Данная процедура применяется без ущерба статье 259
3. В случае, если Комиссия обращается в Суд Европейского Союза с иском на основании статьи 258, полагая, что заинтересованное государство-член не выполнило свою обязанность сообщить о мерах по трансформации директивы, принятой в соответствии с законодательной процедурой, то Комиссия может, когда признает это уместным, указать размер подлежащих уплате данным государством фиксированной суммы или пени, который, по ее мнению, соответствует обстоятельствам.
Если Суд Европейского Союза констатирует нарушение, то он может возложить на заинтересованное государство-член обязанность по уплате фиксированной суммы или пени в пределах размера, указанного Комиссией. Обязанность по уплате вступает в силу в день, установленный Судом Европейского Союза в его решении.
Статья 261
Регламенты, принимаемые совместно Европейским парламентом и Советом, и регламенты, принимаемые Советом на основании положений Договоров, могут наделять Суд Европейского Союза всеобъемлющей юрисдикцией в отношении предусмотренных в этих регламентах санкций.
Статья 262
Без ущерба другим положениям Договоров Совет, постановляя единогласно в соответствии со специальной законодательной процедурой и после консультации с Европейским парламентом, может принимать положения с целью наделить в установленной им мере Суд Европейского Союза полномочиями выносить решения по спорам в связи с применением актов, изданных на основании Договоров, которыми учреждаются европейские правоустанавливающие документы на интеллектуальную собственность.Эти положения вступают в силу после одобрения государствами-членами в соответствии с конституционными правилами каждого из них.
Статья 263 (правомочия)
Суд Европейского Союза контролирует правомерность законодательных актов, актов Совета, Комиссии и Европейского центрального банка, кроме рекомендаций и заключений, а также актов Европейского парламента и Европейского совета, направленных на создание правовых последствий в отношении третьих лиц. Кроме того, Суд Европейского Союза контролирует правомерность актов органов или учреждений Союза, направленных на создание правовых последствий в отношении третьих лиц.
С этой целью Суд Европейского Союза полномочен выносить решения по искам, которые подаются государством-членом, Европейским парламентом, Советом или Комиссией в связи с отсутствием компетенции, нарушением существенных процедурных требований, нарушением Договоров или любой нормы права, относящейся к их применению, либо злоупотреблением полномочиями.
На аналогичных условиях Суд Европейского Союза полномочен выносить решения по искам, которые подаются Счетной палатой, Европейским центральным банком и Комитетом регионов в целях защиты своих прерогатив.
На условиях, предусмотренных в первом и втором абзацах, любое ФЛ или ЮЛ может подавать иски против актов, адресатом которых оно является либо которые непосредственно и индивидуально его затрагивают, а также против регламентарных актов, которые непосредственно его затрагивают и не требуют исполнительных мер.
Акты о создании органов и учреждений Союза могут предусматривать особые условия и порядок для исков, подаваемых ФЛ и ЮЛ против актов этих органов или учреждений, которые направлены на создание в отношении них правовых последствий.
Предусмотренные в настоящей статье иски должны быть поданы в течение двухмесячного срока, который отсчитывается, в зависимости от случая, с момента опубликования акта, с момента уведомления о нем истца или – при отсутствии такого опубликования или уведомления – со дня, когда истец узнал о данном акте.
Статья 264
Если иск обоснован, то Суд Европейского Союза объявляет оспариваемый акт ничтожным и не имевшим места.
В то же время, Суд Европейского Союза указывает, если считает это необходимым, какие из последствий аннулированного акта должны считаться окончательными.
Статья 265
В случае, если в нарушение Договоров Европейский парламент, Европейский совет, Совет, Комиссия или Европейский центральный банк воздерживаются от принятия решения, то государства-члены и другие институты Союза могут обращаться в Суд Европейского Союза с целью обеспечить констатацию этого нарушения. Настоящая статья применяется на аналогичных условиях к органам и учреждениям Союза, которые воздерживаются от принятия решения.
Подобный иск может быть принят к рассмотрению, только если соответствующему институту, органу или учреждению было сначала предложено совершить действие. Если по истечении двухмесячного срока с момента такого предложения институт, орган или учреждение не определили своей позиции, то иск может быть подан в пределах следующего двухмесячного срока.
Любое ФЛ или ЮЛ лицо на условиях, предусмотренных в предыдущих абзацах, может обжаловать в Суде Европейского Союза нарушение каким-либо из институтов, органов или учреждений Союза своих обязанностей тем, что ими не был принят в адрес этого лица акт, кроме рекомендации или заключения.
Статья 266
Институт, орган или учреждение, от которых исходит аннулированный акт или бездействие которых было признано противоречащим Договорам, обязаны принять меры, требуемые для исполнения решения Суда Европейского Союза.
Данная обязанность не наносит ущерба обязанности, которая может вытекать из применения второго абзаца статьи 340.
Статья 267 (компетенция)
Суд Европейского Союза полномочен выносить решения в преюдициальном порядке о:
а) толковании Договоров;
b) действительности и толковании актов институтов, органов или учреждений Союза.
Когда подобный вопрос ставится перед юрисдикционным органом государства-члена, данный орган, если считает, что решение по этому вопросу является необходимым для разрешения им дела по существу, может запросить Суд Европейского Союза вынести свое решение по этому вопросу.
Когда подобный вопрос ставится в деле, находящемся на рассмотрении в национальном юрисдикционном органе, решения которого согласно внутреннему праву не подлежат судебному обжалованию, данный орган обязан обратиться в Суд Европейского Союза.
