Оформление крупных материалов
Газетный «подвал» – крупный материал, разверстанный внизу полосы либо на все колонки, либо на большую часть колонок полосы.
Газетный «чердак» – перевернутый «подвал».
«Окно» – материал, заверстанный в углу или на центральных колонках.
Газетный разворот – две смежные полосы газеты, на которых размещены материалы одной подборки.
Понятие макета полосы.
Технология производства газеты состоит из нескольких этапов: набора текста и подготовки иллюстрационного материала, верстки и печати. В настоящее время все допечатные процессы (набор текста, подготовка иллюстрационного материала, макетирование, верстка) находятся в ведении самой редакции или же типографии выполняют эти виды работ по заказу редакций.
Остановимся на макете полосы — графическом плане верстки. точный объем материалов, размещаемых на конкретных полосах и в номере, следует определить уже до начала планерки, когда утверждается план номера и полос. Тогда можно избежать случайных материалов «в досыл», осуществлять верстку строго в соответствии с редакционными планами.
Заранее нарисованный макет (желательно на бланке 1:1 при формате газет АЗ и А4) — это продуманная композиция, баланс постоянства и новизны, когда в рамках устоявшейся модели дизайнер импровизирует, ищет и находит оформительские «сюрпризы», отказ от произвольного интерлиньяжа или кегля шрифта. При макетировании употребляются специальные условные обозначения текстовых колонок, иллюстраций, линеек и т.д. Колонки могут быть показаны такими знаками: «змейкой», стрелками, зигзагом, штриховкой и кривой. Иллюстрации изображаются в виде диагонали, «конверта» и штриховки. Линейки обозначаются прямыми линиями и «расписываются» на макете, то есть указывается их характер (газетная светлая, двухпунктовая жирная, ассюре и т.п.). Работники секретариата выбирают те или иные приемы макетирования:1. Планово-композиционный. (Материалы разверстываются в той последовательности, в какой они обозначены в плане).2. Традиционный прием макетирования.( Он предусматривает постановку в чердаке или подвале наиболее крупного материала, который по диагонали уравновешивается другой, сравнимой по размерам публикацией («мельница», «вертушка»).)3. «Гвоздевой» прием макетирования.( Самая ударная публикация ставится в зрительный центр полосы в окружении, как правило, мелких заметок).
Применяются специфические термины, связанные с размещением материалов на полосе: «на открытие» (левый верхний угол полосы), «на отлет» (правый верхний угол полосы), «стояк» (две-три колонки сверху донизу), «чердак» (верхняя часть полосы), «подвал» (нижняя часть полосы), «подвал на разворот» (или «нараспашку»), «внакрут» (разверстка всего блока — подборки материалов на одну тему — на две и более колонок, внутри же блока заметки идут одна за другой), «мельница», или «вертушка» (размещение двух крупных материалов, которые уравновешивают друг друга по диагонали).
20.Композиционно-графграфическое моделирование.Моделирование для дизайнера газеты – это создание образцов, эталонов композиции и графики газеты. В моделировании выделяют три этапа: моделирование групп оформительских элементов; систематизацию и унификацию оформления всех тематических объединений материалов; комплексную разработку оформительской модели газеты. Последнее возможно лишь при жестком планировании содержания, когда выдерживается график периодичности появления основных рубрик, разделов и тематических страниц, закрепленных размерных стереотипов, операций набора и стандарт-макетов. То есть моделируются размерные характеристики полосы, тематическая структура, логотип издания, колонтитул, выходные сведения, заголовочные и текстовые шрифты, подача элементов заголовочного комплекса, авторских подписей, «текстовок» и других особых текстовых блоков, иллюстраций, инфографики, разделительные средства, способы подачи и оформления рекламы.Модель обеспечивает индивидуальный, узнаваемый. привлекательный для читателя облик издания. С моделью легче создать удобную для читателя внешнюю форму издания, ведь в этом случае публикации одной тематики, направленности имеют закрепленное на полосе, в номере место, выразительные графические средства применяются по своеобразному расписанию. Модель призвана рационально организовать работу редакции по выпуску газеты, ведь она может быть представлена не только в виде редакционного документа – памятки, но и храниться в памяти компьютера в виде специального файла (стандарт-макеты, все графические составляющие модели). Время верстки существенно сокращается. В случае применения КГМ читатель всегда точно знает, какую информацию и на каком месте полосы он получит, а журналист знает требуемый объем, представляет форму подачи материала, над которым он работает.Благодаря моделированию деятельность редакции становится целенаправленной, появляются благоприятные условия для четкого планирования и контроля. Управление редакции становится более эффективным, сокращается время на решение повседневных задач, экономятся силы журналистов.