Консультативные органы (совещательные органы, не является юридическим лицом)
1)Счетная палата (Палата аудиторов) (The Court of Auditors). Создана в 1975 для аудиторской проверки бюджета ЕС и его учреждений.
– Функции. Проверяет отчеты о доходах и расходах ЕС и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам ЕС; следит за качеством управления финансами; после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам (по просьбе институтов или по собственной инициативе); помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета ЕС.
– Состав. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена). Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей.
Место пребывания – Люксембург.
2)Экономический и социальный комитет (Economic and Social Committee) – консультативный орган ЕС . Образован в соответствии с Римским договором.
– Функции. Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций).
– Состав. Состоит из 344 членов, называемых советниками. Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек (см. табл.2).
Место проведения заседаний. Комитет собирается 1 раз в месяц в Брюсселе.
3)Комитет регионов (Committee of the Regions).
Комитет регионов является консультативным органом , обеспечивающим представительство региональных и местных администраций в работе ЕС . Комитет учрежден в соответствии с Маастрихтским договором и действует с марта 1994.
– Функции. Консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов.
– Состав. Состоит из 344 членов, представляющих региональные и местные органы, но полностью независимых в выполнении своих обязанностей. Количество членов от каждой страны такое же, как и в Экономическом и социальном комитете. Кандидатуры утверждаются Советом единогласным решением по предложениям государств-членов сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя и других должностных лиц сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств-членов численность Комитета не будет превышать 350 человек.
– Место проведения сессий. Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год.
ЭКОСОС
Экономический и социальный комитет (Economic and Social Committee) – консультативный орган ЕС . Образован в соответствии с Римским договором.
– Функции. Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС . Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций).
– Состав. Состоит из 344 членов, называемых советниками (по 24 представителя от Франции, Германии, Италии и Великобритании, 21 – от Испании, по 12 – от Бельгии, Греции, Нидерландов, Португалии, Швеции и Австрии, по 9 – от Дании, Ирландии и Финляндии, 6 – от Люксембурга).
Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек (см. табл.2).
Место проведения заседаний. Комитет собирается 1 раз в месяц в Брюсселе.
88.Лиссабонский договор— международный договор, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 в Монастыре иеронимитов в Лиссабоне.
Договор о реформе структурно состоит из преамбулы, 7 статей, 13 протоколов и 59 деклараций.
Институциональные изменения
-Постоянный председатель Европейского совета
Ввoдится пост постоянного председателя Европейского совета, который будет избираться европейскими лидерами сроком на 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок. Постоянный председатель Европейского совета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам Общей внешней политики и политики безопасности, что не умаляет роли Высокого представителя (Ст. 9b Договора о ЕС).
-Европейский парламент
Парламент получает большую полноту власти, поскольку его вес как законодательного органа приравнивается к весу Совета. Он также получает равный статус с Советом в отношении вопросов бюджета, так как дифференциация на «обязательные» и «необязательные» расходы не проводится.
Европарламенту поручено избрание председателя Еврокомиссии (тогда как сейчас он только одобряет кандидатуру, выдвинутую правительствами стран-членов).
С 2009 г. вводится новая система распределения мест в Парламенте. Число членов ограничивается 750-ю + 1 (председатель Парламента).
-Европейский совет
Евросовет становится полноценным институтом Союза. Он состоит из глав государств или правительств государств-членов, его председателя и председателя Комиссии. В работе будет участвовать Высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности (см. ниже).
-Совет
Изменения, прежде всего, касаются новой системы голосования по принципу квалифицированного большинства. Начиная с 1 ноября 2014 г. квалифицированным большинством считаются голоса как минимум 55 % членов Совета (как минимум 15 стран), которые представляют как минимум 65 % населения Союза. Блокирующим меньшинством становятся четыре государства-члена Совета.
Новый договор расширяет список вопросов, голосование по которым проводится по принципу квалифицированного большинства (Порядок председательства в Совете, социальные гарантии,общая транспортная политика, Культура и т.д.)
-Европейская комиссия
Комиссия Европейских сообществ официально переименовывается в Европейскую комиссию.
С ноября 2014 г. Комиссия будет состоять из числа представителей, соответствующего 2/3 количества стран-членов ЕС, «в случае, если Евросовет единогласно не примет иного решения». Таким образом, в обычных условиях Комиссия будет состоять из 18 представителей от 27 стран. Члены Комиссии будут избираться на основе системы равной ротации между государствами-членами.
