т.Мор,
Возрождения и от теологии. Т.Гоббс, Г.Гроций,
эпохи Просве- - Анализ проблем прав человека, Т.Кампанелла,
щения закона и государства, демократичес- Дж.Локк.
кого устройства общественной
жизни.
Политические - Формирование либеральной поли- Ш.Монтескье,
учения Нового тической идеологии. Ж.-Ж. Руссо,
Времени - Обоснование необходимости Б.Констант,
разделения властей. О.Конт, И.Бентам,
- Анализ ценностей и механизма А.Радищев,
функционирования демократии. Н.Чернышевский.
- Формирование концепции прав
человека.
Научные идеи Платона, Аристотеля, Макиавелли и других ученых нашли свое дальнейшее развитие в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Т. Джефферсона, Т. Пейна и других.
В своем главном произведении «Левиафан» Томас Гоббс (1588—1679 гг.) отбросил теории божественного происхождения государства, рассматривая его возникновение как результат общественного договора между гражданами в целях обеспечения всеобщего мира и безопасности. Благо народа, полагал Гоббс, высший закон государства. Согласно Гоббсу может быть три формы государства: монархия, демократия (народоправство) и аристократия. Симпатии Гоббса были на стороне монархии.
В этот период формируется идеология либерализма, окончательно закрепленного английской революцией 1688 года. Ее основатель — Джон Локк (1632-1704) — английский философ-просветитель и политический мыслитель. Свою социально-политическую концепцию Локк изложил в труде «Два трактата о государственном правлении». Цель государства, по Локку, сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда. Поэтому государственная власть не может быть произвольной. По Локку она делится на законодательную, исполнительную и союзную (федеративную). Он устанавливает четкие границы власти, при безусловном подчинении всех закону. Это исключает произвол, абсолютизацию власти и конституционно защищает права граждан.
Шарль Луи Монтескье (1689-1775 гг.) в работе «О духе законов» обосновывает идеал политической свободы, объясняя ее независимостью каждого индивида от произвола властей. Свобода, по мнению Монтескье, означает право делать все, что не запрещено законом, и может быть обеспечена в рамках такой формы государства, как демократическая республика. Республика есть государство, где власть принадлежит всему народу. Монтескье развивает идею Д. Локка о разделении властей и подразделяет государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную.
Анализ политического устройства общества, соотношение народа и власти проводил в своих трудах Жан Жак Руссо (1712-1778). Основной принцип его политического учения — идея народного суверенитета, обоснованная в труде „«Об общественном договоре». Руссо разработал теорию общественного договора, в которой развитие общества рассматривалось им от естественного состояния равенства людей («золотой век») через их способность к совершенствованию до появления частной собственности и возникновения имущественного неравенства. В результате общественного договора образуется гражданская община (республика). Верховную власть в ней представляет народ. Участие в 'правлении является гражданским долгом каждого человека. Среди форм правления Руссо различает монархию, аристократию и демократию.
Европейские идеи демократиинашли свое первоначальное практическое воплощение в США и были закреплены в Конституции США. Демократия в Америке была исследована французским ученым и политологом А. Токвилем. Социально-политические взгляды Томаса Джефферсона, Томаса Пейна опирались на принцип естественного права.
В Декларации независимости Джефферсон заявлял, что все эти люди сотворены равными и все они одарены очевидными правами, к числу которых — принадлежат жизнь, свобода, стремление к счастью. Декларация независимости США — первый в истории государственный акт, провозгласивший идею народного суверенитета основой государственной жизни.
Немецкая классическая философия представляет собой высокое достижение философской мысли. Ее теоретики — Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Основной идеей философско-исторической концепции классиков немецкого идеализма является идея постепенного, поступательного развития, осуществления правового строя, понимаемого как буржуазно-демократическое государство. Таково учение Иммануила Канта (1724-1804) о республике. Государство, по Канту, это объединение людей в рамках правовых законов, имеющее своей целью соблюдать и обеспечивать действие принципа справедливости для всех граждан. Демократическому идеалу власти народа у Руссо Кант противопоставляет идеал Гоббса — принцип неограниченных полномочий действующей верховной власти, считая, что большинство человечества зло по природе. Взгляды Канта на форму управления государством претерпевали существенную эволюцию. Его учение о праве и государстве основывалось на формальном понимании права, выраженного в трех принципах: свобода каждого члена общества, равенство всех подданных, самостоятельность каждого гражданина. Однако свобода понимается Кантом с либеральных позиций как добровольное подчинение народа властям, независимо от ее происхождения. В этой связи он подчеркивает, что «Моральный закон свят (ненарушим). Человек, правда, не так уж свят, но человечество в его лице должно быть для него святым. Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе. Именно он субъект морального закона, который свят в силу автономии своей свободы. Именно поэтому каждая воля, даже собственная воля каждого лица, направленная на него самого, ограничена условием согласия ее с автономией разумного существа, а именно, не подчиняться никакой цели, которая была бы невозможна по закону, какой мог бы возникнуть из воли самого подвергающегося действию субъекта; следовательно, обращаться с этим субъектом следует не только как со средством, но и как с целью».
Георг Гегель (1770-1831) рассматривает идеи о социально-исторической жизни людей, проблемы права и государства. Гегель утверждает принцип буржуазной частной собственности и право на неравенство в собственности. Это основа свободы, но сама свобода оказывается здесь правом личности на присвоение. Государство у Гегеля есть осуществленная свобода, его назначение охранять семью и руководить гражданским обществом, снимать противоречия между семьями и сословиями, между индивидами и родом (обществом). Наилучший общественный строй, по Гегелю, конституционная монархия. В теории права Гегеля важное место занимает понятие «гражданское общество». Это становящийся или зрелый буржуазный социально-экономический строй в разных его частных модификациях.
Важно отметить, что политико-правовые взгляды, идеи и концепции ученых и философов мировой политической мысли оказали значительное влияние на современную науку о политике.