Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
А.И.Романов,
Председатель Комитет
•'• Законодательной палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан
Все мы свидетели того, как в последние годы в республике осуществляется земельная реформа и последовательно складывается собственное земельное законодательство.
Исходные позиции земельного законодательства Республики Башкортостан определены в Конституции республики 1993 года и в Договоре российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан».
В Конституции Республики Башкортостан статья 10 закрепляет следующие важнейшие положения: «Земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории Республики Башкортостан являются достоянием (собственностью) ее многонационального народа.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными богатствами, другими ресурсами регулируются законодательством Республики Башкортостан.
Соглашения с федеральными органами власти Российской Федерациипо этим вопросам заключаются на добровольной основе».
По сути дела аналогичные положения содержатся и в Договоре отЗ августа 1994года:
«В ведении Республики Башкортостан находятся;
...5. решение вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами республики, являющимися достоянием (собственностью) ее многонационального народа, в соответствии с законодательством Республики Башкортостан и соглашениями с федеральными органами власти российской Федерации».
Начало земельной реформе в нашей республике положили принятые в марте 1991 года Верховным Советом Башкирской ССР (с февраля 1992 года - Республика Башкортостан) важнейшие законы «О земельной реформе в Башкирской ССР», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве в
Башкирской ССР». В развитие этих базовых документов Верховным Советом Республики Башкортостан были приняты Законы «Об аренде» (18 июня 1991 года) и «О плате за землю» (28 февраля 1992 года), согласно которому использование земли в Республике Башкортостан является платным. Формами платы являются; земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
К концу 1998 года в республике действовали1 320 915 землевладельцев и землепользователей,в том числе 1 381 сельскохозяйственноепредприятие, 12 538 несельскохозяйственных предприятий, более 3 539 крестьянских (фермерских) хозяйств), 523 884 личных подсобных хозяйства, 534 745садоводов и393 826 занятых индивидуальным жилищным и гаражным строительством.
Согласно Земельному кодексу республики1991 года задачами земельного законодательства Башкортостана являются регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, создания равноправных условий для эффективного и устойчивого развития всех форм хозяйствования, охраны прав граждан, предприятий, учреждений и организаций, укрепления законности в области земельных отношений.
После принятия Земельного кодекса в жизни республики произошли серьезные изменения, что оказало заметное влияние на регулирование земельных отношений. 5 августа 1996 года Государственным Собранием Республики Башкортостан был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Башкирской ССР». В статье 3 этого Закона было закреплено, что земля в Республике Башкортостан может находиться в государственной и частной собственности.
В частную собственность могут предоставлятьсяземельные участкидля ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, дачного и гаражного строительства. Условия и порядок предоставления гражданам в собственность земельных участков определяются законодательством Республики Башкортостан.
Согласноэтой статье граждане - собственникиземельных участковимеют право совершать с этими участками сделки, предусмотренные гражданским и земельным законодательством. В 1996 годуряд изменений и дополнений был внесентакже в Закон«О земельной реформе в БашкирскойССР».
Bi соответствии с законом о земельной реформе из земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий передано в ведение сельских и поселковых советов I 380 тыс.га земель, сформирован специальный земельный фонд районных Советов на площади 684 тыс,га, Кабинетом Министров Республики Башкортостан утверждена новая городская черта 12 городов республики с передачей в ведение городских Советов дополнительно 70.0 тыс.га земель. Разрабатывается новый генеральный план развития столицы Республики Башкортостан города Уфы.
При осуществлении земельной реформы активно действовали законы республики «Об аренде», «О плате за землю», «О местном самоуправлении и местном хозяйствовании», Был принят также ряд Указов Президиума Верховного Совета и Президента Республики Башкортостан, а также нормативные акты Совета Министров и Кабинета Министров Республики Башкортостан, содействовавших проведению земельной реформы.
Исключительное значение имеет проведенный в республике 17 декабря 1995 года референдум по земле. На референдум был внесен вопрос «Должна ли земля в Республике Башкортостан быть объектом неограниченной купли-продажи?». Граждане республики активно участвовали в референдуме. Более 80 процентов всех граждан, имеющих право голоса, пришли к урнам. Из них отрицательно ответили I млн.754 тыс. человек или 84,4 процента. Накануне референдума был издан Указ Президента Республики Башкортостан «О передаче гражданам в собственность земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, дачного и гаражного строительства», На этих участках граждане ведут личное подсобное хозяйство, строят индивидуальные дома, дачи, гаражи.