-Верховный представитель по внешней политике и политике безопасности
Европейский Совет по согласованию с председателем Еврокомиссии, квалифицированным большинством назначает верховного представителя Союза по внешней политике и политике безопасности (ст. 9е Договора о ЕС). Главное нововведение Договора о реформе заключается в том, что он будет возглавлять Совет по международным отношениям. Верховный представитель одновременно также является одним из вице-председателей Комиссии, в сферу компетенции которого входят внешние связи ЕС с миром.
Функции Совета ЕС
Законодательные полномочия.— полномочия осуществлять правовое регулирование общественных отношений посредством издания нормативных актов.
Бюджетные полномочия.— полномочия утверждать роспись доходов и расходов в форме документа под названием «общий бюджет Европейского Союза».
Контрольные полномочия. Подобно законодательным органам в государствах Совет осуществляет контроль за тем, как выполняются принятые им нормативные акты и другие решения «правительством» ЕС — Комиссией.
Б. Полномочия в сфере исполнительной власти
Договор о ЕС сохраняет за Советом возможность оставлять за собой право принятия «мер по исполнению» законодательных актов Сообщества. На практике эта возможность используется довольно редко: «меры по исполнению», как правило, издает Комиссия, а Совет осуществляет контроль за ней.
Совет ежегодно утверждает «общие ориентиры экономической политики», и за их соблюдением государствами-членами Совет осуществляет контроль.
По некоторым вопросам Совет наделен также распорядительными полномочиями, в том числе правом применять санкции к государствам-членам.
В. Полномочия по формированию органов и назначению должностных лиц Европейского Союза
Отдельную группу полномочий Совета образует право формировать состав других институтов и органов Европейского Союза, а именно, Европейскую счетную палату, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов и некоторые другие органы.
Ниицкий договор также наделил Совет правом учреждать судебные органы ЕС специальной юрисдикции — «судебные палаты» — и назначать их членов.
Г. Внешнеполитические полномочия
Наиболее важным полномочием Совета является заключение международных договоров от имени Европейских сообществ или всего Союза. Данные полномочия Совет осуществляет в рамках всех трех опор, однако важнейшие соглашения ЕС нуждаются сейчас в утверждении Европарламентом.
К полномочиям Совета относится также издание специальных внешнеполитических актов Союза в рамках общей внешней политики и политики безопасности: общих позиций, общих акций, а также решений.
Компетенция Е Совета
1)Осуществляет функцию стратегического планирования в отношении всех сфер деятельности как Союза в целом, так и его государств-членов (устанавливает общие принципы и ориентиры внешней политики, уполномочен принимать решение о создании «общей обороны», представительство Союза на международной арене в сфере ОВПБ);
2)Является высшей политической инстанцией для урегулирования разногласий и противоречий внутри Союза( юридические конфликты разрешаются в судах).
3) определяет ориентиры для составления программ законодательной и оперативной деятельности в сфере пространства свободы, безопасности и правосудия (ст.68 ДФЕС), обсуждает представленный Комиссией проект «главных ориентиров экономической политики». ежегодно рассматривает состояние занятости в ЕС, после чего Совет по предложению Комиссии разрабатывает соответствующие «ориентиры» (ст.148 ДЕС).
4)Европейскому Совету также отводится ключевая роль в процедуре пересмотра учредительных документов ЕС (право самостоятельно принимать решения о пересмотре отдельных положений учредительных документов).
5) полномочия по формированию органов и назначению должностных лиц право выдвигать кандидата на пост Председателя Европейской комиссии, право назначать Комиссию (ст. 17 ДЕС) и право назначать Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности. Ввoдится пост постоянного председателя Европейского совета, который будет избираться европейскими лидерами сроком на 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок. Постоянный председатель Европейского совета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам Общей внешней политики и политики безопасности, что не умаляет роли Высокого представителя (Ст. 9b Договора о ЕС).
Нормативно-правовые акты, которые вырабатываются по итогам каждой сессии Европейским Советом, носят название «заключений» (положения программного характера, адресуемые государствам-членам и институтам). Данный орган по специальным вопросам издаёт также резолюции и декларации.
По Л.Д. Евросовет становится полноценным институтом Союза. Он состоит из глав государств или правительств государств-членов, его председателя и председателя Комиссии. В работе будет участвовать Высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности (см. ниже).
[1] Ранее использовался термин «Официальный вестник Европейских сообществ».
[2] От лат. notifico — делаю известным, оповещаю.
[3] Термином "коммунитаризация" обозначают процесс передачи отдельных полномочий в ведение Сообществ и распространение на них юрисдикции Суда ЕС.