Психологические концепции права
Леон Петражицкий. Первично правосознание. Право отождествляется с психологическими переживаниями человека.
Традиционно выделялось 3 психических процесса, характерных для человеческой деятельности: познавательный процесс, оценочный процесс (чувства, пассивные процессы), волевой процесс (активный процесс). Петражицкий добавил сюда еще эмоции. Это основа психологических чувств; сплав познания, чувств и воли; волевые побуждения, сформированные на основе опыта и его оценки субъектом. Делятся на положительные и негативные.
Этический долг – этическое осознание обязанности совершать какое-то действие в результате некоего позитивного опыта. Переживание этического долга – это право.
Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл “эмоциональной теорией” и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов.
Эмоции - это состояние долженствования, переживания этического долга, которые, в свою очередь, делятся на:
1. Переживания нравственного долга (односторонние императивные переживания). Человек чувствует себя обязанным к совершению некоторых действий и не осознает взаимности переживаний другими субъектами. Отсутствуют обязательственно-притязательные отношения. Самообязывание.
2. Переживания правового долга – императивно-атрибутивные притязания, носят двусторонний характер. В рамках психологической концепции нет смысла искусственно наполнять содержанием права и обязанности. Они также делятся на интуитивное право (право, которое складывается у человека под влиянием чувств, воспитания, независимо от воздействия внешней силы, внешнего авторитета) и позитивное право (право, которое складывается у человека под воздействием внешней силы, внешнего авторитета). Они могут как совпадать, так и противоречить (Петражицкий уходит от разрешения данной проблемы. Нет четкой доминанты).
Под правом понимается совокупность императивно-атрибутивных переживаний правового этического долга. Правовая норма, позитивное право – это лишь проекция, абстракция, имеющая своим источником императивно-атрибутивные этические переживания человека. Объем понятия «право» шире, чем объем традиционной трактовки права (взаимодействие человека с Богом, наличие игорного права, права взаимодействия слуг и господ, по отношению к животным, неодушевленным предметам → отсутствует регулирование отношений государством) → учитывает интуитивное правовое переживание.
Соотношение интуитивного и официального права, по теории Петражицкого, в каждой стране зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Россия является “царством интуитивного права по преимуществу”. В ее состав входят народы, стоящие на разных ступенях развития, с множеством национальных правовых систем и религий.
Формальный аспект права все же остается важным в том смысле, что форма сводится к наличию у притязаний императивно-атрибутивного характера. Содержание права не принимается во внимание. Не исследуется влияние содержания переживаний на их форму.
Им выдвигался проект создания особой научной дисциплины – политики права. С точки зрения Петражицкого, философия права распадается на две самостоятельные науки: теорию права и политику права. Теория права должна стать позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма и метафизики. Политика права как прикладная дисциплина призвана соединить позитивные знания о праве с общественным идеалом, т.е. представить научное решение проблемы, составлявшей содержание прежних естественно-правовых учений.
Марксистские представления о классовости права Рейснер толковал в том смысле, что каждый общественный класс в соответствии с положением данного класса в обществе и его психикой творит свое реально существующее и действующее интуитивное классовое право. Уже при капитализме, по Рейснеру, имеется не только буржуазное право, но также пролетарское право и крестьянское право. Так что не "все право" запятнано "эксплуататорской целью". Возражая против отождествления всего права с эксплуататорским правом, Рейснер уже до революции проводил ту мысль, что у революционных масс есть свое классовое интуитивное право, которое должно лечь в основу их будущего господства. Это подтвердилось после пролетарской революции, особенно выразительно — в Декрете о суде № 1, которым деятельность новой юстиции в условиях отсутствия надлежащего официального права была ориентирована на "революционное правосознание" победившего пролетариата.
Классовость права в толковании Рейснера подразумевает наличие правового элемента в межклассовой борьбе, существование особого субъективного классового права и, наконец, своеобразный компромисс этих субъективных классовых прав, "который в той или иной форме завершает картину правовой оболочки междуклассовой борьбы". В результате классовой борьбы одно из субъективных прав ложится в основу некоторого общего правопорядка, в котором классовое право господствующего класса занимает доминирующее положение.
+