Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц (72 часа)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц (72 часа). Форма контроля – зачет.

Учебно-тематический план

Очная форма обучения

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Всего часов по учебному плану Из них аудиторных Другие виды занятий Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия
2 семестр
1. Тема 1. Понятие, сущность, правовые и организационные основы режима секретности.      
2. Тема 2. Информационные основы режима секретности. Защита информации.      
3. Тема № 3. Понятие о документах и значение делопроизводства и документооборота в УИС.              
4. Тема № 4. Правила оформления основных видов организационно-распорядительных документови справочно-информационных документов; контроль и исполнение документов в УИС.              
5. Тема 5. Права, обязанности и ответственность лиц, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну        
Итого за семестр  
Всего по курсу  

Содержание дисциплины

Тема №1. Понятие, сущность, правовые и организационные основы режима секретности.

Цель занятия:изучение и закрепление курсантами правовых и теоретических основ режима секретности в Российской Федерации.

Семинарское занятие – 4 часа

Практическое занятие – 2 часа

Вопросы для обсуждения

1. Понятие, сущность и правовые основы режима секретности в органах и учреждениях УИС.

2. Понятие государственной тайны. Степени секретности.

3. Порядок засекречивания сведений составляющих государственную тайну.

Методические рекомендации

Рассматривая первый вопросдля понимания сущности и значения режима секретности курсантам необходимо уяснить общее понятие, правовую основу обеспечения режима секретности в деятельности органов и учреждений ФСИН.

Понятие «режим секретности»представляет собой комплекс организационных, технических и иных мероприятий, направленных на обеспечение сохранения в тайне сведений, составляющих государственную тайну.

Правовую основу обеспечения режима секретности в органах и учреждениях ФСИН России составляют:

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».

3. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 года № 1203. «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (в ред. от 11.06.2011).

При изучении второго вопросакурсанты должны уяснить понятия государственной тайны, носителей сведений составляющих государственную тайну, допуск к государственной тайне, степени секретности, систему допуска к государственной тайне.

Согласно статьи 2 Закона «О государственной тайне»к числу сведений, составляющих государственную тайнуотносятся - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Носители сведений, составляющих государственную тайну-материальные объекты, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен государственной службе или безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений. Законом Российской Федерации «О государственной тайне» установлены три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «Особой важности», «Совершенно секретно» и «Секретно». Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Гриф «Особой важности» означает наивысшую степень секретности и присваивается строго ограниченной группе документов, изделий и работ, содержащих сведения большой государственной важности и составляющих особо охраняемую государственную тайну.

В Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203, дается следующее разграничение таких сведений:

- к сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей;

- к совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей;

- к секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Практическое занятие – 2 часа

Цель занятия:закрепить теоретические знания обучаемых, полученные ими на лекции, а также в процессе самостоятельного изучения рекомендованной литературы; отработать практические навыки изучения, анализа и оценки оперативно-служебных ситуаций и принятия по ним соответствующих решений.

Методика проведения занятия: занятие проводится методом группового упражнения (курсантам предлагается просмотреть, обсудить и проанализировать учебный видеофильм «Электронное мошенничество «Спрут» (или иной по теме занятия на усмотрение преподавателя), после чего выявить и обсудить основные принципы защиты информации, каналы её утечки, применяемые в сюжете, дать правовую оценку, предложить свои способы решения описываемой ситуации). В ходе занятие курсанты должны соотнести действия участников фильма с теоретическими вопросами, рассмотренными на лекции.

Место проведения занятия: учебно-методический кабинет кафедры ООРД.

Материальное обеспечение: плазменная панель; телевизор; видеоплеер; учебная доска; тематические видеофильмы.

Используемая литература: [1, 2, 6, 7, 13, 20-23, 31-34]

Наши рекомендации