Сегодня завершается многолетняя интенсивная работа по внесению изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Башкортостан-
За период работы Государственного Собрания, т.е. с апреля 1995 года по декабрь 1998 года. Комитет Законодательной Палаты по аграрным вопросам, продовольствию, экологии, природным ресурсам и природопользованию готовил к рассмотрению Палатой 33 законопроекта из области аграрного, экологического права и природопользования. На сегодняшний день Комитетом подготовлено, рассмотрено в Законодательной палате, доведено до окончательного принятия Государственным Собранием 23 закона. .
Из них к сфере земельного законодательства относятся следующие Законы Республики Башкортостан:
«О мелиорации земель». Законодательство вэтой области регулируетотношения, возникающие в процессе осуществления мелиоративных
мероприятии на землях сельскохозяйственного назначения, землях лесного фонда, землях водного фонда и иных землях, в соответствии с земельным, водным, лесным законодательством республики и законодательством об охране окружающей природной среды.
«О сельскохозяйственной кооперации в Республике Башкортостан». Этот закон определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельхозкооперации Республики Башкортостан, гарантирует гражданам и юридическим лицам право на их создание и государственную поддержку,
«Об ответственности за нарушение земельного законодательства» -закон устанавливает ответственность граждан, должностных и юридических лиц за самовольное занятие земельных участков, самовольное строительство на них зданий, гаражей и иных сооружений; засорение земель сорными растениями, захламление земель; порчу и уничтожение плодородного слоя почвы; загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами и т.д.
«Об административной ответственности за потраву посевов и сенокосов, порчу или уничтожение собранного урожая, повреждение насаждений и пастбищ».
Внесены ряд существенных изменений и дополнений в действующие акты земельного законодательства. Законами Республики Башкортостан трижды (в 1995, 1996 и 1998 годы) были внесены коррективы и дополнения в Закон Республики Башкортостан «О плате за землю». В июле 1996 года изменения и дополнения внесены в Земельный кодекс Башкирской ССР и Закон о земельной реформе в Башкирской ССР-
Работа над новой редакцией Земельного кодекса, внесенного в Государственное Собрание Кабинетом Министров республики, началась в Комитете с начала 1997 года. 20 мая 1997 года Кодекс был одобрен в первом чтении Законодательной палатой. С учетом важности этого основополагающего правового акта летом он был опубликован в республиканской печати для всенародного обсуждения. Сегодня с учетом поправок депутатов, предложений и замечаний министерств, ведомств, организаций, ученых, а также мнения общественности законопроект находится на завершающей стадии рассмотрения в Законодательной палате. К проекту новой редакции Земельного кодекса было получено более трехсот поправок, предложений и пожеланий, Особый интерес у депутатов и аграриев вызывает дискуссия, начатая вокруг права продажи земли в частные руки. Можно сказать, что Комитет практически завершил работу над новой редакцией Земельного кодекса Республики Башкортостан.
Комитет продолжает работу над проектами законов «О садоводческих и огороднических некоммерческих объединениях граждан», «О государственном регулировании агропромышленного производства», «О продовольственной безопасности Республики Башкортостан», «О личном подсобном хозяйстве граждан».
Говоря о перспективах развития земельного законодательства республики, следует сказать, что пакет по подготовке в 1999 - 2000 годах первоочередных законопроектов по регулированию земельных отношений должен включать, на наш взгляд, следующие законопроекты: о государственном земельном кадастре, о государственных и муниципальных землях, о гражданском обороте земель в городах, об оценке земель, о землеустройстве, об аренде земельных участков, о залоге сельскохозяйственных земель, об охране земель и другие.
Жизнь ие стоит на месте, постоянно внося коррективы. Успешное развитие колхозов, совхозов и всех форм хозяйствования, благополучие членов их коллективов, вывод их из кризисной ситуации во многом будут зависеть от понимания и умения руководителей хозяйств, глав местных администраций организовать на территории конкретного сельскохозяйственного предприятия, сельского и поселкового Советов эффективное функционирование в едином комплексе - партнерство и взаимодополнение общественного и частного секторов. Назрела необходимость в будущем году выработать четкую научно обоснованную аграрную политику и государственную программу реформирования сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса. А парламентарии будущего созыва на этой основе разработают концепцию и программу законодательной работы по обновлению и развитию земельного законодательства Республики Башкортостан.