Й бюллетень. -с театра военных действий
Вышел 23-й армейский бюллетень. Он гласит:
«Наряду с уже имеющимися известиями о победах, одержанных нашими доблестными войсками под командованием полковника Урбана над инсургентами на севере Трансильвании, несмотря на морозы и сильный снегопад, мы можем порадоваться подобному, не менее блестящему успеху войск фельдмаршал-лейтенанта Глезера при Араде, которому, как следует из приказа, поручено действовать против Трансильвании в долине Мароша со своей дивизией, сформированной из частей корпуса Теодоровича.
Сильная колонна инсургентов пыталась перейти [реку] у Садарлака, тем самым создав угрозу нашему левому флангу. Фельдмаршал-лейтенант Глезер приказал двум батальонам граничар-петервардейнцев занять первые дома Старого Арада, а затем бросил на штурм батальон Лейнин-гена и Иллирийско-банатский батальон 139.
В упорном, кровопролитном бою враг был опрокинут, все батареи, установленные инсургентами против крепости на правом берегу Мароша, уничтожены, причем захвачены имевшиеся там 23 пушки; из них 11 орудий крупного калибра были доставлены в крепость, 3 — потоплены в Ма-роше, 3 — заклепаны, 2 — переданы в распоряжение императорско-ко-ролевского австро-сербского армейского корпуса, 4 — демонтированы доблестными темешварскими артиллеристами; были захвачены 3 неприятельские патронные повозки, а, кроме того, во многих местах взорваны неприятельские боеприпасы.
За явную злонамеренность населения Старый Арад был обстрелян из крепости гранатами, что вызвало много пожаров, продолжавшихся всю ночь. — В этом сражении также взято в плен 40 человек.
Согласно только что поступившему донесению г-на фельдцейхмейстера графа Нугента из Эссега от 13 февраля, в этот день крепость сдалась, не дожидаясь штурма.
Трое ворот крепости были немедленно заняты осаждающими войсками, а 14-го утром гарнизон сложил оружие на гласисе.
Из Бертофалвы, в нескольких часах езды от Эперьеша, поступили известия от 13-го числа о колонне генерала Гёца, который, как уже сооб-
134 23-Й БЮЛЛЕТЕНЬ. — С ТЕАТРА ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
щалось, соединившись у Торнау с бригадой генерала князя Яблоновского, преследовал корпус мятежников под командованием Гёргея, спасающийся бегством по направлению к Лёйтшау.
Впрочем, согласно этому известию, одна без сомнения сильная неприятельская колонна с большим артиллерийским обозом прорвалась через Ципс, где она разрушила все мосты и дороги и направилась из Эперьеша на Кашау, стремясь соединиться в районе Тисы с другими бандами мятежников.
Г-н фельдмаршал-лейтенант граф Шлик со своими тремя бригадами расположился у Торны на фланге этой с трудом продвигающейся и уничтожающей все на своем пути неприятельской колонны, чтобы таким образом атаковать ее с наиболее выгодных позиций сразу же после соединения с колонной генерала Гёца, которое теперь и произошло через Мар-гитфалву, Айнзидль и Шмсльниц.
Генерал Гёц имел при Маргитфалве столкновение с летучим отрядом мятежников, причем было взято в плен несколько гусар, давших точные сведения о расположении и намерениях врага.
Так как одновременно крупное соединение под командованием фельдмаршал-лейтенанта Шульцига заняло позиции под Мишкольцем, мы в ближайшее время сможем дать точные сведения о событиях в этом районе.
Вена, 17 февраля 1849 г.»
Из этого победного бюллетеня вытекает, таким образом, что Эссег действительно капитулировал и что императорским войскам удалось снять осаду Арада. Будущее покажет, так ли важен успех на Мароше, как это утверждает бюллетень.
Напротив, дела императорской армии в верховьях Тисы обстоят весьма скверно. Последний бюллетень сообщал, что возле Токая Шлик через Тису ведет огонь по расположенным на другой стороне реки позициям венгров, а сегодня мы становимся свидетелями его поспешного отступления в северо-западном направлении, дабы избежать опасности быть атакованным Гёргеем с тыла, что поставило бы его между двух огней.
Маневры Гёргея поистине блестящи. Проникнув через Ципс в комитат Шарош, заняв Эперьеш и спустившись отсюда вниз по реке Хернад, как раз по тому пути, по которому шел Шлик, он, зайдя непосредственно в тыл последнему, заставил его отступить более чем на 12 миль от Токая в комитат Торна и, таким образом, занять позиции между Гёцем (Ципс) и Шуль-цигом (под Мишкольцем). Это дало Гёргею возможность со своею «без сомнения сильной колонной», которая, по признанию самого бюллетеня, хорошо обеспечена артиллерией, двинуться непосредственно к Тисе на усиление главных сил мадьярской армии. Может быть, мимоходом он перекинется парой теплых слов и со Шликом.
В Вене, кроме того, циркулируют следующие неофициальные сообщения о Венгрии;