Тема 2. Представительство социальных интересов – институт социального механизма
Важнейшим институтом социального механизма в процессе государственного управления является система представительства социальных интересов в формирование государственно – политических отношений. Понимание природы данной системы ее функционирования позволяет понять сущность выработки управленческих решений и в целом государственной политики.
Процесс формирования государственной политики или выработки управленческого решения во многом зависит от господствующих в обществе интересов, а также от тех целей государственного развития, которые определены государством на основе представительства социальных интересов. Поэтому от того какие социальные интересы господствуют в обществе и как они формируются и выражаются, зависит направление и сущность государственной политики.
Формирование государственного социального интереса зависит от множества факторов, которые напрямую связаны с каждым человеком. Известно, что человек одновременно входит в различные социальные страты, может одновременно иметь и выражать различные, порою отличающиеся друг от друга, интересы. И от того как представлены мотивы, влияющие на формирование и выражение интереса, каким образом формируются интересы, как они воздействуют на институты государственного управления, таким образом реализуется государственное управление.
Во взаимодействии человека, общества и государства выделяют виды социальных интересов:
- частные, индивидуальные интересы;
- корпоративные, интересы организации;
- профессиональные;
- региональные;
- национальные;
- государственные;
- общечеловеческие.
Первичным является интерес частный, индивидуальный, где каждый человек выражает свои политические, экономические и иные интересы в законных формах непосредственной и опосредованной демократии. Однако множество различных интересов, с учетом множества индивидуальных интересов, привели к необходимости формирования определенной системы представительства социальных интересов. В основе которой, лежат две подсистемы представительства социальных интересов:
- функциональная подсистема непосредственного представительства социальных интересов, включающая в себя непосредственное участие гражданина в политической жизни (выборы, референдум, митинги, шествия, обращения и т.п.)
- политическая подсистема опосредованного представительства социальных интересов, где представление и формирование государственных интересов происходит через властные структуры, через общественные организации, политические партии и т.п.
Если в первой подсистеме интерес гражданина представляется лично и является таким, каким выражает его конкретный индивид, то во втором случае данный интерес интегрируется, трансформируется большинством других интересов и может быть изменен. Поэтому, при решении наиболее важных, коренных вопросов, касающихся радикальных перемен в жизни общества, условий жизнедеятельности, выбора пути развития, средств достижения поставленных целей, где перемены, затрагивают каждого человека в отдельности, должна задействоваться первая подсистема. Особенно это важно в отсутствии механизмов влияния со стороны каждого человека на принятие решения органами власти. Их ошибочное или противоречащее большинству гражданам решение сложно оспорить или опровергнуть, а это в конечном счете приводит к социальным противоречиям.
Основные способы представительства социальных интересов:
1. Законодательный способ, который реализуется в двух формах.
А) Прямой (индивидуальный). В период референдума, выборов, в рамках избирательной системы.
Б) Опосредованный способ, через представительный орган. Однако деятельность депутатов всех уровней представительной демократии, сегодня неподконтрольна и неподотчетна гражданскому обществу, у которого нет реальных рычагов: не отозвать депутата, не воздействовать на него. Кроме этого, в основе выборов лежит партийная принадлежность депутата к той или иной партии, а, значит, депутат, прежде всего, выражает не интерес граждан, которые его выбрали, а интерес партии, которой он принадлежит.
2. Партийный способ. Способ выражения интересов определенной партии или движения ради достижения политических целей (в основе целей любой партии - приход к власти). Проблема партийного интереса состоит в том, что он не отражает интересы всех членов партии, а выражает интересы лишь политической элиты. Прежде всего, партийно - корпоративные интересы.
3. Лоббизм. Выражение определенных корпоративно скрытых интересов, которые достигаются путем воздействия на принятие решения госструктурами скрыто, коррупционно.
4. Еще можно выделить региональный социальный интерес, связанный с развитием региона с учетом особенностей климатических, географических или экономических особенностей. Однако данный социальный интерес стал заменяться партийным.
Представительство социальных интересов различными способами реализуется через функционирование целой системы социальных институтов. Множество различных интересов выражающихся для государственного управления, привели к двум формам их определения и выражения:
Во-первых, социальные интересы трансформируются в форме «рационального выбора». Из-за невозможности выразить единый перечь индивидуальных интересов, представительными органами выбираются наиболее значимые, важные, актуальные социальные интересы для их реализации.
Во-вторых, для определения политики реализации социальных интересов, задействуется форма «политического выбора». За главой государства – Президентом РФ, конституционно закреплено право выработки государственной политики по реализации наиболее значимых для общества и государства социальных интересов. При этом, политический выбор может быть не связан с рациональным выбором. По Конституции РФ он может быть рациональным в силу выбранной политики главой государства.
В целом институт представительства социальных интересов выполняет функции:
- конкретизации социальных интересов;
- выбор наиболее значимых, актуальных;
- интеграции, т.е. сближения различных интересов;
- информированности власти о социальных интересах.
Реализуя эти функции, институт представительства социальных интересов в системе государственного управления обеспечивает в общественных отношениях, где выражаются множество различных интересов, определенную согласованность, целесообразность, гармонизацию.