Если подобный вопрос ставится в деле, находящемся на рассмотрении в национальном юрисдикционном органе, которое касается лица, заключенного под стражу, то Суд Европейского Союза выносит свое решение в максимально короткий срок.
Статья 268 (компетенция)
Суд Европейского Союза полномочен рассматривать споры о возмещении убытков, которые предусмотрены во втором и третьем абзацах статьи 340, т.е.
(В области внедоговорной ответственности Союз в соответствии с общими принципами, являющимися общими для правовых систем государств-членов, должен возмещать убытки, причиненные его институтами или сотрудниками при осуществлении своих функций.
В отступление от второго абзаца ЕЦБ в соответствии с общими принципами, являющимися общими для правовых систем государств-членов, должен возмещать убытки, причиненные им самим или его сотрудниками при осуществлении своих функций.)
Статья 269 (компетенция)
Суд полномочен выносить решение о правомерности акта, принятого Европейским советом или Советом на основании статьи 7 ДЕС, исключительно по обращению государства-члена, ставшего объектом констатации нарушения ценностей, указанных в ст.2 Европейского совета или Совета, и только в отношении соблюдения процедурных предписаний, установленных данной статьей.
Подобное обращение должно быть подано на протяжении одного месяца с момента упомянутой констатации. Суд выносит решение в течение одного месяца со дня подачи обращения.
Статья 270 (компетенция)
Суд Европейского Союза полномочен выносить решения по любым спорам между Союзом и его сотрудниками в пределах и на условиях, которые определяются Статутом служащих Союза и режимом, подлежащим применению к другим сотрудникам Союза.
Статья 271(компетенция)
В установленных ниже пределах Суд Европейского Союза полномочен рассматривать споры, касающиеся:
а) исполнения государствами-членами обязанностей, вытекающих из Устава Европейского инвестиционного банка. В этой связи Административный совет Банка располагает полномочиями, которые признаны статьей 258 за Комиссией;
b) актов Совета управляющих Европейского инвестиционного банка. Каждое государство-член, Комиссия и Административный совет Банка могут подавать иски в этой сфере на условиях, предусмотренных в статье 263;
с) актов Административного совета Европейского инвестиционного банка. Иски против таких актов могут подаваться на условиях, предусмотренных в статье 263, исключительно государствами-членами и Комиссией, и только в связи с нарушением процедурных требований, предусмотренных в параграфах 2 и 5 –7 статьи 19 Устава Банка;
d) исполнения национальными центральными банками обязанностей, вытекающих из Договоров и Устава ЕСЦБ и ЕЦБ. В этой связи Совет управляющих ЕЦБ располагает по отношению к национальным центральным банкам такими же полномочиями, какие признаны статьей 258 за Комиссией по отношению к государствам-членам. Если Суд признает, что национальный центральный банк не выполнил какую-либо из обязанностей, возложенных на него согласно Договорам, то данный банк должен принять меры, которые требуются для исполнения решения Суда Европейского Союза.
Статья 272
Суд Европейского Союза полномочен выносить решения на основании арбитражных оговорок, которые содержатся в публично-правовых или частно-правовых договорах, заключенных Союзом или от его имени.
Статья 273
Суд полномочен выносить решения по любому спору между государствами-членами, имеющему связь с предметом Договоров, если этот спор представлен ему на основании арбитражного соглашения сторон.
Статья 274
С изъятием в отношении полномочий, предоставленных Договорами Суду Европейского Союза, споры, в которых стороной выступает Союз, не исключаются на этом основании из компетенции национальных юрисдикционных органов.
Статья 275
Суд Европейского Союза не обладает полномочиями в отношении положений об общей внешней политике и политике безопасности, а равно в отношении актов, принимаемых на их основе.
Однако Суд Европейского Союза полномочен контролировать соблюдение статьи 38 ДЕС и выносить решения по искам, подаваемым на условиях, предусмотренных в четвертом абзаце статьи 263 настоящего Договора, в целях контроля правомерности решений, принимаемых Советом на основании главы 2 раздела V ДЕС, которыми предусматриваются ограничительные меры против ФЛ и ЮЛ.
Статья 276
При осуществлении своих функций применительно к положениям глав 4 и 5 раздела V части третьей о пространстве свободы, безопасности и правосудия Суд не обладает полномочиями проверять действительность или соразмерность операций, проводимых полицией или другими репрессивными службами в государствах-членах, равно как и выносить решения относительно выполнения обязанностей государств-членов по поддержанию общественного порядка и охране внутренней безопасности.
Статья 277
Несмотря на истечение срока, предусмотренного в шестом абзаце статьи 263, любая сторона по случаю рассмотрения дела, в котором затрагивается принятый институтом, органом или учреждением Союза акт общего действия, может опираться на основания, указанные во втором абзаце статьи 263, в целях постановки перед Судом Европейского Союза вопроса о неприменении этого акта.
Статья 278
Иски, подаваемые в Суд Европейского Союза, не имеют приостанавливающего действия. Однако если Суд Европейского Союза считает, что этого требуют обстоятельства, то он может распорядиться об отсрочке исполнения оспариваемого акта.
Статья 279
В делах, поступивших на его рассмотрение, Суд Европейского Союза может предписывать необходимые временные меры.
Статья 280
Решения Суда Европейского Союза обладают исполнительной силой на условиях, предусмотренных в статье 299.
Статья 281